МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

«Живописных дел мастер…» - первая в истории выставка произведений Ивана Вишнякова в Русском музее

c 25 апреля по 1 июляСанкт-Петербург
25 апреля в Михайловском (Инженерном) замке Русского музея открылась уникальная выставка «Живописных дел мастер…», приуроченная к 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова. Иван Вишняков (1699-1761) – один из крупнейших художников XVIII века, портретист, монументалист, реставратор, педагог, более двадцати лет возглавлявший Живописную команду Канцелярии от строений.

Это первая в истории монографическая выставка Вишнякова. Из обширного наследия художника до нашего времени дошло немногое, поэтому огромную ценность представляют десять сохранившихся портретов кисти мастера, представленных в экспозиции. Впервые зрители увидят семнадцать образов из иконостаса Троицкой соборной церкви, созданных Вишняковым в 1755 году. Они были реставрированы в Русском музее в 2000 – 2024 годах. На выставке представлены произведения Вишнякова из коллекции Русского музея, Третьяковской галереи, Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени, художественных музеев Твери и Рыбинска.

Иван Яковлевич Вишняков – один из крупнейших художников XVIII века, портретист, монументалист, реставратор, педагог, более двадцати лет возглавлявший Живописную команду Канцелярии от строений, родился в 1699 году в Москве в семье ремесленников, в юности переехал в Петербург, и в 1721 году стал осваивать основы живописного мастерства. В 1727-1731 гг. он работал под руководством придворного художника всех российских монархов первой половины XVIII века Луи Каравака, затем был в подмастерьях у одного из основоположников русской школы светской живописи Андрея Матвеева. В 1739 году он сменил Матвеева на посту руководителя Живописной команды Канцелярии от строений, которую возглавлял до самой смерти, дослужившись до чина надворного советника.

Царствование императрицы Елизаветы Петровны – период плодотворной деятельности Живописной команды Канцелярии от строений. Художники, к ней приписанные, были живописцами-универсалами, в задачу которых входило выполнение самых разнообразных работ. Они писали портреты, плафоны, десюдепорты и прочие стенные росписи, образа в иконостасы возводившихся и перестраиваемых церквей, исполняли декорации к операм и балетам придворного театра, и наряду с этими ответственными поручениями обязаны были заниматься «починками», то есть своего рода реставрацией ранее созданных произведений.

В течение 22 лет во главе Живописной команды стоял Иван Вишняков. Система обучения в живописной команде, разработанная Андреем Матвеевым и усовершенствованная Вишняковым, позволила воспитать видных деятелей отечественного искусства.

Выдающийся организатор, Вишняков руководил всеми живописными работами в Петербурге и Москве и был непосредственным участником этих работ. Он был в тесном контакте с архитекторами Бартоломео Растрелли и Михаилом Земцовым, декоратором Джузеппе Валериани, участвовал в оформлении царских дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов.

На выставке представлено почти все сохранившееся портретное наследие художника, дающее точное представление о творческой манере Вишнякова-портретиста. Особое место среди его портретных образов занимают парные портреты супругов Тишининых (1755, Рыбинский музей) – единственные известные подписные работы Вишнякова, служащие эталоном для определения других его произведений.

Детские портреты – особая тема в портретном творчестве Вишнякова. Это, в первую очередь, портрет Сарры-Элеоноры Фермор (1749, ГРМ), дочери шотландского дворянина, бывшего довольно долгое время прямым начальником Вишнякова в Канцелярии от строений.

Примечательны в этом ряду и портреты брата Сарры-Элеоноры Вильгельма-Георга (не позднее 1761, ГРМ), и племянника фаворита Елизаветы Петровны И. И. Шувалова князя Ф. Н. Голицына (1760, ГТГ).

Неоднократно писал Вишняков и большие парадные портреты императрицы Елизаветы Петровны. Один из них, заказанный Гоф-интендантской конторой, впоследствии стал иконографическим образцом. По свидетельству Александра Бенуа, в 1743 году Вишняковым был исполнен и портрет для Сената (ГТГ).

После смерти Вишнякова его имя оказалось надолго забыто. В начале ХХ века искусствовед Николай Врангель сожалел, что «до нас дошло так мало работ русских художников времени Елизаветы». Приобретение Русским музеем в 1907 году портретов детей Фермора он оценивал, как «целое открытие для исследователей истории портрета в России».

Отношение к живописи XVIII столетия до рубежа XIX и ХХ веков было далеким от понимания ее художественной значимости. Сносились и перестраивались в соответствии новыми вкусами и представлениями дворцы и храмы, переносились из церкви в церковь иконостасы, не всегда полностью помещаясь в отведенное им пространство. Вишняков с художниками Живописной команды написал немалое количество как целых иконостасов, так и отдельных образов, но в наши дни можно с уверенностью говорить лишь о двух сохранившихся комплексах – иконостасе 1747 г., переданном из Аничкова дворца во Владимирский собор, и иконостасе 1755 г., переданном в 1933 г. в Русский музей из снесенной Троицкой церкви на Петроградской стороне. В церкви Воскресения Христова в Царском Селе сохранились лишь отдельные образа. Все остальные работы Вишнякова считаются утраченными.

В Русском музее хранится весь комплекс созданных Вишняковым и Дмитрием Михайловым икон Троицкой церкви – 27 сюжетов. Из них с именем Вишнякова в результате документального, сравнительного стилистического и технико-технологического исследования с большой долей уверенности можно связать 17 образов. Они и составляют иконную часть выставки.

В процессе подготовки к экспонированию образа были отреставрированы: удалены загрязнения, позднейшие записи, слои разложившегося лака. Иконографические и живописные достоинства полотен уникального иконного цикла стали очевиднее. Образа иконостаса Троицкой церкви представляют собой ценнейший памятник русской живописи середины XVIII века. Несомненно их историко-культурное значение, в том числе и как характерного примера деятельности Живописной команды Канцелярии от строений – важного феномена художественной жизни Петербурга, и как бесспорное доказательство высокого таланта «живописных дел мастера» – яркого и своеобразного художника Ивана Яковлевича Вишнякова.

Выставка продлится до 1 июля.

www.museum.ru/N84749
Ваше мнение »»

»»Михайловский (Инженерный) замок
Адрес:город Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 2
Проезд:Ст. м. "Гостиный двор","Невский проспект"
Телефоны:(812) 570-5112
URL:www.rusmuseum.ru
EMail:info@rusmuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 06.05.2024
 x    ?  

Вышло в свет издание "Дореволюционный городской костюм в музеях России: библиографический список"

XXVI Международная научно-практическая конференция «Шолоховские чтения-2024»

Итоги второго тура Эрарта Премии - 2024

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

Конференция АДИТ-2024: Омск

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru