НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Ивата Накаяма. Модернизм в японской фотографии

c 18 мая по 22 июля 2018Москва
Ивата Накаяма. Футуристическая пантомима, 1927. Серебряно-желатиновая печать. Коллекция Фонда Иваты Накаямы. Представлено Художественным музеем префектуры Хёго
Ивата Накаяма. Создание, 1942. Серебряно-желатиновая печать. Коллекция Фонда Иваты Накаямы. Представлено Художественным музеем префектуры Хёго
Ивата Накаяма. Композиция (кружево и стакан). Серебряно-желатиновая печать, 1930—1935. Коллекция Фонда Иваты Накаямы. Представлено Художественным музеем префектуры Хёго
Ивата Накаяма. Композиция, 1933 (печать 1996). Серебряно-желатиновая печать. Коллекция Фонда Иваты Накаямы. Представлено Художественным музеем префектуры Хёго
Ивата Накаяма. Японская девушка, около 1925. Серебряно-желатиновая печать. Коллекция Фонда Иваты Накаямы. Представлено Художественным музеем префектуры Хёго
В рамках «Фотобиеннале 2018» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Иваты Накаямы — одного из самых ярких представителей эпохи модернизма в японской фотографии.

Куратор: Ольга Свиблова

Коллекция Фонда Иваты Накаямы. При содействии МЕМ

«Обладая изощренной техникой и тонким чувством формы, он заставлял фотобумагу лучиться невиданным великолепием», — пишет куратор Художественного музея Сёто Юри Мицуда.

Ивата Накаяма родился 3 августа 1895 года в Янагаве (префектура Фукуока). С самого детства он интересовался европейским искусством и даже хотел стать художником. В 1915 году Накаяма поступил на Временное отделение фотографии Токийского художественного училища, открытое незадолго до этого. В мае 1923 года оно было переименовано в Отделение фотографии, а через три года закрыто. За одиннадцать лет существования Отделение фотографии окончило 47 человек; среди девяти первых его выпускников был Ивата Накаяма.

Окончив художественное училище, Накаяма отправился в США на стажировку от Министерства сельского хозяйства и торговли Японии. Некоторое время он изучал историю искусства в Университете Калифорнии, а затем переехал в Нью-Йорк и через некоторое время открыл собственную фотостудию на Пятой авеню. Первые годы фотограф искал клиентов, лично обходя большие загородные дома. Чтобы привлечь покупателей, он даже выпускал специальные купоны. В «американский период» Накаяма занимался в основном коммерческой студийной фотографией, только после переезда во Францию он решил полностью посвятить себя художественной фотографии.

В 1926 году он продал свое нью-йоркское фотоателье и переехал в Париж, который в период между двумя Мировыми войнами, был главным центром художественной жизни Европы. Именно в это время в столице Франции состоялись первая персональная выставка Альберто Джакометти, «Вторая выставка сюрреалистов», а также вышла в свет «Естественная история» Макса Эрнста.

Наиболее значимой работой Иваты Накаямы этого периода стала серия фотографий, посвященная творчеству итальянского художника-футуриста Энрико Прамполини. На снимках Накаямы изображены футуристические композиции из геометрических форм, демонстрирующие радикально авангардную стилистику работ Прамполини. Позднее Накаяма использовал эти фотографии для обложки японского журнала «Кога», а также включал их фрагменты во многие фотомонтажи.

В Париже Накаяма создал и свою первую фотограмму. Хотя к тому моменту эта техника уже получила развитие в работах Ман Рэя и Ласло Мохой-Надя, Накаяма пришел к ней независимо от них, путем собственных экспериментов.

В 1927 году Накаяма вернулся в Японию. Десятилетие, проведенное в США и Франции, оказало огромное влияние на мировоззрение фотографа и формирование его художественного стиля. Познакомившись с американским и европейским искусством, Накаяма решительно отказался ему подражать. Он хотел быть на равных с европейскими и американскими художниками, создавая нечто принципиально новое, не пытаясь имитировать западные образцы.

В Японии начала ХХ века художественная фотография в значительной степени была уделом любителей. В основном публику интересовали предметы, изображенные на фотографии, а не фотография как способ художественного выражения. Накаяма же считал, что фотография может быть чистым искусством. Фотографию создает не камера, уточнял он, а художник, использующий эту камеру.

«Долгое время я считал фотографию и живопись одним видом искусства, поскольку обе работают с плоскостью. Однако, сколько бы я ни совершенствовал свое мастерство, мне бесконечно далеко до Рафаэля... Так что вместо этого я стал вникать в красоту и обаяние фотографии и исследовать возможности ее материалов и инструментов... В результате мне удалось создать художественные фотографии, которые вселяют в меня чувство некоторого удовлетворения», рассказывал Накаяма.

В 1930-е годы Ивата Накаяма был одной из самых ярких звезд японской фотографии, несмотря на то, что в период нарастающего национализма, тот факт, что Накаяма использовал камеру для выражения своего внутреннего мира, вместо того, чтобы отображать объективную реальность, нередко вызывал в его адрес критику. Тем не менее Ивата Накаяма оставался верен своим принципам.

Созданный Иватой Накаямой «Фотоклуб Асии» гордился тем, что «превыше всего ценит индивидуальность» и «не создает подражательных работ». Критерием оценки работы, считал Накаяма, должна быть не ее принадлежность к тому или иному стилю, а то, что она «чужда подражательству и верна концепции данного художника».

www.museum.ru/N69896
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
сайт:mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 20.05.2025  x    ?  


120-летие со дня рождения М.А. Шолохова

К юбилею Иосифа Бродского: кураторский перформанс и "открытый микрофон" в саду Фонтанного Дома

К 120-летию Михаила Шолохова. Выставка «Он сражался за Родину» в Музее Победы

Выставка "Святая Русь и Честный Дон" в Российской национальной библиотеке

Три нидерландские Мадонны. К завершению реставрации

Эрмитажные мгновения – 2025

Выставка «Поэт и царь» в Новосибирском краеведческом музее

Фестиваль наивного и аутсайдерского искусства «Иное/Наивное» в Екатеринбурге

Димитри Зоэллен. 713 жизней Чарли

Евгений Тыкоцкий. Встречи и расставания

Выставка «Россия. Дон. Шолохов» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Конференция «Изучение творчества М.А. Шолохова на современном этапе: проблемы, концепции, подходы»

Выставка «Ищите и обрящете…» в Часовне-музее Спаса на Крови, Санкт-Петербург

Это всего лишь тайна. Вокруг Елены Суровцевой

Выставка «Жизнь замечательных собак» в Русском музее

Историко-просветительская конференция "Актуальность Суворовского наследия в Год защитника Отечества"

Выставка «Зеленая полоса» в Музее петербургского авангарда

Глазами Веры

К юбилею художника. Выставка «Георгий Постников. 75» в Музее Достоевского

Выставка "Денга Псковская"

Фёдор Фёдорович Нотгафт и его коллекция. Из жизни военного Эрмитажа

Выставка "Стечение обстоятельств"

Суровый стиль Петра Оссовского. К 100-летию художника

Выставка «Отпечатки» в Новосибирском художественном музее

Оксана Афанасьева. Ослепительно-белый и угольно-черный

Выставка «Урал: металл и камень. Авторское ювелирное искусство Свердловска/Екатеринбурга»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru