МР-Проф Еженедельный журнал музейщика. Выпуск №29 (342) от 30.07.2004
Тираж: 7121, издается с октября 1997 г. |
| |||
Содержание выпуска:
| ||||
Зарегистрировано в Мин.печати 6 июля 2001г., Эл.N77-4675 серт. N016320 от 6/07/2001, ISSN 1684-9574
(c) 1997-2004 Российская Сеть Культурного Наследия |
Скандально известнный в Беломорске предприниматель Вадим Петросян, хозяин турфирмы "Карелия", вдруг в разгар туристического сезона установил в местечке Залавруга (основном месте скопления наскальных изображений) "будку с работниками" и решил брать с каждого туриста по 30 рублей за охрану петроглифов. Новоявленные сторожа требуют плату с экскурсоводов Районного краеведческого музея "Беломорские петроглифы", ссылаясь на до ... далее »
"Священник Н.А.Мурзакевич, С.П.Писарев, Ив.Ив.Орловский - вот те духовные оазисы серенькой смоленской жизни, на которых всегда будет отдыхать душа русского человека, любящего свою, родную старину - едва станет он знакомиться с историей Смоленска, Смоленской земли", - писал биограф Орловского А.В.Жиркевич и добавлял: "Много ли, в сущности, знали бы мы о прошлом исторического города, к ... далее »
В торжественных мероприятиях приняли участие Дом польский в Смоленске, Ассоциация жертв политических репрессий, представители Польского посольства и администрации Смоленской области.
В честь этой даты издан "Третий вестник Катынского мемориала", в который на этот раз вошли не только материалы историков и ученых, но и отклики посетителей ГМК "Катынь". В адрес мемориала идет огромное количество писем и поздравлений ... далее »
Тема конференции: Информация для всех: культура и технологии информационного общества.
Темы докладов: Российские и международные программы и проекты, Международное сотрудничество, представление проектов 6-й рамочной программы ЕС; Технологии информационного общества в музеях, библиотеках, архивах; Новые технологии и современное искусство; От информационного общества к обществу, основанному на знании; Оцифровка культурного и научного наследия; Доступ к цифровому культурному и научному наследию; Многоязычный доступ к информации; Правовые вопросы;
Технологии, стандарты, метаданные; Сохранение цифрового наследия; Новые услуги учреждений культуры; Культура и бизнес.
Конференция ИРИТОП "Информационные ресурсы и технологии охраны памятников".
Семинары, практикумы, мастер-классы: Музейные информационные системы, Информационные системы по недвижимым памятникам, Библиотечные информационные системы, Архивные информационные системы, Проекты 6-й рамочной программы MINERVA, MINERVA PLUS, CALIMERA.
Выставка "Мультимедиа в культуре, искусстве, гуманитарном образовании".
9-й фестиваль творческого интерактивного мультимедиа контента "КОНТЕНТ-2004"
Приглашаем специалистов и официальных лиц: сферы культуры и искусства, индустрии информационных и коммуникационных технологий, сферы образования, разработчиков мультимедиа, сферы науки, средств массовой информации.
Рабочие языки конференции - русский и английский.
Тезисы докладов на русском и английском языке принимаются до 1 сентября; полные тексты докладов до 1 октября 2004 года
Заявки на участие в выставке и материалы для каталога до 1 октября 2004 года; регистрация участников до 1 ноября 2004 г.
Участие в конференции бесплатное.
ИНТЕРНЕТ-регистрация и информация: www.evarussia.ru
EVA 2004 Москва - одна из серии ежегодных конференций, организуемых с 1990 г. во Флоренции, Лондоне, Эдинбурге, Берлине, Праге, Варшаве, Харварде (США), Гифу (Япония), Пекине и др. городах мира:
информация о конференциях EVA 1997/2003 гг. на WWW страницах www.vasari.co.uk/eva/
информация о московских конференциях EVA 1998/2003 гг. на сайте www.evarussia.ru
Темы докладов и сообщений:
- Аудиовизуальная культура и аудиовизуальные коллекции: проблемы и перспективы.
- Место аудиовизуальных коллекций во всемирном культурном наследии.
- Аудиовизуальная культурология и аудиовизуальное искусство - на диске, на экране, в эфире, в Интернете.
- Сохранение нематериального культурного наследия (язык, традиции, фольклор…).
- Проблемы формирования, хранения, описания и использования аудиовизуальных коллекций.
- Аудиовизуальное наследие и технологии информационного общества.
- Оцифровка аудиовизуального наследия.
- Сохранение и реставрация аудиовизуального наследия и новые технологии.
- Доступ к аудиовизуальному наследию; стандарты и метаданные.
- Аудиовизуальные коллекции и издательская деятельность: организационные и правовые вопросы.
- Межотраслевое, межрегиональное и международное сотрудничество.
- Программы подготовки и сертификации специалистов и экспертов.
Участие в конференции бесплатное.
К участию приглашаются: научные работники, специалисты и руководители архивов, музеев, библиотек, театров, киностудий, студий звукозаписи, радио и телевидения, творческих союзов и объединений, научных центров и ВУЗов, профильных периодических изданий, профессионально занимающиеся проблемами, соответствующими тематике конференции.
Рабочие языки конференции - русский и английский.
Тезисы докладов на русском и английском языке принимаются до 1 сентября; полные тексты докладов до 1 октября 2004 года.
Интернет-регистрация участия и докладов на сайте www.echo-net.ru
Материалы конференций ЭХОЛОТ 2001 - 2003 года, профессиональная информация, на сайте www.echo-net.ru.
Контакты: Центр ПИК, 123007, Москва, 5-я Магистральная ул., 5. Тел/факс (095) 940-02-84. E-mail: NBrakker@cpic.ru Subject=echolot
В октябре 2004 состоится научная конференция "Коненков и его век", посвященная жизни и творчеству великого скульптора, его роли в художественной культуре ХХ века. По материалам конференции планируется издание научного сборника.
Просим обращаться с предварительными заявками на участие в конференции до 10 сентября 2004г. по адресу 119034, Москва, ул. Пречистенка, 21, НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, по электронному адресу nii-arts@yandex.ru, факсу (095) 201-42-91, телефону (095) 201-31-76 или по адресу 125009, Москва, Тверская ул., 17,
Музей-мастерская С.Т.Коненкова, по электронному адресу mus_konenkov@mtu-net.ru, по факсу/телефону (095) 229-61-39.
Школа развития северных территорий создана в целях продвижения новых управленческих подходов в практике комплексного развития муниципалитетов с опорой на гуманитарные ресурсы и обмена передовым опытом в сфере муниципального развития.
Программа Школы ориентирована на участие:
мэров, глав администраций местного самоуправления, их заместителей;
руководителей департаментов и структурных подразделений Мэрий и Администраций, обеспечивающих разработку и информационно-аналитическое сопровождение стратегий развития территорий, общественные связи, социально-культурное развитие;
руководителей учреждений социально-культурной сферы;
лидеров творческих объединений, общественных организаций.
Первая сессия Школы развития северных территорий состоится на Соловецких островах с 6 по 13 сентября 2004 года, и будет проводиться в форме семинара.
Тема первой сессии Школы – "Приоритеты и ресурсы политики развития северных территорий".
Для участия в Школе в качестве ведущих семинаров и консультантов получено предварительное согласие: Проректора Московской высшей школы социально-экономических наук (МВШСЭН), декана факультета "Менеджмент в сфере культуры", эксперта ЦСИ ПФО — Зуева С. Э. (http://sergeyzuev.ru). Профессора, Советника полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО), научного руководителя Центра стратегических исследований ПФО — Глазычева В.Л. (http://www.glazychev.ru). Президента Московской Академии культуры и развития образования, директора Центра региональной политики, доктора психологических наук, профессора, члена РАЕН, эксперта Комиссии по пространственному развитию при полномочном представителе президента в ПФО - Громыко Ю.В. (http://www.kreml.org/users/gromyko).
Заявки на участие в сессии Школы необходимо направить менеджеру проекта Екатерине Дурневой, eka@acm.org.ru, edurneva@yandex.ru.
Заявки принимаются до 20 августа 2004 г. Количество мест ограничено.
Для заказа самолета требуется предварительная заявка до 1 августа 2004 г.
Организаторы форума - Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Администрация Брянской области, Российский комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех", Российская государственная юношеская библиотека, Брянская областная научная библиотека, Центр ПИК Минкультуры России.
Приглашаются к сотрудничеству спонсоры и соорганизаторы.
Форум - первое международное мероприятие, организуемое в рамках флагманской Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в области доступа к экологической информации и формирования экологической культуры.
Цели Форума:
1. Реализация основных задач Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" для развития и укрепления межнационального сотрудничества через расширение информационного обмена по вопросам экологической безопасности
2. Формирование у граждан экологически ориентированного мировоззрения и осознание ответственности за устойчивое развитие
Особое внимание на форуме будет уделено таким темам, как:
- обеспечение открытости и доступности экологический информации как необходимые условия в развитии общемировых интеграционных процессов для устойчивого развития будущего;
- формирование гражданской позиции и общественного мнения по вопросам экологической безопасности с использованием ИКТ;
- определение и обоснование новых направлений в системе экологического образования; информационно-телекоммуникационные технологии в распространении экологической информации, знаний и культуры;
- консолидация усилий в решении проблем распространения и развития экологической информации, знаний, просвещения и культуры;
- экологическая информация и знания в условиях техногенных катастроф (на примере аварии на Чернобыльской АЭС); развитие экотуризма и его информационная поддержка.
Программа Форума включает пленарные, секционные, в том числе выездные заседания, круглые столы, дискуссионные площадки. Все участники конференции получат папку с информационными материалами. Во время работы конференции будут организованы выставки, демонстрационные стенды, экскурсии по библиотекам, музеям, историческим и памятным местам Брянщины.
Приглашаем принять участие в работе Форума.
О своем участии в Форуме просим сообщить до 1августа 2004 г.
Информация о Форуме на сайтах www.eco.ifap.ru , www.scilib.debryansk.ru
Контактная информация: факс: (0832) 66-36-50. Куликова Ольга Юрьевна - заместитель директора тел. (0832) 66-36-73 zdnr@scilib.debryansk.ru. Кукатова Галина Ивановна - заместитель директора тел. (0832) 66-36-50 vice@scilib.debryansk.ru. Бондарева Светлана Ивановна - заведующая научно-методическим отделом тел. (0832) 66-36-69 nmo@scilib.debryansk.ru
Один из докладов будет сделан сотрудниками отдела по развитию Радищевского музея, которые получили персональное приглашение от организаторов конференции.
Доклад, с которым выступят саратовцы, называется "Новостной сайт музея, или наш путь от информационного бюллетеня к информационному порталу". В нем обобщен опыт применения информационных технологий в музейном деле и вхождения Радищевского музея в мировое информационное пространство.
EVA - это один из важнейших форумов для тех, кто интегрирован в сферу пересечения культуры и технологий. Предметом изучения и обсуждения EVA являются Electronic Imaging & the Visuаl Arts - Электронные изображения и визуальные искусства. Лондонская EVA, или так называемая "Большая ЕVA" состоится в Институте Археологии (Лондон) и на протяжении трех дней посвятит свою работу различным темам использования информационных технологий в культуре и искусстве.
Имея 11-летний стаж (по статистике, за это время на конференции было представлено более 1100 докладов), EVA, переросла свое название "Electronic Imaging & the Visuаl Arts" и теперь, собирая в качестве аудитории широкий круг археологов, музейщиков, работников образования, архивов, библиотек, разработчиков информационных технологий, исследует различные вопросы - от проблем интеллектуальной собственности до проблем образования и т.д.
Отделение EVA существует и в России (сайт www.evarussia.ru); в декабре 2003 года на базе Третьяковской галереи проходила уже шестая российская конференция EVA-Москва.
Сотрудники отдела по развитию Радищевского музея трижды довольно успешно участвовали в московской конференции EVA и приглашение с докладом на конференцию "EVA-2004 London" является наглядным тому подтверждением.
Муниципальные музеи г.Пенкун (Penkun) и Страсбурга (Strasburg) в очередной раз любезно предоставят свои залы для проведения Международного летнего семинара по пленэрной живописи. ... далее »
Издание вышло в свет в издательстве "Скандинавия" при содействии музея-заповедника "Кижи". Книга собрала в себя более 200 работ известных карельских фотохудожников: М.Скрипкина, А.Удалова, В.Ларионова, С.Майстермана, Н.Озолина, К.Гнетнева, а также фотографии пресс-службы Президента России.
Фотоальбом "Кижи. Времена года" - первый за послед ... далее »
Даже беглый просмотр книги создает ощущение того, что автор сумела раздвинуть рамки учебного пособия и написала учебник гораздо более высокого класса. Ольга Валерьевна создала книгу, после которой хочется сесть и подумать о месте своей страны в мировой истории и культуре.
В самом деле, что есть музей? Большая комната в старинном (желательно) здании, где на стенах развешены потемневшие от времени картины и стоят скульптуры (зачастую не целые, а только фрагменты)? Это что, склад осколков ушедших веков? На их сохранение в кондиционированном помещении тратятся колоссальные деньги, значит, эти осколки кому-то нужны. Ежедневно в музей приходят сотни людей, чтобы взглянуть на то, как жили люди до них. Они хотят заглянуть в картинную раму, как в раму оконную, и увидеть чу-жую ушедшую жизнь. Так что не прав был Шпенглер, когда в своем "Закате Европы" предрекал, что нынешние произведения будущим поколениям не будут нужны.
Музейное дело только на первый взгляд представляется в образах дремлющей служитель-ницы в галерее и фанатика-экскурсовода. За кулисами музея происходит масса интересной, напряженной работы. Цель ее - сделать коллекцию еще более полной и показать ее так, как никто еще не показывал. Потому и обрастают галереи дополнительными залами, где постоянно сменяют друг друга мобильные выставки. Их цель - показать нам нашу же историю.
Чтобы как можно лучше и изобретательнее это сделать, нужно учиться, учиться и учиться. Но, как представляется, музейным делом нужно еще и проникнуться. Это одна из тех про-фессий, где нужно забыть себя и жить делом. Музей должен стать вторым домом (а иногда первым и единственным).
Более того, эта книга побуждает к хождению по музеям, а это очень полезно для молодых умов. Вначале - картинная галерея (где содержание картин порой требует хорошего зна-ния мировой истории или Библии). Естественным продолжением является посещение этнографического и исторического музеев. Человек начинает больше читать исторической и художественной литературы, начинает слушать музыку прошлых веков - и перед ним приоткрывается завеса времени.
В какой-то момент учебник делает резкий поворот в сторону практики и представляет главу "Менеджмент в музеях", из которой мы узнаем, как нужно работать в музее, чтобы поднять посещаемость и сделать музей прибыльным. В качестве примера приводится опыт Голландии и США. Потом следует глава "Национальная музейная политика", где рассматриваются крупнейшие музейные страны, и становится приятно, что есть на свете места, где культура финансируется не по "остаточному принципу".
Истории музейного дела в нашей стране отведена последняя часть учебника. И это вполне правильно. После описания передового мирового опыта самое время вернуть учащихся на родную землю, где масса музеев, требующих не только финансирования, но и изобрета-тельной маркетологической политики. Иногда диву даешься, как смогли американцы сделать музей (скучное на первый взгляд место, где нельзя шуметь и трогать руками экспона-ты) объектом паломничества. Дети не считают поход в музей каторгой, им там очень ин-тересно.
Здесь уместно будет упоминание о простом российском городе Мышкин, жители которого превратили весь свой город в музей. У них не было ничего, кроме названия - Мышкин. И из этого-то ничего они сделали уникальный музейный комплекс, где Музей мыши - только начало. Вас заведут в простой деревянный дом, и хозяин его будет битый час рассказы-вать историю дома и его обитателей. И не успеете вы переступить порог, как вас уже тащат в соседний дом, где собрана коллекция утюгов, самоваров, валенок или еще чего-нибудь подобного. И все вам рады, все готовы говорить часами, и стоит это не так уж дорого. А на улице повсюду сувенирные лавки, вас преследуют коробейники с поделками. Вот что можно сделать, когда народная фантазия и предприимчивость не скованы параграфом! А если бы мышкинцы еще и прочли книгу "Музеи мира", то нет сомнения в том, что город этот прогремел бы на весь мир наравне с Кижами и Венецией.
Георгий Аквледиани - Художник-реставратор Государственного музея народного быта и архитектуры Грузии (Музей под открытым небом). Член Союза художников Грузии. Член Союза Дизайнеров Грузии.
2001 – ... далее »
при поддержке "Компании "Базовый Элемент" и Главы Администрации Кемеровской области А.Г.Тулеева.
Экспозиция составлена из произведений голландской и флама ... далее »
Открывает выставку комплекс материалов по Отечественной войне 1812 года, русско-турецким кампаниям XIX века, русско-японской и Первой мировой войнам. Экспонируются наградные и памятн ... далее »
Жизнь и творчество заслуженного художника России Вадима Михайловича Преснякова в течение тридцати лет были связаны со Смоленском. Несмотря на то, что в художествен-ную жизнь города В.М.Пресняков вошел в начале 1970-х, когда Смоленское отделение Союза художников уже сформировалось и имело известность, он стал не только его орга-ничной частью, но и его ... далее »
Многие представители ельнинских Глинок кроме музыкальных способностей имели инте-рес к "изящным художествам". Михаил Иванович Глинка, например, с детства увлекался рисованием, и любовь к изобразительному искусству сохранил на всю жизнь. В семье его двоюродного брата - Николая Ивановича Глинки - все три д ... далее »
Несмотря на акцентирование "советского" происхождения выставленных работ, их тематическое содержание лишено заметного социального отпечатка времени. По замыслу организаторов выставка должна показать тенденции фотогра ... далее »
Три отряда школьников-экологов - туристический клуб "Планета" (г. Ростов на-Дону), и наши "Донские орлята" и "Донская молодёжь", каждый в своей униформе, представились песней и речёвкой.
Слёт открыл кратким выступлением заместитель директора Государственного ... далее »
Икона Богоматери Скоропослушницы принадлежала когда-то Леушинскому монастырю. При затоплении пошехонской низины реки Шексны в начале сороковых годов прошлого столетия известный по всей России Леушинский монастырь попал в зону будущего Рыбинского водохранилища, монахини расселились по окрестным деревням и забрали с собой книги, утварь и иконы. Через десятки лет эти предметы поп ... далее »
Амфора была обнаружена в культурных слоях конца 11 - начала 12 веков на Рюриковом городище. В подобных крепко запечатанных сосудах в Древнюю Русь с территории Причерноморья тысячелетие назад доставлялись вино и оливковое масло.
Находка греческой амфоры стала новым свидетельством обширных торговых связей древних славян.
Помимо амфоры в течение последних дней на Рюриковом городище археологи сделали ... далее »
Потенциал Смоленска как одного из ведущих туристических центров России чрезвычайно высок. Славная и древняя история города, отраженная ... далее »
Пространство выставки условно раз ... далее »
Выставка произведений из хранящейся в ГМИИ обширной коллекции видного деятеля культуры Павла Давыдовича Эттингера (1866-1948) - искусствоведа, библиографа, деятельного сотрудника ру ... далее »
Павел Блуднов (родился в январе 1945 г. в Москве) - прирождённый колорист. Внешние достоинства его живописи - смелость и уверенность лепки, энергия мазка, определённость красок. Автор виртуозно владеет цветом, тоном и фактурой холста. Его композиции написаны цельно, крепко, весомо. Никакой размытости, приблизительности, небрежности, щегольства кистью - всё вып ... далее »
организован российским дизайнерским сообществом (deforum.ru) при поддержке Министерства Культуры РФ и Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.
Основная идея выставки-фестиваля - продемонстрировать новый взгляд на современный дизайн - как на декоративно-прикладное искусство нового мира.
На фестивале планируется проведение двух мастер-классов мэтров современного дизайна - Цеслера и Йована.
Также планируется ряд семинаров по наиболее актуальным проблемам современного дизайна.
Более подробная информация о фестивале на сайте фестиваля: http://design.deforum.ru/
Выставка "Параллельный Мир" отражает влияние друг на друга европейской и восточной традиций. На ней представлены графические листы художника Катерины Тышлер, фотографии Николая Юдина, а также буддийская скульптура.
Авторы экспозиции несколько лет провели на Востоке, и эта выставка является продолжением темы взаимопроникновения двух культур - христианской и буддистской.
Концептуально авторами делается попытка воссоед ... далее »
Выставка 25-ти иркутских художников, состоящая из 125-ти работ, созданных за последнее время, посвящена 70-летию Иркутского Союза художников. В число участников вошли мастера разных поколений и творческих направлений. Среди старейших - живописцы Виталий Рогаль, стоявший у истоков создания Иркутского Союза художников; Анатолий Алексеев - один из ярких представителей искусства шестидесятнико ... далее »
Быть фотографом, значит постоянно находиться в поиске: восхитительного, удивительного, возмутительного, поэтому большинство фотографов - вечные путешественники.
В проекте "Фотомост Санкт-Петербург - Израиль", организованном Посольством Израиля, музеем фотографии имени Эли Ламбергер в Тель-Хае и администрацией Санкт-Петербурга приняли участие выпускники ... далее »
Анатолий Журавлев заявил о себе как яркий персонаж бурлящей московской арт-сцены конца 80-х своим знаменитым перформансом, когда он добровольно заточил себя вместе с телевизором в надутую воздухом полиэтиленовую трубу. Таким образо ... далее »
Выставка "Новые поступления Всероссийского музея А.С.Пушкина. 1999-2004" была торжественно открыта 6 июня 2004 года в рамках праздничных торжеств ПУШКИНСКОГО ДНЯ РОССИИ. Выставка появилась в результате кропотливой собирательской работы сотрудников музе ... далее »
В современном мире дешевой массовой продукции, имитаций и фальсификаций, где понятие о красоте народного искусства стало размытым фактором, отошедшим на задний план и не ... далее »
В 45 км. от Петербурга в поселке Куоккала (ныне Репино), прошли последние 30 лет жизни знаменитого русского художника. В усадьбе все было создано по замыслам Ильи Ефимовича Репина: парк с тенистыми аллеями, пруды и беседки, уютный двухэтажный дом с двумя светлыми мастерскими. Здесь в 1930 году он умер и был похоронен, в выбр ... далее »
В тексте официального документа Новодевичий монастырь, построенный в стиле московского барокко, назван "одним из самых блистательных достижений российской архитектуры". Также отмечается, что "монастырь теснейшим образом связан с политической, культурной и религиозной историей России, а также с историей Московского Кр ... далее »
Распространяется музейным профессионалам России и СНГ; центральным, региональным и заруберным СМИ, информационным и туристическим агенствам.
Ретранслируется на порталах: Культура России, Музеи России, Рамблер, Яндекс, Апорт и др.; Направляется: Лента.ру, Газета.ру и др.
Приветствуется неограниченное распространение и тиражирование выпусков.
При перепечатке и использовании материалов выпуска обязательна активная ссылка на Информационная служба "Музеи России" www.museum.ru