СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ /  МУЛЬТИМЕДИА В ЭКСПОЗИЦИИ /  СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
В МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ
А.В.Лебедев
Электронные "этикетки". Музей этнологии, Лейден
Виртуальный депозитарий. Музей "Натуралис", Лейден
Выставка политической карикатуры. Музей этнологии, Лейден
Дом музыки, Вена
Танец шамана. Музей этнологии, Лейден
Музей хоккея, Торонто
Экспозиция "Движение". Музей "Натуралис", Лейден
Демонстрация промышленных процессов. Музей науки, Лондон
Строение Земли. Музей "Натуралис", Лейден

При всем разнообразии способов применения современных средств отображения информации в музейном деле обычно они используются как вспомогательные средства, облегчающие работу по учету и хранению (музейные АИС), поясняющие представленное в экспозиции (своего рода электронные этикетки и экспликации) и дополняющие ее (предъявление объектов, не включенных в экспозицию - электронная экспозиция "Люди", в Музее компании "Татнефть", Альметьвск; "виртуальный депозитарий" в Музее "Натуралис", Лейден; и др.). Свое место рядом с традиционными изданиями на "бумажном носителе" заняли музейные CD-ROMы и веб-сайты. Не меняется суть дела и в тех случаях, когда современные технические средства используются как инструменты предъявления хранимого музеем материала (демонстрация кинофрагментов в экспозиции музея кино; показ объектов видео-арта в музее современного искусства; и т.п.).

В данном разделе будет рассмотрен особый случай, все чаще встречающийся в современной музейной практике. Речь идет о специально созданных аудио, видео и мультимедийные программах, выступающих равноправными участниками экспозиционного "действа" наряду с традиционными музейными предметами.

Первый и наиболее простой вариант - использование средств мультимедиа в художественных экспозициях, когда программа является составной частью представленного объекта. Например, в 2003 году Музей этнологии в Лейдене (Нидерланды) показал выставку политической карикатуры, где рядом с карикатурными рисунками были выставлены мониторы, демонстрирующие телеинтервью изображенных персонажей. Это значительно увеличивало эффект воздействия графических листов, и все же, наверное, можно представить себе экспозицию карикатуры и без упомянутых видеоматериалов. Однако сегодня мы все чаще сталкиваемся с более радикальным подходом. Типичным становится прием, когда в экспозиции выставлено произведение современного искусства, а на стоящем рядом мониторе автор демонстрирует свое творение и произносит по его поводу некоторый текст. Это выступление неверно было бы назвать "комментарием", т.к. в рамках эстетики постмодернизма оно оказывается равноправной частью произведения, не менее значимой, чем сам предмет, созданный руками художника. Более того, в данном случае материальный и мультимедийный объекты неотторжимы друг от друга и не могут быть предъявлены зрителю по отдельности.

Ситуация равноправия, экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов возможна не только в художественных экспозициях. Приведем несколько примеров подобных пар из разного типа музеев:

  • Музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена)
  • Чучело птицы и запись ее пения (Дарвиновский музей, Москва)
  • Наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден)
  • Форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто)
  • Чучело животного и видеофильм, показывающий животное в естественной среде обитания (Музей "Натуралис", Лейден)
  • Технические объекты и демонстрация их действия на мониторе (Музей Немо, Амстердам; Музей науки, Лондон; Музей техники, Вена)

Заметим, что в большинстве упомянутых случаев мы имеем дело не просто с парными объектами, а с парами "предмет - процесс", что и создает ситуацию их равной экспозиционной значимости.

И, наконец, в контексте избранной темы наиболее интересна ситуация, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции, и мультимедиа принимает на себя его функции (демонстрация работы доменной печи, молекулярных процессов, извержения вулкана, геологической структуры Земли и др.). Понятно, что все это может быть показано и с помощью традиционных средств (макеты, схемы и т.п.), но современные средства отображения информации оказываются в данном случае куда более зрелищными, а главное более подлинными, чем что-либо иное. Подобная практика использования мультимедиа широко распространена в естественно-научных и технических музеях (виртуальная сфера в Музее компании "Татнефть"), но встречается также в музеях художественного и исторического профиля (Музей импрессионизма в Овере, Франция; Музей М.Т.Калашникова; медиа-инсталляция в Музейном центре "Наследие Чукотки").

© Музей будущего, 2005