МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Аделаида Пологова. "...И след мой сохрани"

c 9 ноября 2016 по 5 февраля 2017Москва
Третьяковская галерея открывает выставку крупнейшего русского скульптора Аделаиды (Аллы) Германовны Пологовой (1923–2008), яркого представителя плеяды шестидесятников — поколения, которое своим творчеством обратилось после долгого периода засилья официозной эстетики к современной проблематике и поискам нового пластического языка.

Уже своими ранними работами Аделаида Пологова заявила о себе как о смелом художнике-новаторе, способном нарушать традиционные каноны, и стала признанным лидером в своем поколении — "скульптором №1", по определению художника Дмитрия Жилинского. В это время на смену "суровому стилю" пришло искусство более лирическое, декоративное, мажорное, подчас даже театральное. Эти тенденции нашли отражение в творчестве Пологовой.

А.Г.Пологова являлась Действительным членом Российской академии художеств и лауреатом нескольких отечественных премий (Госпремии СССР за цикл композиций "Материнство" (1989), премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2000). С 1955 по 2006 год произведения Пологовой регулярно и с большим успехом выставлялись на многочисленных московских, всесоюзных и международных выставках (Варшава, Краков, Венеция, Париж, Бонн, Берлин, Мюнхен, Пекин). За свою долгую жизнь она удостоилась лишь четырех персональных выставок. Две из них состоялись в Москве — в выставочном зале МОСХа на Кузнецком мосту, 11 (1988) и в залах Российской академии художеств на Пречистенке (1999), и еще две, небольшие, были организованы в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (зима 1993/1994) и в Омском музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля (1997).

Настоящий проект — первая выставка Аделаиды Пологовой в Третьяковской галерее и первый музейный показ ее работ, проходящий после смерти мастера. Ядром выставки является собранная в ГТГ в 1970-1980-х годах ценнейшая коллекция ее скульптур, включающая 27 работ. Экспозиция дополнена произведениями из собрания ММСИ, московских частных коллекций и собрания семьи скульптора. Собранные вместе, работы отражают ключевые точки творчества мастера на протяжении полувека — с 1960-х до 2000-х годов. Скульптуры выполнены в самых различных материалах: дерево, керамика, известняк, бронза, сварная медь, стекло.

Одна из вершин творчества Пологовой — портрет пианистки М.В.Юдиной (1967), с которой ее связывала долгая дружба. В одном из самых сильных по своей трагической мощи произведений скульптора воплощено глубокое страдание, напряжение и могучая энергия великого музыканта.

Пик творчества Пологовой пришелся на 1980-е годы, когда она создала, по словам Д.Д.Жилинского, "самую прекрасную скульптуру нашего времени" — композицию "Иди и след мой сохрани" (1987, ГТГ). Этот шедевр, давший название настоящей выставке, посвящен памяти матери, ушедшей из жизни, когда дочь была подростком. Работы Пологовой наполнены теплой авторской интонацией и исповедальностью (многие из них автобиографичны и автопортретны).

Портретные образы, созданные скульптором, обладают яркой пластической выразительностью. Среди ее моделей преобладают люди творческого склада — "человек творящий": пианистка Мария Юдина, скульптор Геннадий Ланкинен, художник-график Борис Кочейшвили, живописец Александр Богословский (младший), искусствовед Валентин Лебедев.

Важная область творчества Пологовой — скульптура в дереве. Особенность ее работ в дереве — использование насыщенного цвета, который она ввела, следуя традициям архаики, античности, Средневековья, русской народной резьбы. Иногда она полностью окрашивает поверхность дерева, применяя левкас (меловой грунт с добавлением клея и масла), на который плотно наносится краска. В некоторых работах раскраска сочетается с декоративным эффектом теплого охристого тона древесной текстуры.

Особый раздел выставки составляют работы из цикла "Материнство". Эта ключевая в творчестве Пологовой тема связана и с детскими воспоминаниями о матери, и с собственным материнским опытом — воспитанием сына Алеши. В ее многочисленных "Колыбельных" 1980-х годов воплощены безграничная нежность и благоговейное отношение к ребенку.

В дальнейшем — в 1990-е и вплоть до самой смерти Аделаида Пологова не теряла достигнутой высоты. К 1990-м относится ее активное обращение к жанру исторического портрета: "Серафим Саровский" (1990), "Н.В.Гоголь" (1993), "А.С.Пушкин" (1999, ММСИ).

Представлены также работы Пологовой, выполненные в керамике - древнем материале, который стал для нее, начиная с 1960-х, одним из любимых. Небольшими керамическими фигурами и композициями были уставлены все полочки вдоль стен ее мастерской во Владыкино. Этот вид скульптуры служил ей творческой лабораторией, где опробовались решения для больших композиций и ставились эксперименты с формой, цветом, использованием сложных полив.

Одно из последних произведений скульптора — парные фигуры "Короля" и "Королевы" (2002), исполненные в рост из невообразимого сочетания материалов. Созданные 79-летним автором, они вызывают восхищение дерзостью решения и неожиданностью авторской выдумки.

Выставка Пологовой продолжает серию экспозиций выдающихся авторов послевоенного времени — Таира Салахова и Гелия Коржева. Недавно в Галерее прошла выставка еще одного современника Пологовой — скульптора-новатора Алексея Сотникова. Благодаря этим проектам зритель может познакомиться с творчеством авторов 1950–1960-х, полное погружение в эту эпоху будет ждать его на выставке "Оттепель", которая откроется в начале 2017 года.

Москва, Крымский Вал, 10, зал 38

www.museum.ru/N64106
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
URL:tretyakovgallery.ru/
EMail:tretyakov@tretyakov.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 27.04.2024
 x    ?  

Итоги второго тура Эрарта Премии - 2024

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru