|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
Презентация двухтомного Словаря-указателя "Изобразительное искусство Сибири XVII - начала XXI вв."
В апреле 2014 года Общественный благотворительный фонд "Возрождение Тобольска" проводит презентацию своего очередного издания - двухтомного Словаря-указателя "Изобразительное искусство Сибири XVII - начала XXI вв.", которая состоится: - 18 апреля 2014 г. в г. Омске в областном Художественном музее им. М. Врубеля в 14:00.; - 21 апреля 2014 г. в г. Красноярске в Сибирском отделении Союза художников России, в 16:00. В мае 2014 г. планируется презентация издания в Москве, в Академии Художеств России. Общественный благотворительный фонд "Возрождение Тобольска" свой двадцатилетний юбилей ознаменовал еще одним крупным издательским проектом. Вышел в свет двухтомный Словарь-указатель "Изобразительное искусство Сибири XVII - начала XXI вв.". На титульной странице издания значится: Изобразительное искусство Сибири XVII - начала XXI вв. Словарь - указатель художников, искусствоведов, специалистов по музейному делу, исследователей, художников-педагогов, коллекционеров, меценатов, общественных и государственных деятелей. В двух томах. Научно-справочное издание. Автор-составитель Чирков Владимир Федорович. Собственно словарная часть состоит из словарных статей, от А до Я (их более шести тысяч) и четырех приложений: художественные музеи и собрания художественного типа Сибири; творческие союзы, организации, объединения; художественно-педагогические учреждения; список диссертаций, защищенных по истории и теории изобразительного искусства и художественной культуры Сибири. Почти на каждой странице можно найти имя, которое еще мало изучено, а то и вообще выпало из поля зрения. Есть прекрасная тема о роли художественных собраний в Сибири, скомплектованные поистине героическими усилиями музейных сотрудников. Розанов В.В. писал: "Нельзя изображать, не любя изображаемого... живописец утверждает вещь, хочет утвердить её истину и всегда закрепляет её образ". Сюжет картины в более широком смысле можно определить темой. Художник должен найти и определить свою тему, а иначе картина явится лишь изображением сюжета. Именно выбор темы определяет уровень личности художника. Словарь Чиркова (именно так, и не только для краткости, уже сейчас называют этот уникальный двухтомник) определяет уровень личности исследователя и окончательно закрепляет за фондом "Возрождение Тобольска" звание лидера культурно-просветительского бытия Сибири. Бытия одухотворённого. И, пожалуй, не только Сибири: в подлинном национальном самосознании главным компонентом является чувство исторической преемственности, острое переживание сопричастности ко всей многовековой истории Отечества, его будущему за пределами собственного жизненного пути. Фонд "Возрождение Тобольска" создавался в дни, когда отсутствие чувства ответственности за историю сделало многих слепыми, погружёнными в суету или апатию. Его закоперщики заявили о "Возрождении Тобольска", подразумевая возрождение Сибири и России в целом за пределами растленной массовой культуры. Поэтому, приступая к осуществлению своих издательских проектов, они ориентировались на авторов, "рыцарски-честно работающих всю свою жизнь" на сохранение и возрождение нашей исторической памяти. По заключению специалистов, ознакомившихся со Словарём-указателем Чиркова до выхода его в свет, заявили в один голос, что он действительно относится к уникальным изданиям, могущим сыграть исключительную роль в изучении и пропаганде искусства Сибири. Автор-составитель собирал сведения очень долгие годы - с начала 1970-х годов. Последние десять лет были посвящены обработке, систематизации, проверке бесконечных сведений и подготовке их к изданию. И, понятно, когда некоторое время назад председатель благотворительного фонда "Возрождение Тобольска" узнал, что в Омске искусствовед Владимир Чирков работает над Словарём художников Сибири, эта новость не оставила Аркадия Елфимова равнодушным, и его решение было почти мгновенным: Словарь этот издавать необходимо. Поскольку именно он и должен стать органической, может быть, цементирующей частью одной из главных издательских серий фонда - "Сибирский художественный музей", чьё значение в отсутствие целенаправленной и осмысленной государственной политики по поддержке изобразительного искусства возрастает с выходом каждого альбома. Серии, рассказывающей о Сибири, о художниках-сибиряках; о том, чем мы богаты и славны были, есть, будем. Серии, чьи задачи - не только просветительские (что само по себе в нынешние времена весьма актуально), но и "объединительные", направленные на восприятие современной Сибири как единого пространства с собственной уникальной художественной культурой. А труд таких подвижников, как Владимир Чирков, говорит о том, что в нашей отравленной среде обитания стал отчетливо заметен стрежень духовного возрождения России. Он не превратился еще в национально-освободительный Гольфстрим. Но в Сибири именно фондом "Возрождение Тобольска" делается все, чтобы приблизиться и слиться с ним. Поскольку его деятельность основана ещё и на понимании того, что никакое развитие экономики само по себе ничего не выправит, поскольку без бережливого, собирательного отношения к отечественной истории, культуре, без подвижнического просветительского труда и великого духовного поиска любое государство обречено на исчезновение, и в небытие уйдут все - вне зависимости от личного материального благосостояния. Конечно же, многие исследователи сибирского искусства и до выхода "Словаря-указателя" чувствовали, что искусство Сибири громадно, теперь это стало в прямом смысле этого слова очевидно. Определился удивительный феномен - Сибирский Художественный Хронотоп, насыщенный фактами, именами творцов и деятелей искусства, с отражением великого множества разнообразнейших явлений искусства. Этот Хронотоп имеет свои узлы и неоднородности в виде крупных творческих личностей, повлиявших на сибирский художественный процесс, создания музейных собраний, творческих союзов, образовательных художественный заведений и т.д. "Словарь-указатель" можно сравнить и с большим полотном, где действуют многие герои, а между ними просматриваются любопытные взаимодействия. Выходом в свет "Словаря-указателя" произошла фиксация определенного уровня искусства и сибирского искусствознания. Это только поверхностно пролистывающему "Словарь-указатель" читателю он откроется как справочная система. Здесь самое время сказать об особого рода творчестве, которое приводит к созданию таких работ. Одно дело искусствоведчески вольно парить над миром искусства, выбирать и раскрывать то или иное произведение, описывать жизнь творца, а другое дело кропотливо собирать факты, радоваться пожелтелым страницам старых газет, где вдруг, телеграфно, проскочит описание важного свидетельства или факта из жизни того или иного художника. "Словарь-указатель" В.Ф. Чиркова -действительно искусствоведческая работа, которую нужно рассматривать как эталонную в нашем профессиональном сообществе. Что архиважно. Наше время отмечено ростом числа людей получивших искусствоведческое образование. С одной стороны это очень хорошо, но будет многократно лучше, если рост числа искусствоведов будет совпадать с ростом числа действительно исследовательских и творческих работ по искусству. "Словарь" находится в ряду тех изданий, что по праву считаются эталонными и задают уровень искусствоведения. Это действительно очень долгожданная и необходимая работа. Она подводит черту под многочисленными попытками, иногда очень результативными, создать словари и справочники по искусству Сибири или отдельных сибирских регионов. Все это теперь успешно перекрывается "Словарем - указателем", подготовленным В.Ф. Чирковым. Но без участия фонда "Возрождение Тобольска" титанический труд Чиркова так бы и остался в рукописи, или - в лучшем случае - его электронный вариант все-таки стал бы доступен искусствоведам. Но тогда не было бы и речи о произведении книжного искусства, на лучшие образцы которого фонд ориентируется в своей издательской деятельности. Словарь-указатель уникален ещё и этим, и в таком исполнении он просуществует века… И символично, что над книгой о художниках, искусствоведах, собирателях изобразительного искусства работал выдающийся художник книги Василий Евгеньевич Валериус - автор дизайна многих изданий фонда "Возрождение Тобольска", в том числе упомянутой здесь серии "Сибирский художественный музей". Результат его работы - уникальное, на уровне лучших образцов книжного искусства, художественное воплощение исторически значимого замысла Владимира Фёдоровича Чиркова, реализованного им же многолетними трудами. А кропотливая, академически точная работа редактора Александры Юрьевны Шередеги, ни в коей мере не затрагивающая содержания Словаря, потребовала не столько вдохновения, сколько умственного напряжения, специальных знаний и опыта, и, как нам представляется, не оставила места в издании случайным "оговоркам". Одни говорят (о сохранении исторической памяти, духовных и культурных скрепах т. д.) - другие делают. Так было всегда. Впереди у фонда "Возрождение Тобольска" много издательских проектов, много дел на благо Отечества нашего, на возрождение и сохранение культурных, исторических, духовных святынь. На собирание того важного - потому что родного! - что теряется на крутых поворотах истории. Сайт фонда - http://tobolsk.org/ www.museum.ru/N53372 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, города, региона · актуальные: художественные, презентации |
|
|||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |