НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX – начала XX веков

c 1 декабря 2016 по 4 мая 2017Москва
А.А.Иванов. ''Посещение Марией Елизаветы''. Эскиз росписи неосуществленного храма. Бумага, акварель, графитный карандаш. 33,2 х 24,5. Третьяковская галерея
М.А.Врубель. Голова ангела. 1889. Фрагмент композиции ''Воскресение'' Бумага, акварель, угольный карандаш, графитный карандаш. 26,1 x 31. Третьяковская галерея
М.А.Врубель. Хождение по водам. Эскиз стенной росписи. 1890. Бумага на картоне, акварель, белила, тушь, итальянский карандаш. 59 x 66. Лист склеен из 4-х частей. Третьяковская галерея
З.Е. Серебрякова. Индия. 1916. Картон, темпера. 51 x 51. круг. Третьяковская галерея
З.Е. Серебрякова. Сиам. 1916. Картон, темпера. 51 x 51. круг. Третьяковская галерея
В рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники"

Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54

С первых лет работы Третьяковской галереи эскизы росписей были в фокусе внимания при формировании коллекции. Этот раздел собрания музея активно пополняется и в настоящее время. Сегодня в коллекции Галереи отражены работы над многими крупнейшими храмовыми и светскими ансамблями XIX — начала XX века. В состав выставки включены лучшие образцы из них, а также представлены эскизы неизвестных, несохранившихся и нереализованных росписей, многие из которых экспонируются впервые.

Эскизы монументальных росписей — один из интереснейших жанров графики. Плоскость белого листа, условность графического языка, его декоративные возможности как нельзя более созвучны особенностям и задачам монументального искусства. Проекты композиций, предназначенные к воплощению на огромных поверхностях стен, содержат в себе потенциал крупной формы, их отличает пластическая выверенность и красота. Вместе с тем эскизы росписей — своеобразный визуальный документ эпохи, позволяющий реконструировать неосуществленные проекты, обогатить представление о движении замысла, о перемене пристрастий архитектора и заказчика, а порой и о смене художественных эпох.

Выставку открывают работы Александра Иванова из цикла "Библейские эскизы", являющие собой невоплотимый образ Храма, его идею. Этот проект был грандиозен — около пятисот сюжетов. Мастер хотел создать систему росписей, где перед зрителями проходила бы вся духовная история человечества наподобие житийной иконы с клеймами: центральная часть была отведена главной композиции, а вокруг располагались ветхозаветные сцены и параллели из античных мифов. Проект изначально был обречен на незавершенность. Двести акварелей цикла позволяют почувствовать невероятный размах и одновременно утопичность замысла А.А. Иванова, намного опередившего свое время. Завораживающая сила акварельной техники, пластическая мощь, заключенная в небольших по размеру работах, превращают "Библейские эскизы" в уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой художественной культуре.

Тему оформления храмовых ансамблей продолжают работы, выполненные для Исаакиевского собора, которые можно рассматривать как коллекцию русской религиозно-исторической живописи 1840–1850-х годов. Под руководством В.К. Шебуева над внутренним убранством собора трудились Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов, А.Т. Марков, П.В. Басин и другие. Приверженность академическим принципам объединяет работы, исполненные очень разными по своей индивидуальной манере художниками, в единый, стилистически гармоничный ансамбль. Росписи собора представляют концепцию, сложившуюся в петербургских храмовых ансамблях классической эпохи.

Владимирский собор в Киеве — попытка осуществить научный подход к возрождению национальной традиции. Обращенная к самым истокам, "к византийскому стилю", программа росписей была создана историком искусства, археологом А.В.Праховым. Им же заложен и артельный принцип работы. Главным художником, определившим облик храма, стал В.М.Васнецов. Важнейшей интригой художественного руководства Прахова было приглашение М.А.Врубеля, а основным драматическим событием в процессе создания внутреннего убранства стало отстранение от работ этого великого художника. Композиционные схемы разработанных им сюжетов "Рождество Христово" и "Воскресение Христово", в которых, подобно А.А.Иванову, он намного опередил время, перешли к М.В.Нестерову. Представленные на выставке эскизы обоих художников позволяют почувствовать колоссальную разницу в их художественном мышлении.

Особую тему в комплектовании собрания графики составляет Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве, расположенной по соседству с Третьяковской галереей. История создания этого архитектурного шедевра эпохи модерна представлена недавно приобретенными работами А.В.Щусева, М.В.Нестерова и отражена достаточно подробно: от первых архитектурных идей — к ювелирно прорисованным эскизам икон, росписей и церковной утвари. Эти материалы составляют редчайший по своей полноте и гармоничности ансамбль.

Не менее интересной страницей в развитии "графики стен" являются гражданские интерьеры частных и общественных зданий. Представленные на выставке рисунки В.А.Серова для столовой в доме Носовых, проекты для особняков А.В. и С.Т.Морозовых, разработанные М.А.Врубелем, цикл эскизов В.Э.Борисова-Мусатова для особняка И.А.Дерожинской позволяют разглядеть основной вектор поисков художников рубежа XIX–ХХ веков, тяготеющих к созданию идеального пространства, наполненного искусством. На пути от традиционной станковой картины к монументальной форме панно художники находят новые пластические формулы, основанные на обобщенной плоскостной трактовке форм, главенстве силуэта, линии.

Заключительный раздел выставки составляет уникальный комплекс материалов, связанных с проектом Казанского вокзала в Москве. Этот последний в истории Российской империи художественный проект, ставший апофеозом и финалом русской дореволюционной культуры, не случайно развивался как грандиозная творческая утопия. Он и в концепции, и на практике пытался соединить несоединимое — Восток и Запад, старое и новое (новгородскую архитектуру, декор петровского барокко и идеи оформления интерьера эпохи модерна). Законченные уже при советской власти росписи Казанского вокзала были осуществлены участниками авторского коллектива, стоящего у самых истоков проекта

www.museum.ru/N64381
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:8 (499) 230-7788, 238-1378, (495) 951-1362
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 30.05.2017  x    ?  


Гран-при фестиваля «Интермузей 2017» получил Государственный музей-заповедник «Петергоф»

20-летие Московской государственной картинной галереи народного художника СССР А. Шилова

Выставка-фест Мурада Гаухмана-S "Бессмертие" в Музее петербургского авангарда

Большой фестиваль московских школ искусств в парке "Музеон"

Выставка фоторабот из собрания Музеев Московского Кремля

Подвиг «Подземного гарнизона». 75-летие обороны Аджимушкайских каменоломен

Выставка «Радость всех скорбящих» в Ульяновске

Скрипичное электрошоу "Невесомость" на крыше Московского Планетария

Выставка молодых художников в Институте русского реалистического искусства

ХII Международный арт-симпозиум по современному искусству «Обряды и обычаи» в Елабуге

Выставка «Михаил Зощенко: мелочи жизни»

В День защиты детей в Оружейной палате наградят победителей конкурса детского рисунка

Выставка "Петербург. Чувства в деталях" в Петропавловской крепости

Коллекцию Государственного музея-заповедниа «Царское Село» пополнили икорницы из Рафаэлевского сервиза

Выставка «Люблю я русскую природу»

Медиапроект "ПроЯвление". Павел Каплевич. Диалог с картиной Александра Иванова

Выставка "Дневник читателя" в Музее печати

«Величественный гений». А.Т. Болотов

Выставка "Как рождается книга". Книжная графика Олега Яхнина в Петропавловской крепости

IV Всероссийская научно-практическая конференция по музейной педагогике

Выставка «Ольга Тихонова. Живопись» (г. Москва)

«Пушкин. 17.37». От революции до юбилея. Выставка в Государственном музее А.С. Пушкина

Выставка "Перековка" в Сургутском краеведческом музее

X международный фестиваль «Императорские сады России»

Выставка "Сюжеты Петербурга" в Петропавловской крепости

Михаил Акимов «Пушкин в Америке». Графика, живопись, книги, объекты

Выставка "Товар лицом - лицо товара" в Петропавловской крепости

Гравюры, литографии и фотографии Русско-турецкой войны 1877-1878 в Русском музее фотографии

Джованни Баттиста Тьеполо. «Страшный суд»

Жанлу Сьефф «Мэтр высокого стиля»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru