Презентация книги Дениса Хрусталева «Гибель царевича Димитрия» в Угличском музее 23 июня 2022 года в 18.00 в Красной гостиной здания бывшей Городской Думы (Углич, Кремль, 1) состоится презентация новой книги Дениса Хрусталева «Гибель царевича Димитрия» и встреча с автором. Лектор и автор книги: Хрусталев Денис Григорьевич, историк, искусствовед, специалист по истории Крестовых походов в Прибалтике. Книга посвящена русским событиям конца XVI в. в контекстах европейской мистики тех лет. На всем доступном материале обследовано эпохальное для Русской истории событие, ставшее... далее »» причиной — поводом — оправданием многолетней Смуты и смены династии — гибель царевича Дмитрия 15 мая 1591 г. Событие обследовано как уголовное дело и как ведовской процесс. Отдельно — его социальные обстоятельства и последствия. Включен обзор политического колдовства за предшествующее столетие (XV-XVI в.) — период становления Московского государства, который сопровождали, а потом преследовали «бесовские козни», в том числе репрессии Ивана Грозного, интриги Бориса Годунова и чернокнижничество Лжедмитрия.
Петровские памятники Москвы. Интерактивная карта К 350-летию Петра Великого, которое отмечается 9 июня, вышла из печати историко-культурная энциклопедия "Петровские памятники России. Москва". Это первый том Свода петровских памятников России и Европы, проект Фонда имени Д.С. Лихачева и Института Петра Великого (Санкт-Петербург). Московско-петербургский коллектив авторов, составителей, редакторов и фотографов (Александр Кобак, Инна Свидерская, Наталия Корсакова, Рустам Рахматуллин, Сергей Таценко, Мария Вадейша, Дмитрий Гузевич, Юрий Б... далее »»ирюков, Александр Савчук и другие) работал над этой книгой более 10 лет. 500-страничная энциклопедия альбомного формата имеет шансы сразу стать библиографической редкостью. Но издатели подготовили электронную версию книги, которая выложена на сайте «Свод петровских памятников России и Европы» http://petersmonuments.ru/. Ко дню петровского юбилея Архнадзор совместно с издателями опубликовал карту-навигатор к электронной версии московского раздела свода http://petersmonuments.archnadzor.ru/. Эта карта имеет и самостоятельную ценность: расположение геометок позволяет судить о географии петровской Москвы. Например, о ее тяготении к востоку, к среднему течению Яузы, вдоль вектора царского бегства из Кремля. Свод петровских памятников Москвы - не архитектурный путеводитель. Отбирая для него объекты, составители искали личную, биографическую связь с Петром, его сродниками, соратниками и противниками; с их деяниями. Удалось установить эту связь для полутора сотен существующих памятников и ансамблей. Работа будет продолжена.
Каталог выставки «Город как графика» признан лучшей книгой о российских регионах Каталог выставки «Город как графика: Нижний Новгород на картах и гравюрах XVI – XXI веков» Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал) стал победителем конкурса «Лучшие книги года – 2021» в номинации «Лучшая книга о российских регионах» Каталог выставки вышел в издательстве «Литера» (Нижний Новгород) в конце 2021 года. Общероссийский профессиональный конкурс «Лучшие книги года» проводится Ассоциацией книгоиздателей России (АСКИ). В каталоге выставки «Город как графика: Нижний... далее »» Новгород на картах и гравюрах ХVI–ХХI веков» представлены редкие изображения города, многие из которых демонстрировались широкой публике впервые. Основу выставки и каталога составили редкие карты, гравюры и литографии из коллекции Вячеслава Хуртина, а также предметы из собрания Пушкинского музея и работы современных художников. Впервые за долгое время — с 2005 года, в специальном издании с такой полнотой была рассмотрена тема изображений Нижнего Новгорода в печатной графике. В каталог вошли не только экспонаты выставки в Арсенале, приуроченной к 800-летию Нижнего Новгорода, но и то, что в нее не вошло — всего более 160 иллюстраций, а также тексты о городе и тиражной графике. Церемония торжественного награждения состоялась 3 июня в Москве, в демонстрационном зале ГУМа, в рамках книжного фестиваля «Красная площадь». Заявки принимались в течение 3-х месяцев — с февраля по апрель 2022 года от издательств, библиотек, научных учреждений, общественных организаций — всего более 550 новых изданий различной тематики от 125 издательств страны. По признанию организаторов, именно номинация «Лучшие издания, посвященные российским регионам» стала одной из самых востребованных среди участников, подавших заявки в 2021 году. Два месяца работали экспертные советы премии, составленные из специалистов разного профиля и организаций. В список номинантов вошли 57 книг, победителями стали 13 изданий. С лонг-листом премии можно познакомиться на сайте АСКИ. Информация о каталоге Город как графика: Нижний Новгород на картах и гравюрах ХVI–ХХI веков / Составители: Антон Марцев, Александр Курицын, Анастасия Макаренкова; авторы текстов: Николай Морохин, Антон Марцев, Сергей Хачатуров, Евгений Стрелков, Вячеслав Хуртин; редактор Антон Марцев; контрольный редактор Елена Гаревская; корректор Татьяна Точилина; фотографии: Владимир Макаров, Алексей Шевцов; перевод: фирма «Трансконтакт»; дизайн и верстка: Елена Константинова. Нижний Новгород: ЛИТЕРА, 2021. – 212 с.: ил.
Музеи Московского Кремля примут участие в книжном фестивале «Красная площадь» С 3 по 6 июня 2022 года в Москве состоится книжный фестиваль «Красная площадь», который проводится с 2015 года. В ГУМе, на Музейной линии, будет работать стенд Музеев Московского Кремля, где посетители смогут приобрести уже полюбившиеся музейные издания и новинки. 5 июня с 12:00 до 14:00 в демонстрационном зале ГУМа на 3 этаже в рамках фестиваля пройдут презентации музейных программ, выставочных проектов и изданий к ним. В 12:00 куратор Василий Новоселов – кандидат истор... далее »»ических наук, хранитель коллекции холодного оружия, расскажет о текущей www.duel.kreml.ru/|выставке музея «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления», а затем представят выставочный каталог и тематическое издание для семейного чтения «Дуэли и дуэлянты». Гости узнают о возникновении и развитии дуэльного кодекса, об оружии, которым пользовались участники битвы и о правилах вызова на поединок в Средние века. В 13:00 состоится презентация выставочного проекта «Юбилей Петра I в Москве 1872 года», приуроченного к 350-летию со дня рождения первого российского императора. Гости встретятся с куратором выставки – сотрудником отдела рукописных, печатных и графических фондов Ириной Пармузиной, и перенесутся в 1872 год, когда в рамках празднования 200-летнего юбилея Петра Великого проходила Политехническая выставка, превратившая Кремль в настоящий город науки, техники и искусства. Мероприятие продолжится знакомством с программой «Книга любопытных замечаний Петра I» и фотосессией в париках и головных уборах эпохи Петра I. В конце презентации зрители смогут поучаствовать в розыгрыше изданий и сувениров музея.
Презентация каталога "Москва и москвичи в эпоху Александра I" на фестивале «Красная площадь» В понедельник, 6 июня, в 15:00 в павильоне Российского исторического общества на книжном фестивале «Красная площадь» пройдет презентация книги, выпущенной к выставке «Москва и москвичи в эпоху Александра I». Выставка проходит в Большом дворце в «Царицыне» до 31 июля, см. Только что вышедший из типографии каталог — более 300 страниц, сотни иллюстраций и десятки статьей об истории первой четверти XIX века. Книга была подготовлена в сотрудничестве с издательством «Кучково Поле». Редкие географ... далее »»ические карты и планы, письма, документы, портреты, пейзажи, жанровые сцены, изображающие патриархальную жизнь Москвы 1800-х годов. Опубликованы литографии со сценами пребывания армии Наполеона в Москве, исполненные по зарисовкам с натуры двумя немецкими офицерами, участниками русской кампании, баварцем Альбрехтом Адамом и уроженцем Вюртемберга Христианом Фабер дю Фором. Какой была жизнь в Москве начала XIX века, как был устроен быт, сколько домов уцелело в пожаре в сентябре 1812 года и как восстанавливался город после него — об этом расскажут на презентации историк и куратор выставки Александр Валькович, заместитель генерального директора музея-заповедника по научной работе «Царицыно» Ольга Докучаева, заведующий научно-экспозиционным отделом Государственного исторического музея Виктор Безотосный и главный научный сотрудник Государственного исторического музея Вера Бокова.
Презентация издания "Архитектурно-планировочный обзор развития города", Санкт-Петербург 27 мая 2022 в 12:00 в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы состоится встреча, посвященная самой трагической странице истории Санкт-Петербурга - Ленинграда - вражеской осаде в период Великой Отечественной войны. В ходе встречи будет представлен 400-страничный труд "Архитектурно-планировочный обзор развития города", выпущенный издательством "Искусство" в конце 1943 года. Данное издание представляет собой ретроспективу развития города на Неве с основ... далее »»ания до 1941 года. Книга, вышедшая под редакцией художника-фронтовика Владимира Соколова, снабжена иллюстрированными планами, схемами и фотографиями. Она стала знаменательным подтверждением признательности и любви к великому городу со стороны его защитников, проявленной в условиях вражеского окружения. Несмотря 2500-й тираж, издание является библиографической редкостью, один из экземпляров хранится в фондах Российской Национальной Библиотеки. Об издании расскажут сотрудники Российской национальной библиотеки и Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Другие работы художника, графика, плакатиста, ветерана Великой Отечественной войны Владимира Максимовича Соколова (1909-1991) можно увидеть в рамках выставки "Мир нужен всем", проходящей в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда до 10 июня 2022 года. Вход свободный.
На фестивале "Красная площадь" Бахрушинский музей презентует главные книжные новинки года На фестивале "Красная площадь" Бахрушинский музей презентует главные книжные новинки года об истории отечественного театра Восьмой книжный фестиваль пройдет с 3 по 6 июня 2022 года в самом центре российской столицы. Бахрушинский музей постоянный участник главного литературного события страны. На "Музейной линии" в ГУМе, посвященной издательской и образовательной деятельности музеев, будут представлены новинки бахрушинского издательства, книги о театре, искусстве, мемуарная и худо... далее »»жественная литература. Посетители смогут познакомиться с только что изданными альбомами, каталогами, научными сборниками, монографиями и научно-популярными иллюстрированными изданиями. Гостей книжной секции Бахрушинского музея ждут презентации двух главных книжных новинок года: "Хроники Бахрушинского музея" (автор И.П. Гамула) и "Театральная жизнь России в эпоху Елизаветы Петровны" (автор Л.М. Старикова). Презентация книг состоится 5 июня с 11:00 до 12:00. Авторы представят свои работы, расскажут об открытиях, сделанных во время написания, и ответят на вопросы участников встречи. Внушительный том "Хроники Бахрушинского музея", открывающий цикл публикаций, посвященных истории Театрального музея им. А.А. Бахрушина, впервые раскроет документально подтвержденную историю создания и открытия музея, а также расскажет о первых десятилетиях его работы. Автор-составитель Ирина Гамула свидетельствует, что в книге собраны только достоверные факты. Новое издание "Театральная жизнь России в эпоху Елизаветы Петровны" автора документальных исследований по истории российского театра XVIII века Людмилы Стариковой завершает публикацию "Документальной хроники театральной жизни России XVIII века". Книга включает ранее неизвестные документальные материалы о придворном театре и театрально-зрелищной жизни двух столиц периода первого десятилетия царствования императрицы (1751-1761). Читателям откроются интереснейшие стороны творчества, жизни, быта, нравов отечественных и иностранных артистов, работавших на русской сцене. Всего на стенде Бахрушинского музея будет представлено более 40 книжных изданий, а также каталоги-путеводители по филиалам музея, подарочное издание календаря и сувенирная продукция. Дата и время проведения: с 3 по 6 июня 2022 года, 10:00-22:00. "Музейная линия", Секция № 3. Вход свободный. Место проведения: Москва, Красная площадь, м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд
Презентация поэтического сборника Евгения Стрелкова «Гибриды» в Арсенале, Н. Новгород Государственный центр современного искусства в Нижнем Новгороде (Арсенал) 26 мая, 18:00; Арсенал, Медиатека (левое крыло, 1-й этаж) Презентация поэтического сборника «Гибриды» Евгения Стрелкова Неординарное движение слов, смыслов, образов, пробелов, звукового пространства, графических узоров в поэзии чрезвычайно важно. Оно не позволяет застывать в устоявшейся традиции, отталкиваясь от нее, авангард старается порвать с тем, что можно толковать как классику. Однако есть поэзия, которая... далее »», пользуясь классическими кодами, невероятным образом создает неклассические смыслы. Стихи из новой книги Евгения Стрелкова «Гибриды» относятся именно к ней. Евгений Стрелков – художник, поэт, музейный проектировщик. Выпускник радиофизического факультета Университета Лобачевского. Одна из его поэтических линий продолжает традицию натурфилософской лирики, заложенной Михаилом Ломоносовым и продолженной Осипом Мандельштамом, Велимиром Хлебниковым, Александром Введенским, Николаем Заболоцким. Приобрести сборник можно в музейном магазине Арсенала (правое крыло, 1-й этаж; вторник –воскресенье с 12:00 до 20:00) и на презентации. Бесплатно, по http://arsenal-museum.art/event/gibridy/|регистрации. 0+
Творческое наследие Шолохова: новые книги Творческое наследие М.А. Шолохова остается актуальным и продолжает привлекать внимание исследователей. Об этом свидетельствует ряд серьезных научных изданий, вышедших в этом году. Прежде всего, следует отметить публикацию научного издания романа «Поднятая целина», ответственным редактором которого является доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова, главный редактор научно-просветительс... далее »»кого общенационального журнала «Мир Шолохова» Ю.А. Дворяшин. Проделана большая скрупулезная работа по фронтальной сверке всех вышедших при жизни писателя изданий романа, сохранившихся автографов, авторизованных машинописей произведения. В текстологическом послесловии показано возникновение замысла романа, прослежена история его создания и публикации. Читатель может ознакомиться с перечнем внесенных в текст произведения поправок. Издание осуществлено при финансовой поддержке Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова. Кроме того, следует обратить внимание на выход второй книги «”К Вам с письмом советский читатель…” Письма читателей М.А.Шолохову. 1956–1984». Издание подготовлено сотрудниками ИМЛИ РАН и Государственного музея-заповедника М.А.Шолохова – О.Я.Алексеевой, Л.Т.Афанасьевой, О.В.Быстровой, Г.Н.Воронцовой, Е.Б.Карбышевой, Н.В.Корниенко, А.М.Кочетовым, Е.А.Папковой, Е.В.Поповой, Л.П.Разогреевой. Работу коллектива возглавила член-корреспондент РАН, доктор филологических наук, профессор, зав. отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья Н.В.Корниенко (ответственный редактор). Исследование является продолжением первого издания писем читателей 1929–1956 гг. В нем представлены письма из двух архивов станицы Вёшенской – фондовой коллекции Музея-заповедника М.А.Шолохова и архива семьи Шолоховых. В письмах нашел отражение читательский взгляд на историко-литературный процесс второй половины ХХ века, раскрывается содержание диалога читателя с Шолоховым, отношение к произведениям писателя и его выступлениям на ХХ–ХХIII съездах партии, что дает возможность более глубокого понимания истории русской литературы и культуры советской эпохи. Книга издана при финансовой поддержке Государственного музея-заповедника М.А.Шолохова. В 2022 г. издан еще один коллективный научный труд «Творческое наследие М.А.Шолохова в начале ХХI в.» под редакцией Ю.А.Дворяшина. В него вошли статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых, исследовавших творчество писателя. Проблемно тематическое содержание монографии отражает основные направления и пути изучения творчества прозаика, характерные для современного шолоховедения. Книга содержит четыре раздела. Первый посвящен актуальным проблемам жизни и творчества М.А.Шолохова, второй – текстологии научного издания «Тихого Дона», в третьем представлены документы, публикуемые впервые или малоизвестные, в четвертый включены работы по истории шолоховедения. Все вышеперечисленные издания адресованы филологам, литературоведам, историкам, педагогам, студентам и всем интересующимся творчеством Михаила Александровича Шолохова.
Лора Акользина, вед.спец. по просветит.работе отдела развития Музея-заповедника М.А. Шолохова
В поисках сознания: Политехнический музей приглашает на презентацию книги о загадках мозга В серии «Книги Политеха» вышла новинка — «Сознание как инстинкт. Загадки мозга: откуда берётся психика». Автор, нейропсихолог Майкл Газзанига, всю жизнь исследовал работу мозга и пытался понять, как и где зарождается сознание. 18 мая Политехнический музей предлагает обсудить книгу Газзаниги с её научным редактором — психофизиологом Ольгой Сварник. Майкл Газзанига — профессор психологии в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре и автор нескольких научно-популярных книг. Его но... далее »»вая работа «Сознание как инстинкт. Загадки мозга: откуда берётся психика» выпущена издательством Corpus в серии «Книги Политеха» (перевод Юлии Плискиной). В книге учёный обобщает свой многолетний опыт исследований мозга и объясняет, почему сознание невозможно «отыскать». По теории автора сознание — это инстинкт, и оно рождается не в одной точке нашей головы, а зависит от целой сети «модулей», каждый из которых выполняет определённую задачу. Потеря одной из таких составных частей может привести к изменению характера и утрате некоторых способностей. Но само сознание при этом никуда не денется. Эти и другие загадки мозга Политехнический музей предлагает обсудить с кандидатом психологических наук, ведущим научным сотрудником лаборатории психофизиологии им. В.Б. Швыркова Института психологии РАН, научным редактором книги Майкла Газзаниги Ольгой Сварник. Гости смогут узнать о том, как возникает сознание и что с ним происходит при нарушениях работы мозга, а также задать вопросы о нейронных связях и инстинктах. Встреча пройдёт 18 мая в формате публичного интервью. В течение получаса с героем будет беседовать научный журналист, сценарист Политехнического музея Алиса Иваницкая. Затем вопросы смогут задать гости. Обсуждение проводится в партнёрстве с проектом Community Moscow по адресу: Москва, Космодамианская наб., 2. Начало в 20:00, сбор гостей с 19:30. На мероприятии можно будет приобрести новинку книжной серии и две другие работы Майкла Газзаниги — «Истории от разных полушарий мозга. Жизнь в нейронауке» и «Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейронауки», а также сувенирную продукцию из http://shop.polytech.one/?utm_source=polymus&utm_medium=topmenu|интернет-магазина_Политехнического_музея. Участие бесплатное для всех желающих, необходима регистрация http://polymus.ru/ru/education/workshops/brain-and-personality/|по_ссылке. Рекомендуемый возраст: 16+ ___ «Книги Политеха» — просветительский проект издательской программы Политехнического музея. Серия состоит из нескольких тематических коллекций — «Земля и Вселенная», «Идеи и технологии», «Цифры и алгоритмы», «Человек и жизнь», «Материя и материалы». В неё попадают только самые актуальные современные научно-популярные работы. Проект реализуется в партнёрстве с тремя издательствами Corpus, «Альпина нон-фикшн» и «Бомбора». Серия начала выходить в конце 2020 года, и на сегодняшний день выпущены уже 14 книг.
Василий Калужнин. Книга о художнике 12 мая в 18:30 в Музее Анны Ахматовой состоится презентация книги «Василий Калужнин. Книга о художнике». Живопись и графика петербургского художника Василия Павловича Калужнина (1890-1967) как при жизни мастера, так и после его смерти были известны лишь узкому кругу друзей и профессионалов. Успешный художник, вхутемасовец, знакомый с Есениным и Ахматовой, соратник Никритина, коллега Самохвалова, Пахомова, Пакулина, Ведерникова, Неменовой, Русакова по «Кругу художников», получающий заказы... далее »», участник проектов, выставок, Василий Калужнин был исключен из Союза художников в 1937 году. После многообещающего начала творческого пути наступило забвение и долгая, длинною почти в век, дорога к встрече со своим зрителем. Наследие Калужнина долгое время считались пропавшими, а поиски того, что осталось после художника – настоящий детективный сюжет, ставший сюжетом литературным. «Василий Калужнин. Книга о художнике» – попытка дать целостную картину жизни и творчества мастера. Мы представляем значительную часть его работ, в таком масштабе впервые встречающихся со зрителем, монографический тест о художнике Александра Ласкина, а также расшифрованные в полном объеме более двухсот писем Калужнина к ближайшему другу – Соломону Никритину (1920-1960-х), хранящихся в РГАЛИ. В книгу вошли более трехсот графических и живописных работ из частных собраний и из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного Русского Музея, Государственной Третьяковской галереи, Музея истории Санкт-Петербурга, Мурманского областного художественного музея, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Книга вышла в партнерстве Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме с издательской серией «Авангард на Неве» и Frantz Art Foundation. В вечере принимают участие авторы книги: Светлана Грушевская, Александр Ласкин, Анатолий Заславский, Григорий Кацнельсон, Ольга Мусакова. Вечер ведет Исаак Кушнир.
Презентация книги «Осип Мандельштам. Фрагменты литературной биографии» Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме 4 мая (ср), 18.30 Презентация книги «Осип Мандельштам. Фрагменты литературной биографии» Книга представляет собой глубокое историческое и филологическое исследование, но написана так, что и широкому читателю следить за мыслью автора исключительно интересно. Глеб Морев предъявляет нам неожиданную, но весьма убедительную реконструкцию ключевых сюжетов мандельштамовской биографии. Он показывает всю сложность позиции и с... далее »»удьбы поэта, далеко не сводящейся к героическому противостоянию тоталитаризму. Реальный Мандельштам оказывается сложнее и противоречивей того образа нравственно безупречного трагического Поэта, который создан в воспоминаниях Надежды Мандельштам и в "Листках из дневника" Ахматовой. Трагедия поэта оказалась связанной и с противоречивостью его собственной социальной стратегии, с его стремлением быть "современником", неотрывным от своего "века". Глеб Морев противопоставляет этот путь стратегий Ахматовой - сознательно дистанцировавшейся до конца 1930-х годов от любых форм участия в советской литературной жизни. Советский литературный быт 1920-1930-х годов – фон и участник жизни поэта. В презентации также примут участие Яков Гордин, Аркадий Блюмбаум и Николай Кононов. Входной билет 200 р., льготный 100 р. 12+ http://akhmatova.tn-cloud.ru/event/053CB4DCB24E81211087D28DFED242D3C8120192/2022-05-04/18.30|Купить_билеты
Вышла в свет новая книга по археологии Соловецких островов Соловецкий музей-заповедник сообщает о новом издании по археологии Соловецких островов. Книга А.Я. Мартынова "Домонастырские древности Соловецкого архипелага. VI тыс. до н.э. - XV век" вышла в свет в издательстве "Лоция" в апреле 2022 года. Автор книги - Александр Яковлевич Мартынов, кандидат исторических наук, заместитель директора Соловецкого музея-заповедника по научной работе, начальник Соловецкой ("первобытной") археологической экспедиции. Ему принадлежат десятки статей и книг по перво... далее »»бытной и средневековой археологии Архангельского Севера. Монография "Домонастырские древности Соловецкого архипелага. VI тыс. до н.э. - XV век" стала обобщением результатов полевых и камеральных исследований Архангельской и Соловецкой археологических экспедиций на Соловецком архипелаге за 50 лет (1967-2017). В книге подробно рассматриваются проблемы периодизации и хронологии островных археологических памятников, выделяются характерные для материковых культур Севера черты и особенности первобытных древностей Соловецких островов. Автор освещает вопросы, связанные со средневековым домонастырским освоением Соловков, а также проблемы интерпретации каменных лабиринтов и "святилищ" Соловецкого архипелага. Книга рассчитана на археологов, специалистов-историков, студентов исторических факультетов северных университетов, а также тех, кого интересует древняя история и культура Соловков. Летом этого года издание поступит в продажу в кассах Соловецкого музея-заповедника. Книгу также можно будет приобрести по заявке через адрес электронной почты yakovleva@solovky.ru.
Презентация книги Людмилы Зубовой «Грамматические вольности современной поэзии. 1950-2020» 17 апреля в 18:00 в Музее Анны Ахматовой состоится презентация книги Людмилы Зубовой «Грамматические вольности современной поэзии. 1950-2020». Книга филолога и лингвиста Людмилы Зубовой показывает, как современная поэтическая культура, во многом ориентированная на выражение необычного восприятия мира, допускает и поощряет вольное обращение со всеми языковыми знаками, в том числе и с грамматическими. Здесь анализируются грамматические аномалии в текстах русских поэтов второй половины ХХ ... далее »»– начала XXI века: Л. Аронзона, П. Барсковой, И. Булатовского, В. Гандельсмана, Н. Делаланд, А. Иконникова-Галицкого, В. Кривулина, А. Левина, А. Миронова, М. Степановой, С. Стратановского, А. Цветкова, Е. Шварц, О. Юрьева, М. Яснова и многих-многих других. Современные поэты не жалуются на несовершенство языка, а сами создают такой язык, который способен выразить то, что они хотят. Вечер ведет Юрий Орлицкий
Презентация книги Марины Вишневецкой «Словарь перемен 2017-2018» 21 апреля в 18:30 в Музее Анны Ахматовой состоится презентация книги Марины Вишневецкой «Словарь перемен 2017-2018». «Словарь перемен 2017–2018» – третья книга прозаика, сценариста, лауреата литературных премий Марины Вишневецкой, изданная в цикле блицсловарей, фиксирующих лексические обновления русского языка и актуализацию старых слов на протяжении последних лет. В словарях М. Вишневецкой внимание к общественно-политической лексике сочетается с интересом к молодежному сленгу, заимствов... далее »»аниям из иностранных языков, мемам, окрасившим своим недолгим бытованием наше время. Как и в прежних выпусках этой серии, словарные статьи снабжены примерами употребления лексических единиц в медиа и социальных сетях. Издание адресовано специалистам и студентам-филологам, учителям-словесникам, переводчикам, всем, кто интересуется обогащением лексики современного русского языка и отражением в нем актуальных реалий. В презентации примут участие филолог Светлана Друговейко-Должанская, историк Иван Курилла, писательница Наталия Соколовская Ведет вечер автор-составитель словаря Марина Вишневецкая
Презентация книги "Лотманы. Семейная переписка 1940-1946" в Музее Анны Ахматовой Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме Малый зал 2 апреля (сб.), 17.00 Презентация книги: Лотманы. Семейная переписка 1940-1946. В книге представлены 356 писем семьи Лотманов 1940-1946 годов. Составление, подготовка текста, предисловие и комментарии Т.Д. Кузовкиной, Л.Э. Найдич, Н.Ю. Образцовой при участии Г.Г. Суперфина. Издательство Таллинского университета., 2022 Главным участникам переписки будет суждено прожить долгую жизнь, сделать научные и творческие открытия, оста... далее »»вить о себе память в культуре: Юрий Михайлович станет знаменитым филологом, семиотиком, основателем научной школы, его старшие сестры: Виктория Михайловна – врачом, Лидия Михайловна – литературоведом, Инна Михайловна – музыковедом. Адресаты бережно хранили письма с фронта от брата (они составляют примерно половину книги). Публикуемые тексты заставляют задуматься о влиянии опыта войны на личность и научное творчество Лотмана. Книга сопровождается развернутым предисловием; подробными биографическими справками о членах семьи. «Собранные в этом томе тексты представляют исключительную историческую ценность, раскрывая детали процесса «воспитания души», формирования научно-философских позиций и идей, легших в основу теоретических воззрений Московско-Тартуского направления в гуманитарных дисциплинах второй половины ХХ века» (Лазарь Флейшман). «Уникальная книга! Мировая литература не знает подобной фигуры: солдата-гуманитария. В перерывах между боями Юрий Лотман впитывает европейскую культуру – переводит Гейне, изучает французский язык, читает книги по истории и философии; мысль устремлена к фольклору, театру, живописи, кинематографу. В его письмах к родным угадывается будущий культуролог и семиотик. Лотман неповторим; его мощный интеллект и подлинная интеллигентность, выдержавшие испытания военного времени, вызывают изумленное восхищение…». В вечере принимают участие Татьяна Кузовкина, Наталья Образцова. Входной билет 200 р., льготный 100 р. http://akhmatova.tn-cloud.ru/event/495FAA09F36D7B9DCBBA165946F64C765926EB6F|Купить_билет
Русский музей выпустил набор детских путеводителей по музейному комплексу Русский музей выпустил набор детских путеводителей по музейному комплексу Пять красочных путеводителей с яркими иллюстрациями и картами содержат увлекательные маршруты по Михайловскому, Мраморному и Строгановскому дворцам, Михайловскому замку и Летнему саду для аудитории 7-10 лет. Интересные факты об истории, архитектуре и коллекциях, несложные задания на наблюдательность и логику, а также авторские иллюстрации призваны привлечь младших школьников, многие из которых только начинают свое зна... далее »»комство с искусством. Юные посетители смогут бесплатно получить путеводитель во входных зонах Русского музея. Издание разработано коллективом сотрудников подразделения по работе с посетителями. В дальнейшем планируется создание музейных путеводителей для подростковой аудитории 11-14 лет. Новые путеводители по комплексу Русского музея ориентируются на специфику восприятия конкретной возрастной группы и преследуют цель заинтересовать детей искусством, донося знания в увлекательной форме с элементами игры и исследования. Путеводители продолжают проект «Русский музей – детям», направленный на знакомство с музеем и его коллекциями детей младшего и среднего школьного возраста.
Издания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и публикации работ сотрудников за 2020-2021 гг. 22 марта 2022 года в Петропавловской крепости, в фойе Инженерного дома начинает работу выставка "Издания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и публикации работ сотрудников за 2020-2021 гг.". Издательская деятельность - одно из важнейших направлений работы Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Среди изданий музея, увидевших свет в последние годы, альбомы, каталоги временных выставок, буклеты, рассказывающие о филиалах музея, сборники научных трудов и конференций, набор... далее »»ы открыток, плакаты. Изданные музеем книги знакомят с богатейшей коллекцией материалов, относящихся к разным периодам истории нашего города с момента его основания и до наших дней. Каталоги временных выставок иллюстрируют и углубляют их тематику, публикуемые материалы научных конференций позволяют музейщикам, историкам, архитекторам, искусствоведам обсудить актуальные проблемы, связанные с сохранением и развитием традиций петербургской культуры. На выставке представлены альбомы-каталоги "Окна с видом на Победу. Плакаты Окна ТАСС из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга", "Венеция вдали, как странный сон…". Живопись, графика, фотография из собрания из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга", "История рекламы и упаковки: из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга", "Космос эпохи СССР", историко-документальное издание сотрудников Музея С. М. Кирова "Товарищ Киров убит!", архитектурно-археологический каталог "Памятники истории и культуры на территории Петропавловской крепости", буклет к выставке "Ленинградское детство. 1920-1980-е", буклет "Музей-квартира Александра Блока" и "Жизнь без начала и конца…" к столетию со дня смерти Александра Блока. Дополняют экспозицию Сборник материалов научных конференций Государственного музея истории Санкт-Петербурга за 2017-2018 годы и материалы научной конференции "Петроград 1918-1924 годов. Жизнь города на переломе эпох". Также на выставке можно будет ознакомиться с результатами научной и исследовательской деятельности сотрудников Государственного музея истории Санкт-Петербурга, опубликованными в периодической печати и в сборниках материалов научных конференций, выпущенных другими российскими музеями, университетами, культурными фондами. 22 марта - 6 июля 2022 года Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, фойе Инженерного дома
Презентация книги «Богословие Достоевского» Музейный центр «Московский дом Достоевского» 17 марта 2022 г. в 18:00 «Богословие Достоевского» (Отв. ред. Т.А. Касаткина. М.: ИМЛИ РАН, 2021) Научное заседание из цикла «Проект РФФИ „Источники и методы в изучении наследия Ф.М. Достоевского в русской и мировой культуре“». Важнейшим вопросом в любой христианской богословской системе является вопрос о том, что такое грех. Достоевский видит грех как коррозию реальности, как ошибку человека в определении собственной мерности, размера... далее »», состава и конфигурации. Это означает, что грешащий человек в своих поступках исходит из присутствующего в его сознании ложного собственного образа, из ложного видения себя как ограниченного своим телом и отграниченного от всех остальных людей, из видения других как своих соперников и претендентов на тот же ресурс, а не как открывающих для него новые пространства и возможности, без них и вне их просто не существующие, а следовательно — радикально ошибается как в определении своих истинных выгод, так и опасностей на своем пути.
Коллективная монография представляет собой попытку ответить на вопрос, что есть богословие Достоевского, как оно выражено и присутствует в корпусе текстов писателя, какими методами его можно исследовать и насколько возможно описать его как систему, насколько его основные постулаты стабильны и какого качества сдвиги в нем происходили. Обсудим, как богословие Достоевского вписывается в круг современного ему русского светского богословия, как богословский уровень текстов писателя виделся на рубеже XIX–XX веков, как он воспринимался католическими религиозными мыслителями ХХ века. Участвуют: Татьяна Касаткина, доктор филологических наук, Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук; Анастасия Гачева, доктор филологических наук, Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук Ведущий: Павел Фокин Вход свободный, по пригласительным билетам. Музейный центр «Московский дом Достоевского» Москва, ул. Достоевского, 2
Презентация альбома «Татьяна Бруни. Призвание - театр» 16 марта в 19.00 в Театральном музее (С.-Петербург, ул. Зодчего Росси, 2 А) состоится презентация альбома «Татьяна Бруни. Призвание — театр», посвященного жизни и творчеству выдающегося театрального художника XX века Татьяны Георгиевны Бруни. Ленинградская художница Татьяна Бруни (1902–2001) всю свою творческую жизнь посвятила балету. Уже в двадцатые годы она стала одним из художников «Молодого балета», созданного начинающим балетмейстером Георгием Баланчивадзе, в будущем —Джорджем Баланчины... далее »»м. Основная часть ее профессиональной биографии связана с музыкальными театрами Ленинграда — Театром оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский) и Малым театром оперы и балета (ныне Михайловский). Также Татьяна Бруни работала в Москве, Киеве, Свердловске, Ярославле, Перми, Саратове. Всего ею оформлено более двухсот спектаклей. Изящный, тонкий стиль Татьяны Бруни легко узнаваем, а ее театральные эскизы полны движения и грации. В 2022 году исполнится 120 лет со дня рождения художницы. Альбом «Татьяна Бруни. ПРИЗВАНИЕ — ТЕАТР» создан на основе архивных материалов и коллекции, хранящейся в семье художницы, и впервые столь масштабно представляет творчество Татьяны Георгиевны Бруни. Бoльшая часть работ, фотографий и документов публикуются впервые. Проект был разработан и создан в Перми, автор и составитель альбома Вадим Викторович Зубков. Татьяна Георгиевна попала в Пермь во время войны, когда в состоянии крайнего истощения была вывезена из блокадного Ленинграда. Сотрудничала с эвакуированным Ленинградским театром оперы и балета им. С. Кирова (Мариинским театром). Потом, в 1970-е, по приглашению Николая Боярчикова работала с Пермским театром оперы и балета, оформляла балетные спектакли. Настоящее издание — дань памяти и своеобразное объяснение в любви пермяков Татьяне Георгиевне Бруни. В презентации принимают участие: Зубков Вадим Викторович, автор и составитель альбома, куратор выставочных и культурных проектов галереи частных коллекций «УНИКУМ» Кузяева Юлия Владиславовна, меценат проекта Коршикова Валентина Георгиевна, хранитель наследия Т.Г. Бруни Федотова Светлана Леонидовна, автор биографического текста о художнике Королёк Богдан Алексеевич, автор текста о творчестве Т.Г. Бруни в балетном театре Заровнянных Валерий Евгеньевич, фотограф издательского проекта. http://theatremuseum.ru/event/tatityana_bruni|Зарегистрироваться
Презентация книги «“Я знаю, что так писать нельзя”: Феномен блокадного дневника» 27 января, в день полного освобождения Ленинграда от блокады, в Музее Анны Ахматовой пройдет презентация книги «“Я знаю, что так писать нельзя”: Феномен блокадного дневника». Перед нами первый том из серии книг с публикациями блокадных дневников, подготовленной Центром изучения эго-документов «Прожито». В этом сборнике – семь дневников, авторы которых оказались вместе с миллионами других ленинградцев заперты в окруженном городе, страдающем от голода, холода, болезней, обстрелов и бомбард... далее »»ировок. В блокаду дневники вели люди самых разных возрастов и социальных групп, от школьников до представителей партийной номенклатуры. Здесь собраны наиболее «типичные» в жанровом отношении тексты. Эта книга – не только публикация уникальных исторических документов, это исследование самого феномена блокадного дневника. Составители сборника пытаются отыскать ответ на вопрос «что такое блокадный дневник?». Во вступительной статье, написанной для сборника Полиной Барсковой, исследуются разные грани блокадного дневника, проделан анализ самих практик ведения дневника в осжденном Ленинграде, Послесловие, подготовленное Анастасией и Алексеем Павловских, посвящено месту блокадного дневника в структуре культурной памяти о блокаде. Как собирались эти эго-документы? Какова их символическая значимость для различных этапов осмысления блокады Ленинграда, в том числе для современности? В вечере принимают участие составители книги – историки Анастасия и Алексей Павловские, автор вступительной статьи поэт, филолог, исследователь блокады Полина Барскова (в записи). Ведет директор Центра «Прожито» Михаил Мельниченко. Начало презентации 27 января в 18:30 14+
Выход в свет книги "Памятники истории и культуры на территории Петропавловской крепости" В конце 2021 года Государственный музей истории Санкт-Петербурга выпустил в свет новое издание - научный каталог памятников архитектуры, истории и археологии на территории Петропавловской крепости, ставшей отправной точкой и узловым элементом застройки Санкт-Петербурга. Автор этого уникального по полноте и точности сведений труда по истории архитектурного ансамбля Петропавловской крепости - Сергей Дмитриевич Степанов (1951-2018), заведующий Отделом охраны памятников Государственного музея ис... далее »»тории Санкт-Петербурга (1994-2003), заведующий сектором научной реставрации и хранения Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа (2004-2018). К сожалению, Сергей Дмитриевич ушел из жизни в апреле 2018 года, не закончив работу над текстом книги. Завершила этот труд главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Марина Олеговна Логунова, которая стала научным редактором каталога и сопроводила текст подробными историческими комментариями. Новое издание, безусловно, станет ценным источником информации для специалистов по истории и культуре Санкт-Петербурга и подробным, фундаментальным путеводителем по Петропавловской крепости для всех интересующихся этим выдающимся памятником отечественной культуры.
Презентация каталога «Город как графика. Нижний Новгород на картах и гравюрах ХVI–ХХI веков» Презентация каталога «Город как графика. Нижний Новгород на картах и гравюрах ХVI–ХХI веков» Разговор о каталоге, выставке и городе Место проведения: Нижний Новгород, Кремль, корпус 6, Арсенал, киноконцертный зал (левое крыло, 2 этаж). Дата проведения: 14 января (пятница) 18:30. На выставке "Город как графика", которая проходила в Волго-Вятском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Арсенал) с июля по ноябрь 2021 года, были предс... далее »»тавлены редкие изображения нашего города и карты из коллекции нижегородца Вячеслава Хуртина, предметы из собрания Пушкинского музея, работы современных художников. Выставка завершена, но после нее остался каталог, в котором собраны более 150 иллюстраций - не только все экспонаты, но и то, что в нее не вошло. Многие из редких памятников печатной графики, представленных в каталоге, опубликованы впервые, в оригинальном размере, с возможностью рассмотреть детали, а рисованная карта Кати Гущиной, на которой собраны прошлое и настоящее Нижегородской ярмарки представлена во вложении целиком. В каталог также вошли тексты кураторов, искусствоведов, историков, коллекционера о городе, тиражной графике и главных находках проекта. Вместе с участниками встречи мы предлагаем подвести итоги выставки и поговорить о перспективах. Что важного для Нижнего проявил этот проект? Во что еще может превратиться коллекция, кроме выставки или книги? Как с ней можно работать в дальнейшем? Участники: Директор Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина, искусствовед, продюсер выставки - Анна Гор Коллекционер, директор Технического музея (филиал НГИАМЗ), автор статьи в каталоге - Вячеслав Хуртин Искусствовед, куратор, автор статьи в каталоге - Сергей Хачатуров Художник куратор, автор статьи в каталоге выставки - Евгений Стрелков Куратор выставки и редактор каталога - Антон Марцев Куратор выставки - Александр Курицын Координатор выставки - Анастасия Макаренкова. Каталог уже в продаже в музейном магазине Арсенала (Кремль, корп. 6, правое крыло, 1 этаж; вт-вс с 12:00 до 20:00). Узнать о наличии можно по телефону: (831) 422-45-54. Вход свободный, по http://tickets-nn.pushkinmuseum.art/event/54F56C0F8B18F1BAF056C70E63EF5F137BD7A773/2022-01-14/18.30|предварительной_регистрации
прислайте имеющиеся в электронном виде сборники, статьи для помещения в раздел
Словарь
Вещевые источники - тип музейных предметов. Представляют собой рукотворные предметы утилитарного назначения. Виды В.и. подразделяются по материалу изготовления (металл, дерево, стекло, ткани и т.д.) и функциональному назначению (нумизматика, оружие, мебель и т.д.).
Зоны охраны памятников - территории с определенными законом правилами использования, ограничивающими на них различную деятельность с целью сохранения памятников истории и культуры. Включают в себя: охранную зону, зону регулирования застройки, зону охраняемого ландшафта, зону охраняемого культурного слоя, каждая из которых имеет свое назначение, предусматривает специфические ограничения и допущения при использовании.
Изобразительные источники - тип музейных предметов, информация которых зафиксирована в предметах и видах изобразительного искусства, киноискусства, фотодокументах, графических документах.
Коллекция музейная - часть предметов основного фонда, представляющая собой группу музейных предметов, сформированную по одному или нескольким признакам (по типам источников, происхождению, функциональному назначению и т.д.).
Культурно-образовательная деятельность является важным компонентом музейной коммуникации и одним из ведущих направлений музейной работы, в котором реализуется образовательно-воспитательная функция музея. Осуществляется в непосредственном контакте с музейной аудиторией в музее и вне музея. Теоретическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика. Термин "культурно-образовательная деятельность" получил распространение в отечественном музейном деле с начала 1990-х; до этого использовались определения "культурно-просветительская работа", "массовая политико-просветительная работа", "научно-просветительная работа".
Музеи-заповедники - статус, присваиваемый музеям под открытым небом, обладающим особой ценностью. Музеи-заповедники создаются на основе территорий, ансамблей, комплексов и отдельных памятников истории, культуры, природы. В настоящее время понятие в повседневной жизни широко применяется в качестве синонима музея под открытым небом. Сегодня музеи-заповедники - динамично развивающаяся группа музеев, число которых, а также разнообразие входящих в их состав объектов непрерывно растут. Отдельные музеи-заповедники по формам деятельности и характеру взаимодействия человека и среды приближаются к экомузеям.
Музейный предмет - предмет, имеющий установленную ценность (научную, историческую, художественную) и музейное значение, изъятый из среды бытования, научно и технически обработанный и включенный в состав музейного собрания.
Макет - объемное воспроизведение объекта, который, как правило, не может быть помещен в музейную экспозицию по той или иной причине (является действующим объектом, крупногабаритным объектом, утрачен и т.п.). Макет выполняется в определенном масштабе и воспроизводит подлинник с некоторой долей условности. Для военно-исторических музеев особенно характерны макеты сражений (Государственный мемориальный музей А.В. Суворова в Петербурге, Военно-исторический музей-заповедник "Куликово поле").
Мемориал - архитектурный ансамбль, воздвигаемый в память об историческом событии, реже - о выдающейся личности, и включающий, как правило, архитектуру, малые архитектурные формы, монументальную скульптуру, живопись, садово-парковую архитектуру. Часто соединен с музейной экспозицией (Музей-панорама "Сталинградская битва" в Волгограде, Мемориальный комплекс "Хатынь" в Белоруссии). Как правило, мемориалы возводятся в памятном месте.
Музей-корабль - корабль, превращенный в объект музейного показа и имеющий статус самостоятельного музея или входящий в состав какого-либо музея. На музее-корабле, как правило, сохраняется или восстанавливается техническое оборудование (в случае военного корабля - также вооружение) и обстановка, дающая представление о жизни команды и пассажиров. Экспозиция дополняется материалами по истории корабля, связанных с ним личностей и т.п. На наиболее крупных кораблях-музеях разворачивается целый комплекс исторических, естественнонаучных, научно-технических, художественных экспозиций. Первым музеем-кораблем в истории музейного дела России стал крейсер "Аврора", музеефицированный в 1956 г. В настоящее время в разных регионах РФ находится целый ряд музеев-кораблей, созданных на основе музеефикации военных и гражданских судов: подводные лодки С-56 (Владивосток), Д-2 "Народоволец" (Санкт-Петербург), Б-412 (Калининград), пароход "Святитель Николай" (Красноярск), научно-исследовательские суда "Витязь" и "Космонавт Виктор Пацаев" (Калининград), и др.
Музей-памятник - тип музеев, создаваемый на основе отдельных памятников истории и культуры. Как правило, возникают в результате музеефикации единичных и комплексных памятников (Подводная лодка Б-413 в Калининграде). Музеями-памятниками также являются музеи, возникшие на основе архитектурных сооружений, воздвигнутых в память исторических событий или лиц (Музей-памятник "Защитникам перевалов Кавказа").
Музей-панорама - музей, включающий в качестве основного элемента панораму - круговое живописное произведение, совмещенное с передним предметным планом. В основном, посвящены событиям военной истории.
Раритет - предмет, ценность которого определяется в первую очередь его редкостью. В современном музееведении термин "раритет" употребляется главным образом для обозначения предметов, существующих только в нескольких экземплярах (например, первопечатные книги). В отличие от типового предмета, существующего в единственном числе - уникума.
Реликвия - особо чтимый мемориальный предмет, связанный, как правило, с событиями или персонами, сыгравшими особо важную роль в истории народа, государства, религии. Хранящиеся в российских военно-исторических музеях реликвии являются памятниками ратной славы России, предметами, связанными как с именами великих полководцев, так и личностями простых, часто безвестных воинов, если эти предметы олицетворяют собой героизм, особое мужество и стойкость духа русского народа.
Научно-вспомогательные материалы используются для раскрытия информационного потенциала музейных предметов, их изучения и интерпретации: это карты, схемы, чертежи, диаграммы, таблицы и т.п. Новый тип научно-вспомогательных материалов - материалы на электронных носителях. В составе музейного собрания образуют фонд научно-вспомогательных материалов, в который включаются также воспроизведения музейных предметов. В экспозиции выступают в качестве экспонатов; особенно широко используются при создании тематических экспозиций.
Научно-исследовательская деятельность - одно из основных направлений музейной деятельности, важнейшая составляющая музейной работы. Результаты научных исследований музея определяют уровень его научно-фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.
Памятники природы - движимые и недвижимые объекты природы, имеющие научно-познавательное и воспитательное значение.
Памятники истории и культуры - движимые и недвижимые материальные объекты, имеющие научную, историческую, художественную ценность. Подразделяются на 4 основные группы: памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства. Охраняются государством в соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (1976).
Памятное место - территория, связанная с историческими событиями, именами выдающихся деятелей или же место, на котором находился утраченный памятник истории и культуры. Охраняются в качестве памятников истории. Нередко памятные места отмечаются мемориальными досками.
Письменные источники - тип музейных предметов, информация которых зафиксирована посредством письменных знаков. П.и. подразделяются по содержанию, происхождению, способу воспроизведения, а также по типам и видам. В музее классифицируются по формальному признаку: рукописи, книги, бланки, газеты и т.д.
Собрание музейное - совокупность музейных предметов основного фонда, а также материалов научно-вспомогательного, библиотечного, архивного фондов, научно сформированная и обработанная.
Фонды музея - часть музейного собрания, представляющая собой совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
Экспонат - предмет, выставленный для обозрения. К экспонатам относятся помещенные на экспозицию музейные предметы, воспроизведения, научно-вспомогательные материалы.
Уникум - единственный в своем роде предмет, своеобразный и неповторимый, отличающийся особой художественной, научной, исторической ценностью. Разновидность уникума составляет особо ценимые мемориальные предметы и реликвии. Уникумом может именоваться предмет, отражающий типичное явление, но сохранившийся в единственном числе (или один из немногих сохранившихся).