НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Так (не) говорил Заратустра - параллельная программа 1 Московской биеннале

c 3 по 13 февраля 2005Москва
Здание, где находится Галерея на Солянке
С 3 по 13 февраля 2005 года c 12.00 до 20.00 в "Галерее на Солянке" будет проходить Параллельная программа 1 Московского биеннале современного искусства (Международный проект).

В программу входит:

1. Выставка "Так не говорил Заратустра" - слово, которое можно ощутить телесно; воплотить его пластически, видео аудиально, цифровым, вкусовым и обонятельным образом. Слово, которое можно прочитать, увидеть, услышать, унюхать, съесть.

Взгляд художников обращён на философию, но не на философию вообще, а на философский эксперимент, реализованный Фридрихом Ницше в текстах.

Выставка ориентированно направлена против идеологизации Ницше, в частности против политического радикализма, к которому якобы призывал Ницше и против антисемитизма, которым он будто бы страдал.

…Поль Рикеp сказал, что эпохальный пеpевоpот в истоpии мысли связан с новым искусством кpитиковать мифы и подозpевать истины и ценности людей в том, что они скpывают своими величавыми фасадами нечто неблагообpазное. Тpое больших умов начали эту тpадицию "интеллектуальной недовеpчивости": Маpкс, Ницше и Фpейд.

Ницше оказался самым pадикальным и pешительным из всех. …А поскольку Ницше не позволял себе ни компpометиpующих связей с недоказуемыми экономическими допущениями, как Маpкс, ни с недоказуемыми психологическими гипотезами, как Фpейд, а пpямо вычитывал пpоблему хаоса, случая, доминации

и власти в онтологических аспектах pеальности, то его мысль в наименьшей степени помеpкла со вpеменем. …

Александр Якимович, 2002.

Если обратиться к феномену Ницше в современном историческом контексте, то мы увидим, что 11 сентября и все последовавшие за ним события того же порядка привели к отрезвлению и к потере утопической "человеческой, слишком человеческой" перспективы, связанной с глобализацией вообще и с виртуальной глобализацией в частности, когда казалось, что с развитием коммуникационных технологий исчезнут барьеры между людьми и "alle Menschen Bruder werden". Потеря "человеческой, слишком человеческой" утопии привела к тому, что люди "заглянули в бездну", а, как известно, если "долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя".

… "Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем".

Долгий "взгляд в бездну" может спровоцировать появление уходящей в бесконечность безличной имперсональной перспективы. Какой она будет -- "чудовищной" или "сверхчеловеческой" зависит и от изначальной мотивации, и от чистоты "взгляда". "Современное обращение к Ницше это - обращение к безличному, имперсональному, сверхчеловеческому уровню его философствования" (Гройс).

"Сверхчеловеческая" видеоинсталляция выставки "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, -- канат над бездной" как раз и апеллирует к безличному и имперсональному уровню философии Ницше.

К бездне отсылает и решение выставить все объекты, картины, в т.ч. картины из цикла "Так говорил Заратустра", в тёмном зале. Здесь искусство стремится быть едва видимым - свет от экрана "сверхчеловеческой" видеоинсталляции всё же немного проникает в экспозиционное пространство. Чтобы искусство стало "видимым", зритель должен совершить некоторое волевое усилие, взяв, к примеру, фонарик, или надев шахтёрскую каску на голову.

То есть, чтобы "увидеть" картину или объект, он должен сам направить на них луч света.

Куратор: Л.Хейдиз. Участники: Император ВАВА, Г.Виноградов, А.Гольдман, Е.Гороховский, Е.Дронова, Н.Мали, Е.Мыслов, С.Пономарёв, Д.А.Пригов, М.Русаков, Л.Хейдиз, Л.Шмитц.

2. Выставка - слово можно увидеть и услышать, будет проходить в двух залах галереи, один освещён и в нём - видеоинсталляция на большом экране, где будет тянуться канат "от животного -- к сверхчеловеку". Именно тянуться, так как протянуть его автору не представляется возможным. Это будет некий длительный и совершенно бесполезный художественный акт (home video и объект), который имеет право на существование уже в силу своей бессмысленности. Картины на стенах в тёмном зале будут представлять собой как бы нарративно-цитатный фон для "сверхчеловеческой" видеоинсталляции.

На стенах в освещённом зале портреты Лу Саломэ, чувства к которой и "инципировали" Заратустру Ницше.

В полной темноте во втором зале экспонируются собственно картины и объекты. Для желающих увидеть их на входе в тёмный зал можно будет получить диггерскую каску с фонариком или просто фонарик, причём касок и фонариков будет немного.

То есть никакого принуждения к рассматриванию картин и объектов - хочешь, бери фонарик-надевай каску и иди смотреть, не хочешь - не бери фонарик-не надевай каску и не иди смотреть.

3. Фуршет - слово можно унюхать, съесть с мясом двух ягнят, состоится у лестницы, перед входом в большой зал.

На Цитатной скатерти, по кайме которой красным по белому читаем: "Но не одним только хлебом жив человек, а и мясом хороших ягнят, а у меня их двое - пусть скорее заколют их и приправят ароматом шалфея…". Ягнята будут умерщвлены, разделаны, приготовлены и поданы на стол, а само умерщвление-разделка-приготовление зафиксировано рукой художника, закаталогизировано и сброшюровано в книгу, которую можно полистать перед мордой Цитатного осла, реально наполненного вином: "У нас вина достаточно - целый осёл". Хлеба не будет, только вино и мясо: "Как раз хлеба и не бывает у отшельников".

4. Книга Ницше "Так говорил Заратустра" - слово можно прочитать и увидеть.

Книга Ницше "Так говорил Заратустра" на двух языках, с 20 репродукциями картин Хейдиз, презентация которой состоится на выставке, -- это единственная на сегодняшний день художественная попытка визуализации "одного из самых важных текстов Нового времени".

…Образный язык Лены Хейдиз выражает себя часто намеренно плакатно, потому что здесь речь идёт о наглядных скрижалях, которые должны растормошить и разбудить. В то же время язык её образов верен основной задаче художника: художник - это дервиш, который не столько заклинает коллективную память, сколько пребывает в постоянном движении, происходящем в самой мысли и памяти современности.

Лена Хейдиз - это дервиш. Жан-Кристоф Амманн, 2004.

www.museum.ru/N20605
Ваше мнение »»

»»Государственная галерея на Солянке
Адрес:город Москва, ул. Солянка, 1/2, стр. 2
Проезд:Ст. м. «Китай-город», далее 150 м пешком
Телефоны:(495) 628-4109
сайт:solyanka.org/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.11.2018  x    ?  


"Сохрани мою речь навсегда". К 80-летию гибели Осипа Мандельштама

Шедевры московской сцены. «Васса Железнова» М. Горького

Выставка "Гамарджоба! Кети Мелкадзе" в галерее ARTSTORY

Матвей Казаков и допожарная Москва

Выставка живописи и графики в Советске

Экспозиция «Флигель. Летняя кухня Шолоховых»

Выставка «Англо-русский госпиталь в Петрограде. 1915–1918 годы»

Творческая встреча с Галиной Демьяновной Писаревой

Выставка «Али, являющий чудеса! От Мекки до Кербелы» в Музее истории религии

В рамках арт-проекта «Метаморфозы бытия» - выставка «Архитектоника пространства»

Выставка "Тоска по мировой культуре. Книжный шкаф поэта" в Еврейском музее и центре толерантности

История России в зеркале рекламы

Выставка "Модерн: поиски русского стиля" в музее-заповеднике "Царицыно"

Лекция "Музей Amos Rex: новый локомотив культуры Хельсинки"

Выставка «Военный художник. К 110-летию Николая Жукова» в Музее Героев

Конференция «Провинция в контексте истории и литературы» в Крапивне

Шедевры западноевропейской акварели и графики из собрания А.Г. Егорова. Италия, Франция. Испания

Выставка "Русские будни в скульптуре XIX-XX столетий"

Поп-Арт в Петрозаводске

Выставка иллюстраций Ольги Граблевской для издания «Кавказские произведения» Л.Н. Толстого

Составлен рейтинг самых популярных библиотек Московского Департамента культуры за 2018 год

Выставка «100 лет Театру Деммени. Впервые в России и Европе»

Семинар Архнадзора на фестивале «Зодчество»

Презентация переиздания сборников "Скифы" в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Выставка «От Мартироса Сарьяна до Владимира Мартиросова»

Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918-2018

Проект для незрячих и слабовидящих посетителей «Михайловский замок. История. Архитектура. Легенды»

Выставка «Театры Урала: диалог со зрителем»

Семь красавиц: выставка азербайджанского искусства в Москве

Выставка "Самозащита" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru