СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ /  МУЛЬТИМЕДИА В ЭКСПОЗИЦИИ /  МУЗЕЙ КОМПАНИИ "ТАТНЕФТЬ"
МУЗЕЙ КОМПАНИИ "ТАТНЕФТЬ"
В.Ю.Дукельский, А.В.Лебедев
Л. Озерников. Дизайн-макет раздела "Героическая эпоха"
Раздел "Героическая эпоха". Общий вид
Раздел "Героическая эпоха". Так все начиналось
Раздел "Героическая эпоха". Инсталляция
Раздел "Героическая эпоха". Фрагмент экспозиции
Раздел "Страна Татнефть"
Раздел "Страна Татнефть". Фрагмент экспозиции
Раздел "Цели и ценности компании". Общий вид
Раздел "Цели и ценности компании". Электронная экспозиция "Люди"
Раздел "Цели и ценности компании". Общий вид
Раздел "Цели и ценности компании". Фрагмент экспозиции
Л. Озерников. Дизайн-макет раздела "Окно в будущее"
Виртуальная сфера Латыповых в экспозиции музея

5 сентября 2003 года в дни празднования 60-летия начала разработки нефтяных месторождений Татарстана в г. Альметьевске открылся корпоративный музей. Музей расположен на втором этаже нового административного здания ОАО "Татнефть" в трех помещениях общей площадью около 150 кв. м.

Размещение музея в главном офисе компании наложило определенные ограничения на проектирование. В такой ситуации экспозиция неизбежно становится частью офисных интерьеров и интегрируется в разворачивающуюся вокруг жизнь компании. Поскольку большая часть экспозиции открыта в основное пространство здания и отделяется от него прозрачной стеклянной перегородкой, музей фактически превращается в витрину компании.

Формирующееся экспозиционное пространство приобретает и некоторые "сакральные" черты, будучи связано с возможным проведением в музее значимых для корпорации действий (празднества, посвящения и т.д.). Зона, в которой размещается музей, не является полностью закрытой, хотя доступ в нее ограничен. Тем самым, музей становится неким преддверием компании, местом приема различных гостей, знакомящихся здесь с ее сегодняшним днем, историей и планами на будущее.

Музей Татнефти с точки зрения его профильной ориентации не имеет прямых аналогов в отечественной практике. Он не является ни естественнонаучным музеем нефти, ни техническим музеем, ни производственным музеем истории отдельных предприятий, ни мемориальным музеем, рассказывающим о выдающихся людях Татнефти.

Музей Татнефти - это музей корпоративной культуры и культуры, возникающей в результате деятельности компании. В определенном смысле, это музей "углеводородной цивилизации".

Экспозиция Музея Татнефти является

  • соединением времен и пространств
  • способом моделирования желаемого образа компании
  • формой рефлексии образа жизни компании
  • инструментом продвижения компании

Экспозиция Музея Татнефти отражает

  • представление о компании как о живом организме
  • идею непрерывного движения (компания "на марше")
  • мировоззрение и общественную позицию Татнефти

Экспозиция включает 4 базовых элемента:

  • ритмы жизни компании
  • ценности компании
  • лица компании
  • голоса компании (прямая речь людей)

Экспозиция строится на концепции трех миров:

  • мира нефти (подземного)
  • мира людей и корпорации (срединного или земного)
  • мира внешнего (национального и глобального)

и концепции трех времен:
  • время открытий
  • время перемен
  • время проектов

Экспозиция включает 4 раздела, дающих собирательные образы компании:

  • Героическая эпоха
  • Страна Татнефть
  • Выбор пути - цели и ценности вертикально интегрированной компании
  • Окно в будущее - Новая компания в Новом мире

В информационных киосках Музея Татнефти разместилась электронная экспозиция "Люди" (посмотреть скриншоты). В данном случае, под "электронной экспозицией" понимается система терминалов, связанная с учетно-хранительской базой музея. Конечно, электронная экспозиция - это не просто интерфейс, дающий посетителю доступ к электронному каталогу. Она имеет собственный сценарий, кроме того, ряд материалов, как и в любом другом электронном издании, готовится специально для данной публикации: тексты, изображения, аудио-видеоклипы, специальные мультимедиа программы для посетителей (в том числе игры) и др. Но по сравнению с CD-ROMом, web-сайтом, локальным информационным киоском электронная экспозиция обладает очевидным преимуществом - она имеет механизм синхронизации. Основную часть электронной экспозиции составляют материалы из музейной БД, и все изменения и дополнения, сделанные хранителем в рабочей базе, немедленно визуализируются в системе.

Электронные экспозиции могут по-разному соотноситься с реальными музейными экспозициями, в которых размещены: пояснять материалы экспозиции и облегчать посетителю ориентацию в ней, привносить в экспозицию элементы игры и развлечения и др. Электронная экспозиция "Люди" в Музее Татнефти дополняет основную экспозицию и отвечает на главный вопрос посетителя корпоративного музея: "А где я в этом музее?". Поскольку в Музее Татнефти такой вопрос могут задать 70.000 человек (таково число работающих в компании), то ответить на него традиционными экспозиционными средствами невозможно.

Одним из важных средств "погружения" в подземный мир нефти стал "Виртуальный музей Девонского периода", реализованный на основе "Виртуальной сферы братьев Латыповых". Посетитель получает возможность походить в виртуальном пространстве. Причем не мышкой и клавиатурой, а своими собственными ногами. Включение моторики человека, позволяет естественнее воспринимать визуальную информацию в трехмерном пространстве.

Общее решение экспозиции
Концепция - Николай Никишин
Сценарий - Владимир Дукельский
Дизайн - Лев Озерников
Средства отображения информации - компания "Activision"

Электронная экспозиция "Люди"
Концепция и сценарий - Алексей Лебедев
Дизайн и программирование - ОАО "Альт-Софт"

Виртуальный музей Девонского периода
Концепция и сценарий - Николай Никишин, Светлана Минина
Программная и техническая реализация - компания "VirtuSphere"

© Музей будущего, 2005