НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX – начала XX веков

c 1 декабря 2016 по 4 мая 2017Москва
А.А.Иванов. ''Посещение Марией Елизаветы''. Эскиз росписи неосуществленного храма. Бумага, акварель, графитный карандаш. 33,2 х 24,5. Третьяковская галерея
М.А.Врубель. Голова ангела. 1889. Фрагмент композиции ''Воскресение'' Бумага, акварель, угольный карандаш, графитный карандаш. 26,1 x 31. Третьяковская галерея
М.А.Врубель. Хождение по водам. Эскиз стенной росписи. 1890. Бумага на картоне, акварель, белила, тушь, итальянский карандаш. 59 x 66. Лист склеен из 4-х частей. Третьяковская галерея
З.Е. Серебрякова. Индия. 1916. Картон, темпера. 51 x 51. круг. Третьяковская галерея
З.Е. Серебрякова. Сиам. 1916. Картон, темпера. 51 x 51. круг. Третьяковская галерея
В рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники"

Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54

С первых лет работы Третьяковской галереи эскизы росписей были в фокусе внимания при формировании коллекции. Этот раздел собрания музея активно пополняется и в настоящее время. Сегодня в коллекции Галереи отражены работы над многими крупнейшими храмовыми и светскими ансамблями XIX — начала XX века. В состав выставки включены лучшие образцы из них, а также представлены эскизы неизвестных, несохранившихся и нереализованных росписей, многие из которых экспонируются впервые.

Эскизы монументальных росписей — один из интереснейших жанров графики. Плоскость белого листа, условность графического языка, его декоративные возможности как нельзя более созвучны особенностям и задачам монументального искусства. Проекты композиций, предназначенные к воплощению на огромных поверхностях стен, содержат в себе потенциал крупной формы, их отличает пластическая выверенность и красота. Вместе с тем эскизы росписей — своеобразный визуальный документ эпохи, позволяющий реконструировать неосуществленные проекты, обогатить представление о движении замысла, о перемене пристрастий архитектора и заказчика, а порой и о смене художественных эпох.

Выставку открывают работы Александра Иванова из цикла "Библейские эскизы", являющие собой невоплотимый образ Храма, его идею. Этот проект был грандиозен — около пятисот сюжетов. Мастер хотел создать систему росписей, где перед зрителями проходила бы вся духовная история человечества наподобие житийной иконы с клеймами: центральная часть была отведена главной композиции, а вокруг располагались ветхозаветные сцены и параллели из античных мифов. Проект изначально был обречен на незавершенность. Двести акварелей цикла позволяют почувствовать невероятный размах и одновременно утопичность замысла А.А. Иванова, намного опередившего свое время. Завораживающая сила акварельной техники, пластическая мощь, заключенная в небольших по размеру работах, превращают "Библейские эскизы" в уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой художественной культуре.

Тему оформления храмовых ансамблей продолжают работы, выполненные для Исаакиевского собора, которые можно рассматривать как коллекцию русской религиозно-исторической живописи 1840–1850-х годов. Под руководством В.К. Шебуева над внутренним убранством собора трудились Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов, А.Т. Марков, П.В. Басин и другие. Приверженность академическим принципам объединяет работы, исполненные очень разными по своей индивидуальной манере художниками, в единый, стилистически гармоничный ансамбль. Росписи собора представляют концепцию, сложившуюся в петербургских храмовых ансамблях классической эпохи.

Владимирский собор в Киеве — попытка осуществить научный подход к возрождению национальной традиции. Обращенная к самым истокам, "к византийскому стилю", программа росписей была создана историком искусства, археологом А.В.Праховым. Им же заложен и артельный принцип работы. Главным художником, определившим облик храма, стал В.М.Васнецов. Важнейшей интригой художественного руководства Прахова было приглашение М.А.Врубеля, а основным драматическим событием в процессе создания внутреннего убранства стало отстранение от работ этого великого художника. Композиционные схемы разработанных им сюжетов "Рождество Христово" и "Воскресение Христово", в которых, подобно А.А.Иванову, он намного опередил время, перешли к М.В.Нестерову. Представленные на выставке эскизы обоих художников позволяют почувствовать колоссальную разницу в их художественном мышлении.

Особую тему в комплектовании собрания графики составляет Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве, расположенной по соседству с Третьяковской галереей. История создания этого архитектурного шедевра эпохи модерна представлена недавно приобретенными работами А.В.Щусева, М.В.Нестерова и отражена достаточно подробно: от первых архитектурных идей — к ювелирно прорисованным эскизам икон, росписей и церковной утвари. Эти материалы составляют редчайший по своей полноте и гармоничности ансамбль.

Не менее интересной страницей в развитии "графики стен" являются гражданские интерьеры частных и общественных зданий. Представленные на выставке рисунки В.А.Серова для столовой в доме Носовых, проекты для особняков А.В. и С.Т.Морозовых, разработанные М.А.Врубелем, цикл эскизов В.Э.Борисова-Мусатова для особняка И.А.Дерожинской позволяют разглядеть основной вектор поисков художников рубежа XIX–ХХ веков, тяготеющих к созданию идеального пространства, наполненного искусством. На пути от традиционной станковой картины к монументальной форме панно художники находят новые пластические формулы, основанные на обобщенной плоскостной трактовке форм, главенстве силуэта, линии.

Заключительный раздел выставки составляет уникальный комплекс материалов, связанных с проектом Казанского вокзала в Москве. Этот последний в истории Российской империи художественный проект, ставший апофеозом и финалом русской дореволюционной культуры, не случайно развивался как грандиозная творческая утопия. Он и в концепции, и на практике пытался соединить несоединимое — Восток и Запад, старое и новое (новгородскую архитектуру, декор петровского барокко и идеи оформления интерьера эпохи модерна). Законченные уже при советской власти росписи Казанского вокзала были осуществлены участниками авторского коллектива, стоящего у самых истоков проекта

www.museum.ru/N64381
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:8 (499) 230-7788, 238-1378, (495) 951-1362
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 26.04.2017  x    ?  


Выставка «Альпийский поход Суворова. Диалоги с прошлым»

Исторический квест "Реальные истории. Где они обитают"

Выставка художника Николая Богомолова "В поисках 60-ой параллели"

"Тайны Дарвиновского музея"

Презентация энциклопедии "Лев Толстой и его современники"

Концерт в день памяти А.Н. Скрябина

Открытие летнего сезона в Ярославском музее-заповеднике

Блошиный рынок в Музее Москвы

Выставка «Надежда Северина. Живопись»

Сильвио Данини. Архитектор. Художник. Строитель

Выставка об истории нижнего белья из Музея Виктории и Альберта в Эрарте

Государственный музей-заповедник "Петергоф" открывает летний сезон

Выставка "Литературный багаж" в музее Анны Ахматовой

На неделю позже снимают «теплую одежду» со скульптуры царскосельских парков

Выставка "Все на субботник!" в Ярославском музее-заповеднике

Фестиваль для детей «Прикосновение к Радуге»

По следам героев Грина

Выставка "Драматическая история физиологии в СССР" в Военно-медицинском музее

Ежегодная научная конференция «Наука в вузовском музее». Информационное письмо № 1

Татары России. Фотографии конца XIX - начала XX веков

Проект «Видеть невидимое»

Акцию "Библионочь" в Москве посетили около 68 тыс. человек

Выставка "Птицы богов Олимпа" в Центре "Эрмитаж - Выборг"

Точечная выставка, посвящённая открытию Эрмитажа для посетителей после Февральской революции

Гений века. Выставка в Центре "Эрмитаж-Казань"

Выставка «Шитый золотом узор» в Спасо-Евфимиевом монастыре

Живые традиции Персии

Выставка «Миф о любимом вожде» в Палатах г. Владимира

За красной чертой–2. Художники Русского зарубежья

Выставка «1812 год в русской литературе» в Доме-музее Волконских, Иркутск


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru