МР-Проф Еженедельный журнал музейщика. Выпуск №10 (372) от 18.03.2005
Тираж: 7269, издается с октября 1997 г. |
| |||
Содержание выпуска:
| ||||
Зарегистрировано в Мин.печати 6 июля 2001г., Эл.N77-4675 серт. N016320 от 6/07/2001, ISSN 1684-9574
(c) 1997-2005 Российская Сеть Культурного Наследия |
Русский музей - это уникальное хранилище художественных ценностей, крупный научно-исследовательский институт, изв ... далее »
Празднование этого события будет проходить по следующей программе:
В 14.30 в Михайловском состоится открытие выставки Ольги Крестовской "Фантазии на тему Х.-К.Андерсена".
Ольга Крестовская - Член Союза Архитекторов России. Член Международной Федерации Художников при ЮНЕСКО - творческого Союза Художников России. Член Общества изучения Русской Усадьбы.
Жители Пушкиногорья хорошо знаком ... далее »
Музей был открыт 12 марта 1940 года в доме, где в 1886-87 гг. в пекарне А.С. Деренкова подручным пекаря работал А.Пешков.
Подробно об истории музея см. http://tatar.museum.ru/Gorky/history.htm.
С годами экспозиция расширялась, и в 1968 году, к 100-летию А.М. Горького, в музее, носящем его имя, была открыта экспозиция, посвященная Ф.И. Шаляпину.
В 1995 году, к большой радости казанских любителей поэзии ... далее »
Программа Конференции.
29 марта.
Утреннее заседание.
А.А.Салтыков. Святоотеческое учение о Боге-художнике и становление церковного искусства.
Н.В.Герасименко. Об особенностях декорации купола кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде.
Л.М.Евсеева. Икона "Спас Нерукотворный" из молельни Софии Палеолог.
Н.Н.Чугреева. Житийная икона преподобного Сергия Радонежского около 1510 г. из собрания ЦМиАР.
В.М.Сорокатый. К иконографии Сретения иконы Богоматери Владимирской.
М.И.Антыпко. Васильевские врата: к вопросу о дополнениях XVI века.
О.А.Дьяченко. Особенности иконографии иконы "Воскресение" XVII века из собрания ЦМиАР.
Дневное заседание.
И.С.Красовский. Библейский локоть.
Л.В.Кондрашкова. Особенности второго гласа демественного троестрочия на примере благовещенской стихиры "Еже от века таинства".
М.Е.Башлыкова. Заимствования из древних Патериков и Житий святых в тексте Киево-Печерского Патерика.
Д.И.Иванов. Особенности речевой характеристики главных героев в Сказании о Мамаевом побоище.
Р.А.Седова. Житие московского митрополита Алексия в рукописной традиции XV-XVIII веков.
Л.И.Алехина. Время патриарха Иова и Служба князю Даниилу Московскому.
М.Е.Ермакова. Корректурные оттиски иллюстраций к книге А.Шхонебека "Историа о ординах или чинах воинских".
30 марта
Утреннее заседание.
В.В.Игошев. К вопросу об участии ярославских серебряников в работе над окладами собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.
Н.И.Комашко. Хлыновские иконописцы XVIII века Кузнецовы.
Н.А.Мерзлютина. О почитании Симона Блаженного в Юрьевце Повольском в XVII-XIX веках и его отражении в художественной культуре города.
Я.Э.Зеленина. О ранней иконографии Серафима Саровский.
Е.В.Давыдова. Киевские резные иконы XIX века.
С.В.Гнутова. Иерусалимские реликвии XIX - начала XX века в России.
О.В.Никифорова. Последний настоятель Спасо-Андоникова монастыря архиепископ Владимир (Соколов) и "Русь уходящая" П.Д.Корина.
Начало утренних заседаний - 11.00. Дневных заседаний - 15.30
приглашают к участию в научно-практической конференции "Экскурсионное образование: методика и практика", которая пройдет 15 апреля 2005 года.
Программа конференции намечает обсуждение следующих вопросов:
- Экскурсионное дело в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. История и современность;
- Образовательные программы подготовки и переподготовки профессиональных кадров в сфере экскурсионной деятельности.
В рамках программы конференции планируется проведение мастер-класса.
Заявки на участие в конференции просим присылать до 5 апреля 2005 года по прилагаемой регистрационной форме.
По итогам конференции предполагается издание сборника материалов. Материалы для публикации представляются на дискетах 3,5", подготовленные в текстовом редакторе WORD с распечаткой текста на бумаге формата А4, объемом до 5 страниц, в одном экземпляре, интерлиньяж полуторный, размер шрифта 12 пт., гарнитура Times New Roman Cyr, поля сверху и снизу - 25 мм, слева - 30мм, справа - 10 мм. Имя файла должно соответствовать фамилии автора, формат текстовых файлов RTF.
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, дом 2, ауд. 327 (кафедра музееведения и экскурсоведения). Телефон: 8-(812)-312-93-48, тел./факс: 8-(812)-314-11-36 , e-mail: muzeeved@peterlink.ru.
Координаторы проекта: Молозина Ирина Владимировна, Николаева Наталия Сергеевна.
На конференции планируется обсудить следующие вопросы:
- Музеевед XXI века: профессиональные требования к специалисту;
- Роль общенаучной подготовки в музейном образовании;
- Взаимосвязь общепрофессиональных и специальных дисциплин в процессе подготовки музейного работника;
- Проблемы отраслевой подготовки специалистов музейного дела.
Заявки на участие в конференции просим присылать до 31 марта 2005 года по прилагаемой регистрационной форме.
По итогам конференции предполагается издание сборника материалов. Материалы для публикации представляются на дискетах 3,5", подготовленные в текстовом редакторе WORD с распечаткой текста на бумаге формата А4, объемом до 5 страниц, в одном экземпляре, интерлиньяж полуторный, размер шрифта 12 пт., гарнитура Times New Roman Cyr, поля сверху и снизу - 25 мм, слева - 30мм, справа - 10 мм. Имя файла должно соответствовать фамилии автора, формат текстовых файлов RTF.
Оплата участия в конференции не предусматривается. Командировочные расходы - за счет направляющей организации.
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, дом 2, ауд. 327 (кафедра музееведения и экскурсоведения). Телефон: 8-(812)-312-93-48, тел./факс: 8-(812)-314-11-36, e-mail: muzeeved@peterlink.ru
Координатор проекта: Николаева Наталия Сергеевна
Библиотека выступает инициатором проведения данной конференции, так как является информационным центром по вопросам петербурговедения, собирая, храня и распространяя информацию, связанную с историей и современной жизнью города. Библиотека поддерживает тесные контакты с музеями и архивами и ставит перед собой задачу совместно с этими и другими учреждениями создания единого информационного пространства на базе интеграции информационных ресурсов.
Интерес к военной истории Города-героя Ленинграда и судьбам его жителей постоянно возрастает. Музеи и библиотеки являются хранителями памяти об этих событиях. Работа конференции должна способствовать раскрытию малоизвестных страниц истории нашего города, документальные свидетельства о которых хранятся в музеях промышленных предприятий, учреждений и организаций, учебных заведений, в общественных и частных музеях, а также в собраниях библиотек.
В работе конференции примут участие музей Петербургской бумажной фабрики "Гознак", музей истории Ижорских заводов, музей истории Ленэнерго, музей "Смольный", музей истории профессионального образования, музей гигиены, музей истории Русского Географического общества, музей истории Аничкова Дворца, музей истории РГПУ им. А.И.Герцена, Народный музей истории Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых и другие организации.
Доклады участников будут сопровождаться мультимедийным видеорядом. Участники конференции обсудят новые возможности сотрудничества музеев и
библиотек.
Контактное лицо зав. отделом развития ЦГПБ им. В.В.Маяковского Косогор Ольга Николаевна т. 112-52-42, факс 571-22-47, kosogor@pl.spb.ru
Цели.
В целях раскрытия и высвобождения творческого потенциала культурного наследия и традиции, проявление культурной идентичности России в зеркале Сибири и мира, выработки культурных технологий предъявления и продвижения актуальных ценностей в общественные, экономические и политические пространства предлагается подготовить и ... далее »
Сергей Дягилев - один из крупнейших театральных деятелей XX века. С его именем связана целая эпоха в русском искусстве и триумф русской культуры за рубежом. Его фантастический успех в роли творца - организатора и менеджера единого русско-европейского культурного пространства воспринимается как образец духовного подвижничества. Впитав классическую культуру прошлых столетий, он своими художественными проектами предопределил ведущие тенденции культуры XX века. Его опыт снова может стать актуальным.
Дягилев обладал редким художественным чутьем и неуемным стремлением непрерывно обновлять, двигать вперед любимые им сферы художественной культуры. Он формировал вкусы всего цивилизованного мира. Это был художник в самом полном универсальном смысле слова.
Диалог элитарного и массового искусства, русского и мирового, классического и авангардного, свойственный мировоззрению и эстетическим убеждениям Дягилева, предвосхитил постмодернистскую ситуацию в современной культуре.
Его широкое понимание искусства, непобедимая личная бодрость и вера в красоту создали прекрасный незабываемый пример для будущего.
Предполагается обсудить следующие проблемы:
- Судьба искусства в современном мире
- О тенденциях развития современного изобразительного искусства
- Искусство - инструмент модернизации и преображения
- От модерна к постмодерну
- Искусство авангарда ХХ века
- Экспериментальное искусство
- Модель синтетического театра сегодня
- Неизвестные страницы эпистолярного наследия С.П.Дягилева
- Духовная жизнь Прикамья на рубеже XIX - XX вв.
- Молодежная культура и ее традиции
- Дизайн и мода
- Зрелищная культура и современный театр
- Психологические проблемы видеокультуры
Культурные акции
1. Презентация архивных материалов из коллекций российских и зарубежных фондов
2. Презентация изданий о эпохе С.П.Дягилева и современном искусстве
3. "Дому Дягилева быть!"
Дягилевские чтения состоятся 15-23.05.05.
Приглашаем к участию ученых, специалистов, аспирантов, студентов и всех заинтересованных.
Объем представленных материалов доклада не должен превышать 3 страниц, 14 кегль. Материалы рассматриваются экспертной комиссией. К публикации материалы рекомендуются после выступления на Чтениях. Издание сборника материалов состоится в Перми, Петербурге и Париже.
Прием заявок и материалов до 1 мая 2005 года
Адрес: 614000, Пермь, ул.Сибирская, 33; тел. (3422) 12-06-10, 12-62-61 (fax). E-mail diaghsch@perm.raid.ru
Семинар организован РГБИ совместно с Федеральным Центром консервации библиотечных фондов (ФЦКБФ) и с секцией библиотек по искусству Российской библиотечной ассоциации. В работе семинара принимали участие специалисты по сохранности и реставрации изоматериалов, а также другие сотрудники библиотек, музеев и архивов.
Во вступительном слове директор библиотеки Ада Ароновна Колганова отметила, важность задачи библиотек - сохранение всех своих фондов, часто очень разнотипных. Многие библиотеки обладают не только книжными памятниками, но и листовым материалом (открытки, гравюры, плакаты). Проблемой искусствоведческих библиотек, таких как РГБИ, является то, что их фонды разделены на два типа хранения: на музейное и на сугубо библиотечное хранение. Несколько лет назад появилась идея об исследовании документов в библиотеке.
В 2004г. в Российской государственной библиотеке по искусству состоялся Международный семинар, посвященный сохранности фотодокументов. Тематика семинара и большое количество участников, присутствовавших на нём, продемонстрировали, как возрос интерес к проблеме обеспечения сохранности фотодокументов во всех её аспектах. Все доклады, прозвучавшие на семинаре, были опубликованы в сборнике "Фотодокументы и редкие издания: сохранность в процессе использования" (М.,2004).
Главным предметом обсуждения были гравюры и литографии. Оттиски издавна присутствуют в библиотеках мира: и как гравированные иллюстрации в книгах, и как отдельные листы. Тема сохранения и использования таких документов актуальна и сегодня.
Последнее время появилось много выступлений в профессиональной литературе и разъяснений в докладах на различных конференциях, посвященных обеспечению сохранности фондов. Однако одновременно с этим назрела необходимость индивидуальных консультаций для сотрудников библиотек, имеющих специализированные фонды. Об этом говорили многие специалисты библиотек и музеев, выступавшие на семинаре. Докладчики не только делились накопленным опытом, наболевшими проблемами, но и старались ознакомить слушателей с коллекциями своих фондов, сопровождая рассказ увлекательным видеорядом. Все доклады были хорошо встречены аудиторией. Особенно следует выделить доклады:
- "Коллекция эстампов государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева. Формирование и организация хранения"
- "Проблемы изучения и сохранности коллекции гравюр и литографий в фонде Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ им. М.В.Ломоносова."
Интересно прозвучало сообщение Светланы Владимировны Мироновой, заведующей отделом литературы по искусству Центральной городской библиотеки им. Н.А.Некрасова о "Структуре фонда изотеки в массовой библиотеке". Участники семинара увидели, как в публичной библиотеке создаются специализированные фонды, коллекция малой прикладной графики и экслибриса.
Коллеги не только представили свои коллекции, но и поделились проблемами по поводу уязвимости изодокументов. Среди причин - неблагоприятные условия хранения коллекций, неправильное обращение с документами, а также, к сожалению, стихийные бедствия и вандализм. Чрезвычайно актуально прозвучал доклад зам. директора ФЦКБФ Татьяны Дмитриевны Великовой "Аварийные ситуации: предотвращение и ликвидация последствий".
Методологическое и практическое значение имеет доклад директора ФЦКБФ Светланы Александровны Добрусиной "Микрофильмировании и сканировании документов". Вопрос сохранности документов напрямую связан с созданием цифровых копий изображений. Цифровые копии должны быть высокого качества, что позволит увеличить доступ к информации и обеспечит тем самым сохранность листового материала. Это наиболее важно учесть сотрудникам библиотек, которые вынуждены предоставлять бесценные оригиналы читателю.
Перед хранителями стоит сложнейшая задача сохранить документы, свести к минимуму разрушающее воздействие человеческого фактора и времени, чтобы к помощи опытных реставраторов пришлось обращаться лишь в самых крайних и редких случаях. Бережное отношение к этим фондам, соблюдение режимов хранения, является залогом их долгого существования. Круглый стол показал, что спектр рассматриваемых проблем достаточно широк: повреждение документов в процессе использования, фазовая консервация, правовая основа взаимоотношения читателей и библиотеки в использовании специализированных фондов, необходимость создания паспорта состояния документа. Доктор искусствоведения, Олег Ростиславович Хромов, говорил о необходимости создания комплекса научно-исследовательских и искусствоведческих работ с листовым материалом, о подробном документировании.
Как известно, универсальной программы, которая подошла бы и музеям, и библиотекам не существует. Ведь наряду с цифровой копией, грамотной атрибуцией и подробным описанием изображения, каталог должен содержать сведения о состоянии документов, повреждениях, о необходимости их реставрации или о реставрационных мероприятиях, которые уже были проведены. Светлана Александровна Добрусина предложила начать разработку паспорта сохранности для изоматериалов, который может быть дополнен необходимыми для библиотечного и музейного описания полями
РГБИ планирует и в дальнейшем проводить семинары, на которых будут обсуждаться вопросы сохранности, изучения и описания разных видов листового материала. Только совместными усилиями специалисты могут найти верные решения проблем и тем самым сохранить важную часть культурного фонда России. В дальнейшем возможно будет решить проблему взаимодействия библиотек и музеев по созданию единого проекта, который сочетал бы музейный и информационно-библиографический подход.
В рамках семинара библиотека провела выставку: "Реставрация: до и после", на которой были представлены гравюры, фотографии, дагерротипы, альбомы после реставрационных работ.
В круг задач такой программы должны входить: описание основных архитектурных особенностей памятников и его основные габариты, оценка тех. состояния внешних и внутренних архитектурных элементов и инженерных коммуникаций, хранение текстового описания всех ре ... далее »
Понятно, что для сложной и разноуровневой аудитории не годится стандартный текст обзорной экскурсии по Картинной галерее. Мы просто обязаны пойти навстречу маленькому или молодому человеку. Основной задачей музейного педагога становится задача провести к каждому ребенку сокровища художественной культуры, пока дети способны жадно интересоваться окружающим. Но, как говорил известный педагог Шалва Александрович Амонашвили: "Если я стремлюсь проявить свою действительную любовь к детям, то я обязан сделать это в наилучших формах". Дифференцированный подход и помогает выбрать дорогу, по которой для данной конкретной категории ребят путь навстречу художественному произведению и искусству вообще будет наиболее коротким, понятным или интересным. А это значит, что реализуется и общая сверхзадача - человечек скорее и интенсивнее будет познавать себя и осваивать окружающий мир.
Попытаемся проследить, как дифференциация сначала исподволь, а затем вполне осознанно внедрялась в практику работы с детскими группами в Картинной галерее. Оговоримся сразу, что детскими мы называем группы от малышей из детских садов до учащихся лицеев, колледжей и даже студентов вузов. Такое расширенное толкование оправдано потому, что обычно все они приходят в организованном взрослыми руководителями порядке, и вот здесь важно с нашей стороны сделать встречу увлекательной - как минимум, и заинтересовать в дальнейших посещениях - как максимум.
Существует несколько возможностей в выборе способа разговора об искусстве с детьми. Первый путь начал осуществляться как продолжение уже намеченного искусствоведами направления: в виде тематических экскурсий. Однако конкретизировалась их возрастная направленность и произошла закономерная дальнейшая дифференциация внутри тем. Например, большая обзорная экскурсия самым естественным образом "родила" всем нам известное прекрасное тематическое занятие "Древнерусская живопись" по первым двум залам Галереи: "Шедевры иконописи" и "Фрески". Странно было бы не иметь в методическом портфеле такого текста, органически связанного с нашими архитектурными памятниками.
Но, уделив достойное внимание древнерусской живописи, хотелось бы и другие этапы представить не в быстрой демонстрации лучшего во время обзора, а дать возможность проникнуться своеобразием отдельной эпохи, направления. Остановиться у работ художников не самых известных, но интересных и представляющих свое время, как Сальватор Тончи, например. И сейчас такая работа ведется, уже опробованы тематические экскурсии, рассказывающие о художественной жизни 18 века, затем 19 века, где, в свою очередь, выделяется тема "Художники-передвижники". В данный момент это направление продолжается работой над темой "Русское искусство конца 19- начала 20 вв." Конечно, такие сложные темы предназначены для старшей возрастной группы.
Темы, о которых шла речь, были рождены самим построением экспозиции Картинной галереи по хронологическому принципу. Но всегда была необходимость начинать разговор об искусстве с совершенно не подготовленными в теоретическом плане детьми. Потому специально для среднего школьного возраста, когда чаще всего учителя начинают приводить классы в картинную галерею, у нас появился текст занятия "Азбука искусства". Он дает начальные представления о видах и жанрах изобразительных искусств в системе. Тема сразу стала пользоваться большим спросом, потому что учитывала возрастные особенности детей.
Интерес к разговору поддерживается во время занятия диалогическим построением беседы, разнообразием поисковых заданий, когда ребятам дается возможность самим делать мини-открытия по ходу работы. И, может быть, самым главным в нем является то, что происходит постоянное закрепление новых понятий на зрительном и вербальном уровнях, итогом которых является маленькая викторина в конце.
Дети уходят, окрыленные тем, что сложное оказалось постигаемым и не скучным. Учителя передавали, что ребята были удивлены такой встречей с изобразительным искусством и совсем с другим настроением относились к новому предложению посетить картинную галерею. А мы, собственно, и добивались того, чтобы первая встреча оставила возможность для желания продолжить знакомство.
Оказалось, что такое занятие интересно и старшеклассникам. Им мы, естественно, даем его в более глубоком варианте как "Виды и жанры изобразительного искусства". Но "Азбука искусства" вызвала интерес и в младшей школе, и даже в дошкольных учреждениях. Оказалось, что с определенными упрощениями она прекрасно подходит младшим школьникам, а вот для дошкольников пришлось разработать иное по содержанию, но с таким же эмоциональным завершением занятие "Зачем нужно искусство". Таким образом, даже на примере всего одной темы вы видите, как она расслаивалась, дифференцировалась. А в результате мы имеем 3 варианта одного занятия и новое "малышковое".
Еще одно интересное направление появилось в результате сотрудничества со школьными учителями. Мы вышли на традиционное августовское совещание педагогов и предложили им анкету, в которой сами представили возможные варианты занятий в картинной галерее, интересные разным учителям-предметникам, и просили их самих ответить встречными предложениями.
Опрос сразу же выявил темы, в которых остро нуждались предметники, например, "Андрей Рублев" для историков или сочинения по картинам разных жанров для литераторов, которые требовали непосредственного зрительного соприкосновения с произведением художника. Так появились темы, интегрированные со школьными предметами: например, занятие "Андрей Рублев" включает посещение залов древнерусской живописи в картинной галерее, показ видеофрагмента и осмотр фресок в Успенском соборе.
В этот же ряд встроилась и приспособилась к курсам культурологии интереснейшая тема "Мода и этикет", развившаяся из разработки М.Э.Шлыковой "Во всех ты, душечка, нарядах хороша…" Но мы рискнули оживить ее течение, доставая по ходу занятия из старинной бальной сумочки то флакон для нюхательной соли, то коробочку с мушками, то носовой платок с кружевами. Благодаря этим "приметам милой старины" тема стала одной из самых популярных.
Следующим большим рабочим направлением является дифференциация по уровню углубления. В 2001г. началось планомерное создание первой детской программы, которую назвали "Программой для групп художественного воспитания". Она задумывалась как трехгодичный цикл для ребят из детских художественных школ. И естественно подразумевала углубленный разговор о языке изобразительного искусства, видах и жанрах, месте искусства в жизни и т.д. А в 2003 г. начала реализовываться двухгодичная программа так называемых групп воскресного дня, рассчитанная на самых маленьких. Она приоткрывает двери в постижение таинственного мира искусства через игру, сказку, фантазирование и попытки самостоятельной изобразительной деятельности.
Сразу стало ясно, что нельзя обойтись без народного искусства, и здесь нужно сказать огромное спасибо нашему Детскому музейному центру, который позволил расширить рамки разговора о прекрасном и не упустить важного аспекта - традиций и преемственности в истории искусства. На сегодняшний день программа представляет собой несколько больших циклов. Они охватывают самые интересные страницы мировой художественной культуры, близко знакомят с русским декоративно-прикладным искусством и начальными навыками изобразительной деятельности. Программа действительно позволяет ребенку раскрыть себя не только как начинающего делать первые шаги художника, но и как маленького скульптора, дизайнера, сочинителя, артиста…
Дифференцированный подход действует и выполняет свое предназначение: мы действенно идем навстречу ребенку и стараемся делать все, чтобы он (будь то малыш или молодой человек) не только любил и понимал прекрасное, но и с удовольствием снова и снова приходил к нам в музей.
О. Гагина, научный сотрудник музея
Музей-заповедник участвовал в этом конкурсе и в прошлом году, представив на суд взыскательного жюри проект по созданию нумизматического музея "Копейка". И хотя проект не прошел последний конкурсный отбор, желание участвовать в нем и выигрывать не пропало. Представленные проекты на конкурс оттачиваются в острой конкурентной борьбе, дают возможность продемонстрировать свои способности и получить полезный опыт при разработке творческих идей.
Проект "Выбор истории. История выбора" в этом году представляют молодые сотрудники исторического музея-заповедника Козлова И.Ю., Плишина И.С., Карасева Н.В. и Зубатенко А.В. Мы желаем нашим авторам только победы
Работа по проекту осуществлялась несколько лет.
Публикация справочника-путеводителя осуществлена Национальным музеем Республики Татарстан в издательстве "Заман", с которым музей связывает длительное и плодотворное сотрудничество.
В книге содержатся статьи более чем о восьмидесяти музеях Казани, представлен широкий спектр музеев различных видов и категорий: государственные, ведомствен ... далее »
Книга издана накануне празднования 110-летия Национального музея РТ, отмечаемого 5 апреля 2005 года.
Ее автор, Гульчачак Рахимзяновна Назипова - к.и.н., первый заместитель генерального директора НМ РТ по научно-исследовательской работе. Имеет более пятидесяти публикаций, посвященных истории культурной жизни Казан ... далее »
За те 120 лет, которые существует музей, оно происходит впервые. Каталог явился результатом работы нескольких поколений научных сотрудников: одни начинали его подготовку, для других он явился итогом многолетней работы в музее, для третьих стал ... далее »
Характерные мизансцены и специфичный антураж погружает посетителей выставки в Средневековье и времена Французской революции. Инквизиторы, комната пыт ... далее »
В рамках проекта ежедневно, с 18 по 20 марта, с 10.00 до 19.00 в Музейном центре будут работать "Город мастеров", "Ярмарка ремесел" и специальная Музыкальная программа.
Цель проекта - музейными средствами создать модель "иного мира", сказочной страны, где живут мастера-в ... далее »
Алик Якубович - член Союза фотохудожников России. На его счету ни один десяток фотовыставок и культурных проектов. Его персональные выставки проходили в России, Франции, Англии, США. Он обладатель Гран-при "Kodak master-class' 90", престижных наград Международных выставок проходивших в Японии, Германии, Израиле и Ро ... далее »
"Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце". Н.К. Рерих
Выставка будет раб ... далее »
Акварельная серия "Фантазии на тему сказок Андерсена" не предназначалась для оформления книги. Для каждой из сказок шел поиск своего поэтического решения, со свободным, фантазийным развитием фабулы. Это скорее мечты, сновидения и музыкальные видения, остающиеся после прочтения этих маленьких шедевров - "Снежная королева", "Русалочка", "Оле-Лукойе".
Сказки Андерсена проникнуты фило ... далее »
Виталий Федорович Добрынин родился в 1955 году в поселке Ухта (теперь - Калевала), отец и мать художника родом из карельской деревни Мунанкилахти. Закончив в 1980 году художественно - графический факультете Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена, кар ... далее »
Новая выставка Городского выставочного зала объединяет два вида искусств, привычно относимых к "изящным", и два имени, давно занявших достойное место в художественной истории Петрозаводска. Живописец Альберт Четвериков и скульптор Михаил Коппалев - сегодня уже классики карельского искусства, а их ра ... далее »
В данный момент им организовано функционирование трех выставок, две из которых находятся в Республике Татарстан: в Казани и Зеленодольске. Третья выставка находится в г. Белгороде.
В Национальном ... далее »
Новый проект галереи, расположенной в конференц-зале восточного крыла главного здания КГУ представляют более 50 художников Казани и Набережных Челнов.
Проект продолжает серию выставок, посвященных 1000-летию Казани.
Куратор выставки - Гульнара Ураз.
Открытие выставки состоится в 17 часов в конференц-зале Восточного крыла главного здания Казанского университета.
Выставка продлится до 17 апреля 2005 года.
Вход свободный.
Выставка подготовлена на средства Благотворительного фонда В.Потанина. Проект ее создания является победителем в конкурсе "Меняющийся музей в меняющимся мире-2004" в номинации "Сервисы для людей с ограниченными ... далее »
Вдохновителем и организатором выставки стала известная в Воткинске художница Ирина Зорина, художник-модельер по образованию, преподаватель Воткинско ... далее »
Алексей Наумов родился в 1985 году в Хвалынске.
Окончил Хвалынскую среднюю школу №1 в 2002 году и поступил в Саратовский Государственный Университет на исторический факультет. В настояще ... далее »
Смолянам и гостям города предоставляется уникальная возможность совершить заочное путешествие на родину Ивана Сергеевича Тургенева, прикоснуться к истокам творчества великого писателя, проникнуться духом тургеневского времени.
Спасское-Лутовиново… ... далее »
Каждая из представленных моделей имеет свою историю, свои титулы и награды. Серия парусников: "Санта Мария" ... далее »
Знаете ли Вы историю ножа?
Первым ножом стал отщеп - случайно отколовшийся при ударе камня о камень кусок с острым краем. Им можно было почистить рыбу, обработать шкуру. Когда человек узнал полезные свойства отщепа, он стал изготавливать его специально. От твердого камня - кремня - точными ударами откалывались небол ... далее »
Возможно, перед вами вещи из далекого прошлого, а может, вы читаете эти строки, обмахиваясь небольшим элегантным веером-бризе из слоновой кости? Тогда сравните эти два предмета из разного времени, так уж сильно они изменились? Чувство красоты и желание обладать роскошными вещами у человека были с незапамятных времен будь то застежка-фибула или изысканная посуда. Пребывая на службе у человека и не довольств ... далее »
Два года назад в Ярославле впервые экспонировались произведения русского авангарда из зарубежной частной коллекции, ввезенные в Россию для экспертного изучения. Сегодня, в 2005 году музей с благодарностью принял предложение владельца коллекции организовать новую выставку произведений мастеров русского авангарда, чье творчество во многом о ... далее »
По итогам 1-го тура, в котором участвовала 781 команда из 43 регионов, в финал вышли 6 лучших команд России:
- школы № 4 (г. Стерлитамак, Башкортостан),
- школы № ... далее »
Пятый год подряд в преддверии Великого поста соловчане собираются вместе, чтобы проводить Масленицу. В этом году последний день масленичной недели приходится на 13 марта.
Праздник готовится сотрудниками отдела культурных программ для местного населения (Соловецкий музей-заповедник) в лучших традициях русского фольклора. Постоянные участники "Соловецкой масленицы" - местные школьники - выступят с театральным представлением, в котором будут с ... далее »
23 команды, представляющие ... далее »
Уже 8 лет существует в этой школе секция юных исследователей жизни и творчества М.А.Шолохова. Она носит название "Вёшки".
Под руководством преподавателя литературы Натальи Николаевны Зубковой ребята пишут исследовательские работы по материалам о жизни и творчестве любимого писателя. Ученик 8 класса Даниил Мотренко увлёкся исследовательской работой ещё со второго класса. Валяева Саша, ученица 11 класса, работает с авторскими черновиками романа "Тихий Дон".
Беседа получилась интересной, юные шолоховеды вернутся в "Эврику" с новыми материалами и впечатлениями.
Идея проекта "Мутон Ротшильд - Искусство и Этикетка" принадлежит главе компании Baron Philippe de Rothschild SA баронессе Филиппине де Ротшильд. Экспозиция, насчитывающая более 60 произведений, знакомит с работами Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Сальвадора Дали, Марка Шагала, Василия ... далее »
... далее »
Во время работы выставки по четвергам в 16.00 в "космической гостиной" можно будет пообщаться с авторами работ, ознакомиться с их творческими биографиями, получить автограф (отдел "Космонавтика": 3-й этаж).
Настоящая выставка показывает многосторонность творчества ученых, конструкторов и испытателей ракетно-космической техники, которые продолжили традиции своих великих пр ... далее »
Сургутский краеведческий музей является одним из ведущих музеев Ханты-Мансийского автономного округа. Многолетний опыт в области этнографических исследований территории севера Западной Сибири позволил музею выступить инициатором организации и проведения межрегиональной выставки "По улицам олень бегущий".
Укрепление северных ... далее »
В экспоз ... далее »
Сэм Тэйлор-Вуд - одна из самых ярких фигур своего поколения, поколения так называемых "Молодых британских художников" (YBA - Young British Artists), лидер современного искусства. Она привлекает вниман ... далее »
"Тот самый", невыдуманный Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен (1720-1797) приехал в Россию 19-летним юношей, а вернулся в Германию через 14 лет - мужем, в прямом и переносном смыслах. Впечатления от путешествия в Россию послужили основой для многих его рассказ ... далее »
О художнике Владимире Надеждине-Бирштейне (1941-2000) не написано статей и монографий. Первая выставка его работ открылась на 40-й день после его гибели. Он так и не узнал, чего стоил как художник. Он тихо жил в "родовом гнезде" - квартире Бирштейнов на Смоленской, - неся на себе крест болезни.
Так бывает - с ребёнком случается нечто, и это событие ему ... далее »
"Реставратор-М" - известная научно-проектная организация, коллективом которой выполнено значительное количество работ по исследованию и реставрации памятников архитектуры. В частности выполнен полный объем проектной документации по реставрации Александровской зала Большого Кремлевского дворца в 1996-1999 гг. В течение 10 лет специалисты " ... далее »
В своих скульптурных портретах Александр Бурганов создал тот особенный образ, который донес до нас внутренний мир нашей эпохи. Вся гамма душевных переживаний : спокойствие и сдержанность, возвышенность и поэтичность, гнев, сила, страсть, благородство разворачивается перед нами. Здесь, наряду с ... далее »
Среди более 100 экспонатов - интересные экземпляры татарских рукописей и книг, напечатанных в Казани, Уфе, Оренбурге, Москве, Петербурге в XIX-XXI вв., а также образцы периодической печати и печатной рекламной продукции XIX - начала ХХ вв. Посетители увидят книги из личной библиот ... далее »
Телесное присутствует во всех ранних культурах, постоянно напоминая об этом в своих возвращениях. Василий Розанов.
Наша реальность постоянно переживает катастрофу, мощные вибрации всех слоев нашей жизни, актуализируя глубокие слои памяти. В случайностях сдвигов и выб ... далее »
"Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было..." Воланд.
Анатолий Орлов - первый купюрье России. Он превращает денежные знаки в картины. Люди испокон века поклонялись золотому тельцу - деньгам. Люди всегда поклонялись идолам. Художник решил упростить задачу, создав серию портретов идолов из денег, тем самым усилив воспри ... далее »
"…Все видеть, все понять/ Все знать, все пережить./ Все формы, все цвета/ Вобрать в себя глазами,/ Пройти по всей земле/ Горящими ступнями/ Все воспринять и снова/ воплотить…". М.Волошин
Ирина - молодой фотограф-любитель, увлеченный своим делом. Фотографией начала заниматься еще в школьные годы. Окончила педагогический университет. Работала в школе.
Дети ... далее »
Закономерный российский процесс - ждать и надеяться на выставку в столице, не дождаться при жизни и вернуться сюда со своими фотками после ухода… Вся сознательная жизнь пти-Бореньки была связана с Фотографией. Он любил в ней всё: процесс съёмки, проявки, печати, но, как мне кажется, он больше всего любил железки ... далее »
1. Сара Мун "Красной нитью" ("Синяя борода"), (Собрание автора, Париж) Фото-кино-видео-арт. Проект "Красной нитью" по мотивам "Синей Бороды" Перро - продолжение двух других моих выставок по сказкам Андерсена - Цирк и Сова. В этом проекте фотовыставка сопровождается фильмом, в котором я опять см ... далее »
Кураторы: Ирина Горлова, Михаил Миндлин, ГЦСИ, Москва; Ева Гожон ... далее »
Провокационные и даже шокирующие снимки Сержа Головача, обращеные к нашему подсознанию, к скрытым в нем желаниям, мотивам, страхам и восторгам, подавленной свободе и отличающиеся при этом оригинальностью идей и бесспорными художественными достоинствами, дост ... далее »
Выставка организована сотрудниками музея в рамках акции "Спасем городское богатство". Речь идет о сборе средств на восстановление мозаичного панно "Авиации СССР", которая была создана в 1980 году, как монументальный образ отечественной авиационной науки и техники при въ ... далее »
В экспозиции представлены произведения живописи и графики, созданные в 1970 - 2000 годах и повествующие о бескрайних просторах Сибири, о суровой природе Чукотки, о жизни прибалтийских рыбаков, о духовных ценностях и природных дарах нашей Родины.
На выставке показаны пейзажи и архитектурные пейзажи, а также натюрморты. Пред ... далее »
Коллекция французской керамики XVI-XVII веков в Эрмитаже является крупнейшей в стране и может соперничать по своему богатству с собраниями европейских музеев.
В составе экспозиции около восьмидесяти произведений французских мастеров, представляющие наиболее важные центры керамического производства, среди которых прославленные ... далее »
Евгений Орлов родился в 1952 г. в Ленинграде. Учился в Художественном училище им. В.А.Серова. В 1977-1789 гг. занимал должность главного художника фирмы "Сокол". В 1980-1982 гг. в Псковской области работал над росписью правосла ... далее »
Голицын родился в 1928 году в Москве, через три года, после ареста отца художника, семья переехала в город Дмитров. В 1946-1953 Голицын учился в Московском высшем художественно-промышленном училище; в 1957 изучал технику офорта в студи ... далее »
Михаил Михайлович Ершов родился в Львове в семье художника. Будущий скульптор учился в Львовском училище прикладного искусства, а с 1968 в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной на отделении скульптуры в мастерской В.Л.Рыбалко.
... далее »
На ней представлены живописные и графические работы двух замечательных русских художников - отца и сына - Н.С.Лузгина и Н.Н.Лузгина. Николай Сергеевич Лузгин (1920-1996) долгое время работал в Москве худ ... далее »
По виду он - почтенный кот от лап до бакенбард,/ И оттиска его когтей не сделал Скотланд-Ярд./ Но если ночью совершен на окорок налет,/ Стекло разбито в парнике, цыплят недостает,/
Ограблен сейф, иль певчий дрозд погиб во цвете лет,/ Там без него не обош ... далее »
Художник театра Март Фролович Китаев родился в 1925 г. Окончил Академию художеств Латвийской ССР в 1951 г. Дебютировал в театре в качестве художника в Елгаве в 1952 г. Главный художник Рижского ТЮЗа (1960-1973; художник - с 1953). Главный художник Александринского театра (1974-1991). Главный художник Санкт-Петербургского ТЮЗа им. А.Брянцева ... далее »
Творяеская биография.
Родилась в г. Ленинграде. В 1985 году окончила художественно-постановочный факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ныне Театральная Академия).
С 1985 года работала на киностудии "Леннаучфильм" художником-постановщиком. За этот период принимала участие в создании более десятка фильмов и спектаклей. Автор серий живопис ... далее »
Организаторы выставки: правительство Санкт-Петербурга, ЦВЗ "Манеж", Российская академия художеств и Московский музей современного искусства.
В экспозиции будут представлены живопись, графика, монументальная и станковая скульптура, эмали. Фотоувеличения познакомят с основным ... далее »
В 1897 году в залах Императорской Академии художеств состоялась первая выставка подобного рода. Она знакомила публику с новыми произведениями художников, в том числе и не принадлежавших к академическому кругу. На выставку принимались работы, облада ... далее »
Ольга Шаюнова родилась в Ленинграде в 1963 году, окончила художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена.
Ольга Шаюнова - автор лирических акварельных пейзажей. Красота исторического центра Петербурга, его окрестностей, любимые уголки Псковщины, букеты полевых цветов - основные мотивы творчества художника. В своих работах она выстраива ... далее »
С 22 по 31 марта. Специальная каникулярная программа "Этот день мы приближали как могли" (о технике и ее создателях - период Великая Отечественная война).
25 марта. День открытых дверей ВУЗов "Каждый ВУЗ о себе":
- ведущие ВУЗы Москвы,
- консультации преподавателей,
- широкий выбор методических пособий для абитуриентов.
С 25 по 30 марта Фестиваль компьютерной графики и анимации "Цифровые каникулы" .
В дни весенних школьных каникул Государственный музей А.С.Пушкина на Пречистенке приглашает детей младшего возраста на культурно-познавательную программу "Неделя детской книги. Путешествие в сказку".
В этом году мы предлагаем интерактивную программу игр, которая позволит ребенку стать равноправным участником культурной жизни музея. ... далее »
Вода - это жизнь. Поэтому Всемирный день воды (один из важнейших международных экологических праздников) отмечается в Государственном Дарвиновском музее каждый год и проходит с неизменным успехом. Наши специалисты готовят интересную программу, которая привлекает в музей как детей, так и взрослых.
Приходите в Дарвиновский музей 19 марта - и вы сможете принять участ ... далее »
I. Обновленная экспозиция на трех этажах.
II. Выставки.
1. "И перекличка ворона и арфы…" (совместно с Государственным центральным музеем музыкальной культуры имени М.И.Глинки и Государственным музеем театрального и музыкального искусства - Санкт- Петербург), 10 марта - 8 мая. На выставке можно будет принять участие в конкурсе "Рисуем музыку" и викторине эруд ... далее »
Доминик Перро (род. 1953, Франция) - архитектор, Член Архитектурной Академии Франции, Кавалер Ордена Почетного Легиона, Почетный член Ассоциации Немецких Архитекторов (BDA) и Королевского Института Британских Архитекторов (RIBA).
Под руководством Д.Перро было реализовано более тридцати архитектурных п ... далее »
К Международному дню памятников и исторических мест.
17 марта в 18.00. - История развития местности Шувалово-Озерки. Лектор - гл. специалист отдела государственного учета памятников архитектуры и градостроительства КГИОП Е.Б.Яковлева.
К Международному дню театра.
24 марта в 18.00. - Театральные сады С.-Петербурга (Измайловский, Демидов, "Аквариум"). Лектор - зам. начальника отдела государственного учета памятников архитектуры и градостроительства КГИОП, Т.И.Николаева.
14 апреля в 18.00. - Лесной. Лектор - гл. специалист КГИОП Е.Б.Яковлева.
Освоение пространства Арсенала - архитектурного памятника XVI - XIX веков началось летом 2003 с выставки Проекция, в 2004 серия российских и международных выставок (Двери, 30 лет голландского видеоарта, Новая штука) принесли Арсен ... далее »
Об этом невольно вспоминаешь в ... далее »
Сессии - это возможность показать в выставочном пространстве галереи новые направления в пластической традиции. Концепция сессий заключается в выявлении личного творческого феномена художника, его уникальности и способности генерировать новые творческие идеи.
Цели и задачи:
- создание атмосферы ... далее »
Распространяется музейным профессионалам России и СНГ; центральным, региональным и заруберным СМИ, информационным и туристическим агенствам.
Ретранслируется на порталах: Культура России, Музеи России, Рамблер, Яндекс, Апорт и др.; Направляется: Лента.ру, Газета.ру и др.
Приветствуется неограниченное распространение и тиражирование выпусков.
При перепечатке и использовании материалов выпуска обязательна активная ссылка на Информационная служба "Музеи России" www.museum.ru