|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Юрий Рыбчинский. Новый реализм в российской фотографии. 1970–1990-е годы
В рамках "Фотобиеннале-2020" Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку выдающегося фотографа Юрия Рыбчинского "Новый реализм в российской фотографии. 1970-1990-е годы". Выставочная судьба Юрия Рыбчинского начинается поздно, в 1980-е, на волне Перестройки. В конце 1980-х - начале 1990-х он принял участие в первых выставках советского фотографического андеграунда за рубежом: "Современная советская фотография" (Цюрих, Дюссельдорф, 1988); "Инаковидящие" (Хельсинки, 1989); "Меняющаяся реальность" (Вашингтон, 1991). В 2008 году МАММ показал масштабную ретроспективу художника, в которую вошли работы, ставшие сегодня классикой отечественной фотографии. На выставке "Новый реализм в российской фотографии. 1970-1990-е годы", помимо известных, знаковых серий фотографа, будут показаны работы, которые ранее никогда не выставлялись. Специально для выставки в МАММ были напечатаны с негативов серии "Августовский путч" (1991); "Национально-патриотический фронт "Память"" (1991); "Мастерская Ильи Кабакова" (1988); "Съезд целителей "Чудотворцы России"" (1990); снимки, посвященные легендарной выставке-акции "Клуба авангардистов", организованной Иосифом Бакштейном и группой "Чемпионы мира" в 1988 году в Сандуновских банях, участие в которой приняли Дмитрий Пригов, Константин Звездочетов, Сергей Борисов, Владимир и Сергей Мироненко, Борис Матросов и др.; а также галерея портретов звезд официальной и неофициальной культуры: Владимира Сорокина, Ивана Чуйкова, Геннадия Айги и Жанны Моро, Всеволода Некрасова и других. Юрий Рыбчинский пришел в фотографию из литературной среды, и это важно для понимания его творчества. Глядя на работы Рыбчинского, кажется, что он никогда не видел советской фотографии и не был знаком с канонами соцреализма. Войдя в фотографию в 1970-е, он уже получил "прививку хрущевской оттепели", открывшей для советских художников мировое современное искусство и возможность говорить со зрителем на принципиально другом языке. В своем творческом поиске Рыбчинский интуитивно шел тем же путем, что и художники андеграунда, понимавшие, что реальная жизнь не похожа на те каноны, которые преподавались в советских художественных ВУЗах. Он выбирает другие сюжеты и других героев, в его объектив попадают пласты реальности, которые игнорировала официальная визуальная культура. В 1970-е годы произошел настоящий расцвет фотолюбительства. Возникшие на волне "хрущевской оттепели" клубы и секции на базе ДК различных предприятий, часто помогавших с техникой и расходными материалами, способствовали небывалому всплеску увлечения фотографией. Она становится важным способом самовыражения. На первый план выходит индивидуальность. Оптика перестает быть романтизированно- постановочной и становится драматической. Это свойственно в равной мере и Юрию Рыбчинскому, и, например, фотографам Новокузнецкой школы: Владимиру Соколаеву, Владимиру Воробьеву и Николаю Бахареву, выставку которых наш музей показывал в 2016 году. Юрий Рыбчинский - поразительно "несоветский" фотограф и великий гуманист. Для него одинаково интересны личности легендарных художников советского неофициального искусства, известных врачей, политиков, музыкантов, заключенных исправительной колонии или обитателей обычного вытрезвителя. Его знаменитая "кривая камера" обнажает душу людей и вещей. Зачастую человек демонстрирует свое истинное "я", оказавшись в пограничной ситуации, выбивающей его за пределы "нормального" ровного течения жизни, и Рыбчинскому всегда удается выхватить и зафиксировать мгновения максимального эмоционального напряжения, будь то экзальтация во время групповых сеансов экстрасенсов, которые стали героями 1990-х, или обреченность осужденных в исправительной колонии. Фотографируя в своем фирменном невероятном ракурсе, художник "припирает действительность к стенке", вынуждая ее раскрыться и показать все прекрасное и ужасное, что в ней заключено. *** Юрий Рыбчинский родился 23 июля 1935 года в Бердянске (Украина). В 1959 году окончил геологоразведочный факультет Московского института цветных металлов и золота. В 1960-1962 годах был внештатным литературным корреспондентом АПН (РИА "Новости"), газеты "Комсомольская правда" и журнала "Смена". С 1962 по 1976 год работал литературным сотрудником, а затем фотокорреспондентом журнала "Советский Союз". Создал собственное портфолио из фотографий, которые "не проходили" в советской прессе, но были показаны на выставках Московского Горкома художников-графиков. В 1985 году персональная выставка Юрия Рыбчинского была показана в Доме культуры гуманитарных факультетов МГУ им. Ломоносова. В середине 1980-х Рыбчинский ушел из журналистики и устроился истопником в котельной, посвящая свободное время фотографии и литературному творчеству. В 1993 году Юрий Рыбчинский совместно с фотографом Эдуардом Гладковым создал "Музей фотографических коллекций" - негосударственный фонд, который начал целенаправленную работу по сбору, хранению и пропаганде отечественного фотографического наследия. Юрий Рыбчинский - автор-составитель каталога "Фотоэстафета: от Родченко до наших дней" (издание музея "Московский Дом фотографии"). В дар нашему музею Юрий Рыбчинский передал свыше 2000 единиц собрания "Музея фотографических коллекций". Работы Юрия Рыбчинского находятся в собраниях российских и зарубежных музеев: Мультимедиа Арт Музея, Москва; Союза фотохудожников России; Галереи искусств Коркоран (Вашингтон); Центра гуманитарных исследований Гарри Рэнсома при Техасском университете (Остин, США); Художественного музея Зиммерли при Ратгерском университете (Нью-Брансуик, США), а также в галереях и частных коллекциях России, Франции, Финляндии, США. www.museum.ru/N75258 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |