МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Презентация двухтомного Словаря-указателя "Изобразительное искусство Сибири XVII - начала XXI вв."

c 18 по 21 апреля 2014Тюменская область
В апреле 2014 года Общественный благотворительный фонд "Возрождение Тобольска" проводит презентацию своего очередного издания - двухтомного Словаря-указателя "Изобразительное искусство Сибири XVII - начала XXI вв.", которая состоится:

- 18 апреля 2014 г. в г. Омске в областном Художественном музее им. М. Врубеля в 14:00.;

- 21 апреля 2014 г. в г. Красноярске в Сибирском отделении Союза художников России, в 16:00.

В мае 2014 г. планируется презентация издания в Москве, в Академии Художеств России.

Общественный благотворительный фонд "Возрождение Тобольска" свой двадцатилетний юбилей ознаменовал еще одним крупным издательским проектом. Вышел в свет двухтомный Словарь-указатель "Изобразительное искусство Сибири XVII - начала XXI вв.".

На титульной странице издания значится: Изобразительное искусство Сибири XVII - начала XXI вв. Словарь - указатель художников, искусствоведов, специалистов по музейному делу, исследователей, художников-педагогов, коллекционеров, меценатов, общественных и государственных деятелей. В двух томах. Научно-справочное издание. Автор-составитель Чирков Владимир Федорович.

Собственно словарная часть состоит из словарных статей, от А до Я (их более шести тысяч) и четырех приложений: художественные музеи и собрания художественного типа Сибири; творческие союзы, организации, объединения; художественно-педагогические учреждения; список диссертаций, защищенных по истории и теории изобразительного искусства и художественной культуры Сибири.

Почти на каждой странице можно найти имя, которое еще мало изучено, а то и вообще выпало из поля зрения. Есть прекрасная тема о роли художественных собраний в Сибири, скомплектованные поистине героическими усилиями музейных сотрудников.

Розанов В.В. писал: "Нельзя изображать, не любя изображаемого... живописец утверждает вещь, хочет утвердить её истину и всегда закрепляет её образ". Сюжет картины в более широком смысле можно определить темой. Художник должен найти и определить свою тему, а иначе картина явится лишь изображением сюжета. Именно выбор темы определяет уровень личности художника.

Словарь Чиркова (именно так, и не только для краткости, уже сейчас называют этот уникальный двухтомник) определяет уровень личности исследователя и окончательно закрепляет за фондом "Возрождение Тобольска" звание лидера культурно-просветительского бытия Сибири. Бытия одухотворённого. И, пожалуй, не только Сибири: в подлинном национальном самосознании главным компонентом является чувство исторической преемственности, острое переживание сопричастности ко всей многовековой истории Отечества, его будущему за пределами собственного жизненного пути.

Фонд "Возрождение Тобольска" создавался в дни, когда отсутствие чувства ответственности за историю сделало многих слепыми, погружёнными в суету или апатию. Его закоперщики заявили о "Возрождении Тобольска", подразумевая возрождение Сибири и России в целом за пределами растленной массовой культуры. Поэтому, приступая к осуществлению своих издательских проектов, они ориентировались на авторов, "рыцарски-честно работающих всю свою жизнь" на сохранение и возрождение нашей исторической памяти.

По заключению специалистов, ознакомившихся со Словарём-указателем Чиркова до выхода его в свет, заявили в один голос, что он действительно относится к уникальным изданиям, могущим сыграть исключительную роль в изучении и пропаганде искусства Сибири. Автор-составитель собирал сведения очень долгие годы - с начала 1970-х годов. Последние десять лет были посвящены обработке, систематизации, проверке бесконечных сведений и подготовке их к изданию.

И, понятно, когда некоторое время назад председатель благотворительного фонда "Возрождение Тобольска" узнал, что в Омске искусствовед Владимир Чирков работает над Словарём художников Сибири, эта новость не оставила Аркадия Елфимова равнодушным, и его решение было почти мгновенным: Словарь этот издавать необходимо. Поскольку именно он и должен стать органической, может быть, цементирующей частью одной из главных издательских серий фонда - "Сибирский художественный музей", чьё значение в отсутствие целенаправленной и осмысленной государственной политики по поддержке изобразительного искусства возрастает с выходом каждого альбома. Серии, рассказывающей о Сибири, о художниках-сибиряках; о том, чем мы богаты и славны были, есть, будем. Серии, чьи задачи - не только просветительские (что само по себе в нынешние времена весьма актуально), но и "объединительные", направленные на восприятие современной Сибири как единого пространства с собственной уникальной художественной культурой.

А труд таких подвижников, как Владимир Чирков, говорит о том, что в нашей отравленной среде обитания стал отчетливо заметен стрежень духовного возрождения России. Он не превратился еще в национально-освободительный Гольфстрим. Но в Сибири именно фондом "Возрождение Тобольска" делается все, чтобы приблизиться и слиться с ним. Поскольку его деятельность основана ещё и на понимании того, что никакое развитие экономики само по себе ничего не выправит, поскольку без бережливого, собирательного отношения к отечественной истории, культуре, без подвижнического просветительского труда и великого духовного поиска любое государство обречено на исчезновение, и в небытие уйдут все - вне зависимости от личного материального благосостояния.

Конечно же, многие исследователи сибирского искусства и до выхода "Словаря-указателя" чувствовали, что искусство Сибири громадно, теперь это стало в прямом смысле этого слова очевидно. Определился удивительный феномен - Сибирский Художественный Хронотоп, насыщенный фактами, именами творцов и деятелей искусства, с отражением великого множества разнообразнейших явлений искусства. Этот Хронотоп имеет свои узлы и неоднородности в виде крупных творческих личностей, повлиявших на сибирский художественный процесс, создания музейных собраний, творческих союзов, образовательных художественный заведений и т.д. "Словарь-указатель" можно сравнить и с большим полотном, где действуют многие герои, а между ними просматриваются любопытные взаимодействия. Выходом в свет "Словаря-указателя" произошла фиксация определенного уровня искусства и сибирского искусствознания.

Это только поверхностно пролистывающему "Словарь-указатель" читателю он откроется как справочная система. Здесь самое время сказать об особого рода творчестве, которое приводит к созданию таких работ. Одно дело искусствоведчески вольно парить над миром искусства, выбирать и раскрывать то или иное произведение, описывать жизнь творца, а другое дело кропотливо собирать факты, радоваться пожелтелым страницам старых газет, где вдруг, телеграфно, проскочит описание важного свидетельства или факта из жизни того или иного художника. "Словарь-указатель" В.Ф. Чиркова -действительно искусствоведческая работа, которую нужно рассматривать как эталонную в нашем профессиональном сообществе. Что архиважно. Наше время отмечено ростом числа людей получивших искусствоведческое образование. С одной стороны это очень хорошо, но будет многократно лучше, если рост числа искусствоведов будет совпадать с ростом числа действительно исследовательских и творческих работ по искусству. "Словарь" находится в ряду тех изданий, что по праву считаются эталонными и задают уровень искусствоведения. Это действительно очень долгожданная и необходимая работа. Она подводит черту под многочисленными попытками, иногда очень результативными, создать словари и справочники по искусству Сибири или отдельных сибирских регионов. Все это теперь успешно перекрывается "Словарем - указателем", подготовленным В.Ф. Чирковым.

Но без участия фонда "Возрождение Тобольска" титанический труд Чиркова так бы и остался в рукописи, или - в лучшем случае - его электронный вариант все-таки стал бы доступен искусствоведам. Но тогда не было бы и речи о произведении книжного искусства, на лучшие образцы которого фонд ориентируется в своей издательской деятельности. Словарь-указатель уникален ещё и этим, и в таком исполнении он просуществует века…

И символично, что над книгой о художниках, искусствоведах, собирателях изобразительного искусства работал выдающийся художник книги Василий Евгеньевич Валериус - автор дизайна многих изданий фонда "Возрождение Тобольска", в том числе упомянутой здесь серии "Сибирский художественный музей". Результат его работы - уникальное, на уровне лучших образцов книжного искусства, художественное воплощение исторически значимого замысла Владимира Фёдоровича Чиркова, реализованного им же многолетними трудами.

А кропотливая, академически точная работа редактора Александры Юрьевны Шередеги, ни в коей мере не затрагивающая содержания Словаря, потребовала не столько вдохновения, сколько умственного напряжения, специальных знаний и опыта, и, как нам представляется, не оставила места в издании случайным "оговоркам".

Одни говорят (о сохранении исторической памяти, духовных и культурных скрепах т. д.) - другие делают. Так было всегда.

Впереди у фонда "Возрождение Тобольска" много издательских проектов, много дел на благо Отечества нашего, на возрождение и сохранение культурных, исторических, духовных святынь. На собирание того важного - потому что родного! - что теряется на крутых поворотах истории.

Сайт фонда - http://tobolsk.org/

www.museum.ru/N53372
Ваше мнение »»

»»Тюменский региональный общественный благотворительный фонд "Возрождение Тобольска"
Адрес:Тюменская область, г. Тобольск, ул. Свердлова, 34/1
Телефоны:(3456) 24-67-50
EMail:elfimov-fond@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, презентации


 
новости и события: 26.04.2024
 x    ?  

Итоги второго тура Эрарта Премии - 2024

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru