МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Год собаки»

c 21 декабря 2017 по 14 января 2018Волгоградская область
Камерная экспозиция в формате «выставка в выставке» работает в рамках рождественского фестиваля «Ваши планы на Рождество?» в выставочном зале Волгоградского музея изобразительных искусств им.И.И.Машкова. Вниманию зрителя представлено 12 произведений декоративно- прикладного искусства, запечатлевших образ друга человека в фарфоре и глине, т.е., фактически, созданных на основе земель. А будущий год, как утверждают астрологи- это Год земляной собаки. Сторожа, защитники, задушевные собеседники самого разного экстерьера, происходящие родом из Греции и Китая, Голландии, Дании и России встретились, чтобы встречать наступающий 16 февраля 2018 г. Год собаки.

Самая старшая из собак украшает ритон- сосуд для вина в виде рога. Это один из самых первых экспонатов музея, поступивший при его формировании в 1961 г. из Эрмитажа. Ритон был создан из тонкостенной керамики в древнегреческом полисе, находившемся на территории современной Италии в 4 веке до нашей эры. Древнегреческое искусство в это время достигло вершин реализма. Как правило, ритоны использовались в священных ритуалах, при этом голова животного, завершающая сосуд, выполняла обереговую функцию. Сегодняшний зритель может оценить совершенство понимания естественной жизни, стоящее за реалистическим мастерством античных скульпторов, сумевших передать движение мышц, даже мимику пса. Совсем иной подход к трактовке образа собаки мы видим в произведениях, созданных на Востоке. В экспозиции представлены две китайских собаки, созданных мастерами эпохи Мин в 18 в. Зритель может увидеть фарфоровую статуэтку собаки Будды и миниатюрный фарфоровый сосуд, украшенный маской собаки. Для китайского искусства этого времени свойственны потребность в эксперименте, усложненность форм, декоративность. И все же все художественные решения здесь опираются на древние традиции. Собака в Древнем Китае была одним из самых почитаемых животных, она символизировала защиту, порядок. Удивительное существо- собака Будды. Она одновременно похожа на собаку и на льва. Образ льва пришел в Китай вместе с буддизмом. Легенда гласит, что Будда путешествовал с маленькой собачкой, которая в случае опасности превращалась в грозного льва. Парные скульптурные изображения собако-львов (собаки Фу) изначально располагались только перед покоями императоров. Вскоре они стали символом высокого статуса, с ними связывали представления о защите от злых духов, гармоничном балансе мужского и женского начал. Левой лапой наша собака Фу прижимает ажурный шар. В соответствии с древними представлениями, это символ земли, мироздания, которое находится под защитой закона. Произведение выполнено из фарфора, который был изобретен в Китае и до 18 в. Европе не имел аналогов, назывался «китайский секрет». Оно украшено яркими цветными глазурями, созданными на основе солей металлов. В то же время, важной для китайского искусства тенденцией было подчеркивание свойств самого материала. Миниатюрная вазочка выполнена из фарфора благородного светло- бежевого цвета. Ее грани украшены медальонами с головой собаки и тонкими рельефами с изображениями осьминогов, рыб, пейзажей. Оба произведения поступили в музей в 1960 г. из музея Восточных культур.

Триумфальное шествие фарфора в Европе начинается в 18 в., один за другим открываются фарфоровые заводы в Саксонии, Англии, Франции. Спрос на китайский фарфор стал причиной ориентации европейских производителей на китайские образцы. Представленная на выставке голландская ваза выполнена в 19 веке. Сложные очертания ее силуэта, роспись синими кобальтовыми красками- дань увлечения китайскими прототипами. На ее крышке же примостился уже не древний символ Фу, а задорный пес с высунутым языком вполне «дворняжьего» вида. Королевский фарфоровый завод в Копенгагене существует с 1775 г. В 19 веке его коньком стали предельно натуралистические скульптурные изображения плодов и животных. Очаровательная статуэтка щенка – модное украшение интерьера. Работа отражает дружелюбный, заинтересованный взгляд автора, свидетельствует о множестве натурных наблюдений, восхищении естественностью, непосредственностью живого существа. В 19 веке собака начинает цениться как верный друг, компаньен, любящее преданное сердце. В таком ключе возможно истолковать содержание росписи тарелки, созданной уже в нашей стране, на одной из лучших фарфоровых мануфактур- заводе Гарднера. Предприятие было основано в 1766 г. в селе Вербилки, под Москвой. Отличительными чертами продукции завода того времени стало сочетание жанровых, занимательных сюжетов и приемов стиля ампир. Тарелка украшена тонкой по живописи росписью, изображающей девушку с письмом, которая, как кажется, доверительно беседует со своим белым пуделем, поверяет ему свою тайну. Несмотря на вполне современный облик, наряд девушки немного напоминает античные одежды, ее окружение также свидетельствует о том, что сцена происходит в скорее всего Риме. Медальон с живописной сценой окружен темно-зеленой каймой и золотыми венком из листьев лавра, со времен античности почитавшегося как символ вечной жизни и славы. «Русская» витрина выставки включает произведениями, созданными в народной традиции- мастерами глиняной дымковской, филимоновской и кожлянской игрушки. Собаке в русской традиционной культуре отводилась роль не только охранителя, но и прорицателя судеб. Порой фантастические по форме и раскраске собаки - образы праздничного возрождения жизни. Часто фигурки собак были игрушками-свистульками, участвовавшими в обряде призыва весны, закликания солнца. Самая юная собачка в составе выставки- верный друг мальчика в пилотке в фарфоровой композиции 1950-х гг. Статуэтка «Мальчик с собакой» была создана на Ленинградском фарфоровом заводе и находилась в массовом производстве до 1970-х гг. Композиция входила в серию «Счастливое детство», начатую скульптором Галиной Сергеевной Столбовой еще в 1930-е гг. Художница была выпускницей ленинградского института им. И.Е.Репина, ученицей великих скульпторов А.Матвеева и В.Синайского. Многие годы она обращалась к образам детей в мелкой пластике. Ее агитационный фарфор, изначально призванный продемонстрировать счастливую жизнь детей новой страны, людей будущего, отличает точность наблюдений, особая нежность, искренность. Безусловно, на выставке представлены не все собаки, что есть в фондах музея. Каждая из них- неповторима прекрасна. Их красота, благородство, способность любить- источник вдохновения для художников во все времена.

Выставка будет работать с 21 декабря по 14 января в выставочном зале Волгоградского музея изобразительных искусств им.И.И.Машкова по адресу: Волгоград, ул. им. Маршала Чуйкова, 37.

Время работы выставочного зала 11.00-19.00, в четверг 12.00-20.00, выходной понедельник.тел.(8442)38-24-44, (8442) 38-59-15; 24-16-79

www.museum.ru/N68542
Ваше мнение »»

»»Выставочный зал Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова
Адрес:Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Чуйкова, 37
Проезд:Скоростной трамвай до ост. "Пл. Ленина"
Телефоны:(8442) 38-59-15, 24-16-79
URL:mashkovmuseum.ru/
EMail:volgmuz_art@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 27.04.2024
 x    ?  

Итоги второго тура Эрарта Премии - 2024

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru