СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ /  МУЛЬТИМЕДИА В ЭКСПОЗИЦИИ /  КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО
КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО
Из интервью А.В.Лебедева журналу "Интеррос"
Колокольня Ивана Великого. Общий вид после реставрации 2005-2008 годов
Общий вид экспозиции 1-го этажа 1-го яруса колокольни
Деревянный Кремль. Реконструкция внешнего вида Кремля XII века. Видеопроекция. 1-й этаж 1-го яруса
Белокаменные фрагменты Успенского собора 1326-1327 годов. 1-й этаж 1-го яруса
Терем Дмитрия Донского. Миниатюры Летописного лицевого свода. Видеопроекция. 1-й этаж 1-го яруса
Белокаменные укрепления Московского Кремля XIV века. Видеопроекция. 1-й этаж 1-го яруса
Белокаменные фрагменты скульптуры Георгия Победоносца с Фроловской башни. 1-й этаж 1-го яруса
Основная лестница, соединяющая 1-й и 2-й этажи 1-го яруса колокольни
Проекция чертежа "Кремленаград" (н. XVII века) на свод 2-го этажа 1-го яруса колокольни
Кремль конца XV - XVII века. Стены и башни. 2-й этаж 1-го яруса
Кремль конца XV - XVII века. Научная реконструкция Великокняжеского дворца к. XV - XVI вв. сделана специально для данной экспозиции. 2-й этаж 1-го яруса
Кремль конца XV - XVII века. Соборная площадь. 2-й этаж 1-го яруса
Кремль конца XV - XVII века. Соборная площадь - экспозиция и окно на современную Соборную площадь. 2-й этаж 1-го яруса
Дворцы XVII века (Запасной и Теремной). 2-й этаж 1-го яруса
Кремль конца XV - XVII века. Чудов монастырь. 2-й этаж 1-го яруса
Кремль конца XV - XVII века. Ивановская площадь. Видеопроекция. 2-й этаж 1-го яруса
Малая винтовая лестница. Сохранились белокаменные ступени XVI века
Колокола "Новгородский" и "Медведь" (видеопроеции) и колокол "Лебедь" в дверном проеме. 2-й ярус. Посетитель слушает голоса колоколов Ивана Великого
Проекты перестройки Кремля XVIII - XIX века. Проект Матвея Казакова. Видеопроекция. 2-й ярус
Вид Соборной площади с колокольни Ивана Великого

Экспозиция в колокольне Ивана Великого посвящена истории архитектуры Московского Кремля. Невольно возникает вопрос: есть ли смысл показывать и рассказывать подробно, например, про Успенский собор, мимо которого посетитель только что прошел, идя в эту самую колокольню? - Наверное, нет. Для этого существуют экскурсии по территории Кремля. А в экспозиции посетителю гораздо интереснее узнать о том, чего он уже не увидит воочию. Например, о белокаменном Успенском соборе XIV в., который когда-то стоял на Соборной площади. Что от него осталось? Несколько фрагментов, которые представлены в экспозиции. Но посетитель не может по маленькому фрагменту понять, как выглядел этот собор. Поэтому мы показываем реконструкцию собора (видеопроекция) и в ней обозначаем то место, где располагался экспонируемый фрагмент (проекции сделаны прямо на беленые стены колокольни).

Нельзя было забыть и еще об одном уникальном памятнике архитектуры - о самой колокольне. 90 лет она была закрыта для посещения. Осмотр интерьеров колокольни - это тоже очень интересно. Поэтому периодически все проекции выключаются, и остается только подсветка.

Таким образом, мы имеем три экспозиционных слоя. Первый – это сама колокольня или ее части, выделенные светом. Второй – сохранившиеся фрагменты кремлевских построек. И третий - те самые виртуальные экспонаты, мультимедийные объекты, которые выступают в паре как с архитектурой колокольни, так и с экспонируемыми белокаменными фрагментами.

Раньше ведь просто рисовали картинку…

Совершенно точно. Представим себе, что мы убрали оттуда все проекции и вместо них сделали большие графические планшеты с реконструкциями зданий. И что в итоге получилось? Мы загородили интерьеры колокольни. Основная идея всей этой экспозиции в том, что это - музей-трансформер. Туда могут прийти люди как минимум трех уровней компетенций. Назовем одного архитектуроведом, второго - любителем истории, третьего - профаном. Профессионалы могут обойтись без всякого мультимедиа: они и так знают, откуда та или иная деталь. Таких людей немного, но это важная для музея аудитория. В этом случае проекции можно выключить. Вторая категория – это люди, которые что-то знают, но не до таких тонкостей. Они могут не слушать текст в наушниках и просто смотреть на экраны и на экспонаты. И, наконец, третий вариант, когда человек получает все. И эта ситуация регулируется одним нажатием кнопки.

Еще одна проблема, актуальная для такого памятника архитектуры – это маленькая экспозиционная площадь (суммарная площадь помещений одного яруса колокольни – 30-40 кв.м). По нормам пожарной безопасности на одном ярусе может находиться одновременно не более 10 человек. Именно этим обусловлен показ в логике постоянного движения. Он задает определенный темп просмотра и позволяет сделать так, что люди будут входить каждые 15-20 минут. Только освободился один ярус, тут же входит следующая группа. Это позволит поднять посещаемость колокольни до 40 человек в час, что немало при таких крохотных размерах помещений. Самая высокая площадка – это гульбище, т.е. смотровая площадка. Мы поднимаемся по векам, по этажам истории, и когда доходим до самого верха - видим современный Кремль. И в этом смысл нашего движения.

Я рассказываю эту историю вот с какой точки зрения. До этого речь шла о случаях, когда мультимедиа, по больше части, выполняет вспомогательные функции по отношению к экспонату: например, музыкальный инструмент и видеоклип, показывающий как на нем играют. Здесь все происходит наоборот: виртуальный экспонат, и в качестве иллюстрации к нему - кусочек камня, т.е. реальный предмет, который дополняет мультимедийную реконструкцию, и далеко не всем понятен без мультимедиа.

Как Вам кажется, сегодня виртуальный экспонат является обязательной составляющей современного музея?

Здесь ситуация распадается на два разных случая: художественные музеи и все остальные. В художественном музее это довольно сложная и опасная технология. Потому что экран подавляет, и он уводит от созерцания предмета, который сам по себе как зрелище ценен. Во всех остальных случаях этого конфликта нет. Более того, современный человек в повседневной жизни привык видеть огромное количество зрительных образов, созданных современными средствами отображения информации, и образов в визуальном смысле очень агрессивных. Важнейшая задача музея состоит в том, чтобы победить эти зрительные образы, то есть предложить нечто, не уступающее им по привлекательности. Я сознательно использую именно это слово – по привлекательности. Современный человек вырос в культуре видеоклипа, у него клиповое и гипертекствое сознание. Если мы по-прежнему будем строить музейную экскурсию как лекцию или школьный урок с соответствующей дидактикой, то мы потеряем аудиторию. У нас уведут ее Интернет-кафе, телевизор, билборд. Можно, конечно, настаивать на своем и действовать по принципу «умрем, но идеалам не изменим». А можно пытаться разговаривать с людьми на том языке, к которому они привыкли.

Да, но с другой стороны получается, что современный человек, привыкший к этим самым видеоизображениям, приходит в музей и видит те же изображения. Не должен ли музей предлагать что-то другое?

Музей должен предлагать такой хитрый фильм, где реальные предметы соединены с медийными образами. Это то, что человек не получит ни с помощью телевизора, ни компьютера, ни в кино. Это непростая задача, но именно здесь лежит главное конкурентное преимущество музея. Музей должен делать упор на то, что есть только у него и больше нигде. Конечно, видеосюжеты, которые мы делали для колокольни Ивана Великого можно показать по телевизору. Но в колокольне эти проекции встроены в архитектуру с ее нишами, проемами, каморами и соотнесены с выставленными в экспозиции белокаменными фрагментами. И в этом уникальность экспозиции, ее главный смысл.

А если говорить о стоимости, то мультимедиа, наверное, очень дорогое удовольствие для музея.

Современный музей вообще штука дорогая. Для него, например, нужно хорошее оборудование, поддерживающее климат, обеспечивающее пожарную безопасность, разные системы защиты и пр. Даже музейная витрина – это дорогая вещь. Прошло то время, когда посетители восхищались экспозициями, сделанными из фанеры и гофрокартона. Современный человек привык видеть дома, в офисе, на вокзале евроремонт, высокое качество отделочных материалов. И в музее оно должно быть не хуже, чем на вокзале. Иначе посетитель развернется и уйдет. Поэтому если речь о серьезной модернизации музея, о создании новой экспозиции, о музеефикации здания, то мультимедиа в процентном отношении составляют не так много. Даже в Иване Великом, который просто весь напичкан современным оборудованием, стоимость всех инженерно-технических систем (включая компьютерные системы и мультимедиа) составляет менее трети от общей стоимости проекта. А обычно это не более 10 процентов. Конечно, речь идет о проектах достаточно масштабных и амбициозных.

Чаще задачи стоят более скромные. Но в этих случаях частенько встает другая проблема: несоответствие высокого уровня запросов и низкой степени готовности вкладывать в проект значительные ресурсы. Сегодня уровень технологий настолько возрос, что целый ряд функций музей вынужден отдавать внешним исполнителям. Только привлекая к сотрудничеству серьезных профессионалов можно получить по-настоящему значимые результаты. Это не означает, что авторов концепций, сценаристов, дизайнеров всегда необходимо призывать извне. Но следует реально оценивать собственные возможности, четко понимать, что ты способен сделать сам, а где без приглашенных специалистов не обойтись. И связано это с ответом на очевидный вопрос: "На какое качество итогового продукта мы претендуем?" Если предел наших мечтаний – создать экспозицию не хуже, чем в соседнем краеведческом музее, то для этого не надо выписывать из Австрии знаменитого Дитера Богнера. Нужно учиться проектированию и делать экспозицию своими силами. Ну а уж если мы хотим превратить отслужившее свой срок здание вокзала в музей Орсе, тогда…

На сайт "Колокольня Ивана Великого"

Экспозиция

Сценарий и концепция - АНОК "Музей будущего": В.Дукельский, А.Лебедев
Художественная концепция и монтаж экспозиции - ООО Студия "Музей-Дизайн": А.Конов, О.Ковалевский, А.Бикуревский, С.Зиновьева, А.Пономарев, В.Правдин, Ю.Шеин
Экспозиционный материал - А.Гращенков
Общая идея и концепция технического проекта - А.Дремайлов
Компьютерное оборудование, комплексное программирование - ООО "Интмедиа"

Мультимедиа

Сценарий - А.Лебедев
Текст - В.Дукельский
Архитектурные реконструкции - В.Рябов, Д.Яковлев
3D-графика - Технический университет Дармштадта, Германия: М.Кооб, М.Греллерт; ООО "Интмедиа"; Студия "Моторс"
Фонозапись колоколов и премастеринг звука - РОО "Общество церковных звонарей": И.Коновалов, К.Мишуровский, С.Мишуровская, Д.Сорокин
Дикторский текст - Т.Фиалкова
Монтаж видеоматериалов - ООО "Интмедиа": Г.Домбровский, Е.Ерохина, Е.Каменская, К.Лункин, Т.Фиалкова

© Музей будущего, 2010