НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Изящные штучки

c 8 марта по 8 апреля 2005Ярославская область
Изящные штучки
Изящные штучки
Изящные штучки
Изящные штучки
Изящные штучки
В Ярославском музее-заповеднике к 8 марта открылась выставка-открытка "Изящные штучки".

Возможно, перед вами вещи из далекого прошлого, а может, вы читаете эти строки, обмахиваясь небольшим элегантным веером-бризе из слоновой кости? Тогда сравните эти два предмета из разного времени, так уж сильно они изменились? Чувство красоты и желание обладать роскошными вещами у человека были с незапамятных времен будь то застежка-фибула или изысканная посуда. Пребывая на службе у человека и не довольствуясь утилитарностью, вещь приобретала свою индивидуальную знаковость или символику, с течением времени совершенствуясь в технике, деталях и материале, а также являлась отражением стиля эпохи и потребностей общества. Одним из таких предметов был веер (от нем.Facher, лат. vanus ). Веера появились на Востоке, в Индии и Китае в XI в. до н.э.. Первые веера делались из листьев пальмы и других растений, позже к ним стали прикреплять длинную ручку, оплетенную кожей. Древнейшие образцы вееров представляют собой куски материи, вставленные в рамку, пользоваться которыми можно было, вращая рукоятку вокруг своей оси. Свое первоначальное значение - спасать человека от жары и несносных насекомых веер быстро перерос. У него появилась своя особая символика, статусность, применение и даже особый язык веера, а форма и материал становились все богаче и разнообразнее. Круглые опахала (утива) на длинной ручке были распространены в Китае в VII-IX в., они изготавливались из шелка, бумаги, перьев. В VII в. в Японии появились складные веера (ооги или сэнсу), с XI в. они входят в обиход в Китае и Корее. Их каркасы делались из рога, китового уса, слоновой кости, сандалового дерева. Такие веера носили в рукаве или за поясом, в разговоре ими манипулировали и каждое движение имело определенный смысл. Причем веером пользовались как мужчины, так и женщины для самых разных целей: веером можно было освежать себя в любое время дня, он помогал объясняться во время беседы, им можно было раздувать огонь, веер, украшенный собственноручно исполненной каллиграфической надписью мог служить изящным подарком, веер мог быть даже оружием. В Европе привезенный из Китая веер стал исключительно женской принадлежностью. В России широкое распространение веера получили после указов Петра I, тогда же и возникли первые мануфактуры по производству этого популярного аксесуара: изготавливались веера "печатные", "турецкого мастерства", "круглые французские цветные", "живописные на резных костях", "большие теневые на деревянных костях" - на любой случай. Веер стал желанным подарком, объектом коллекционирования и предметом роскоши. Представленные на выставке веера из собрания музея-заповедника наглядно демонстрируют вкусовые пристрастия ярославских дам конца XIX-начала ХХ веков. Пышный веер из страусовых перьев сопровождал их на балу, небольшой черный со стразами был уместен в театре. Веерами пользовались охотно и с большим удовольствием, их хрупкость и отзывчивое следование тенденциям моды делало жизнь веера мимолетной и стремительной, и при этом яркой и элитарной.

Благодаря высококлассным специалистам из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им.И.Э.Грабаря (Москва) веера музея-заповедника постепенно раскрываются перед нами, возрождаются как птица Феникс и вновь торжествуют во всем своем блеске и великолепии. Веер из страусовых перьев позволяет оценить всю красоту и изящество работы французского мастера, как будто специально предназначенного для рук прекрасной светской дивы.

Эта выставка-открытка, представляющая часть коллекции вееров музея является анонсом выставочного проекта "Предметы роскошной необходимости", который планируется осуществить к концу 2005 года. Новая выставка задумана авторами не только как ностальгия по прекрасному миру вещей прошлого, но и как попытка идентифицировать самое понятие роскоши в новом времени, ее необходимости и отношения к ней разных социальных слоев общества. В рамках подготовки этого проекта музей-заповедник надеется на диалог со своим зрителем и приглашает к сотрудничеству жителей города для создания яркого праздника к новому 2006 году.

www.museum.ru/N21343
Ваше мнение »»

»»Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес:Ярославская область, г. Ярославль, Богоявленская пл., 25
Проезд:От ж/д вокзала Яр. Главного - тролл. № 1 до площади Ф. Волкова, тролл. № 6 до Богоявленской площади; от автовокзала - тролл. № 5, 9 до Богоявленской площади, авт. №№ 72, 76, 33; все маршрутные такси, идущие через центр
Телефоны:(4852) 30-38-69
сайт:yarkremlin.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.04.2024  x    ?  


”Война и мир” Л.Н. Толстого: место действия Беларусь

Граф А.С. Уваров - археолог, коллекционер, просветитель. К 200-летию со дня рождения

К 90-летию со дня установления звания Героя СССР. Выставка в Музее Победы

Выставка современной фотографии "Красота момента"

Презентация книги "Бедная Нелли. Судьба дочери декабриста" в Доме-музее Волконских, г. Иркутск

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

К 225-летию со дня рождения поэта. Выставка «Пушкин и театр» в Псковском музее-заповеднике

Выставка "От кубышки до амфоры. Тайны керамики" в Вологодском музее-заповеднике

Разум, мораль, свобода. Иммануил Кант и Лев Толстой. К 300-летию философа

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Иван Александров. 43 дня в Арктике

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

Завершение этапа воссоздания интерьера «Опочивальня» в Екатерининском корпусе музея-заповедника "Петергоф"

Выставка "Сталинград - хранитель памяти земли героев"

Владимир Распутин "Путь к источнику"

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии

От эмбрионов до кибернетики. К 140-летию со дня рождения И.И. Шмальгаузена

Выставка живописи П.А. Кравцова "Песня" в Музее Кондратия Белова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru