Государственная Третьяковская галерея представляет масштабную монографическую выставку, посвященную 225-летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова (1799-1852) - одного из крупнейших мастеров русского искусства первой половины XIX века. На выставке собрано более 170 произведений, включая живопись, графику и скульптуру из российских музеев, частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы, а также из Национальной галереи Армении. Центральные экспонаты выставки - знаменитое полотно "Последний день Помпеи" (1833) из коллекции Государственного Русского музея, впервые за четверть века представленное в Москве, и монументальное историческое произведение "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году" (1839-1843) из собрания Государственной Третьяковской галереи.
В рамках проекта, продолжающего традиции предыдущих выставок мастера в Третьяковской галерее (1950, 2000-2001, 2018), зрители смогут взглянуть на наследие Брюллова по-новому - через призму влияния "гения места" на его творчество. Экспозиция показывает, как география, уникальная атмосфера Рима, Москвы и Петербурга, а также их культурный контекст сформировали художественный мир мастера. Отличительной чертой проекта станет раздел "Мастер неоконченной картины", где этюды и эскизы будут демонстрироваться рядом с незавершенными произведениями. Этот подход позволит приобщиться к уникальной творческой лаборатории маэстро, ставшего ориентиром целой эпохи.
Карл Брюллов, еще при жизни удостоенный титула "великий", традиционно считается основоположником итальянского жанра в русском искусстве. Значительную часть жизни он провел в Италии, которая во многом определила его судьбу как человека и художника. Этому периоду посвящен первый раздел выставки - "Рим". Именно здесь представлена знаменитая картина "Последний день Помпеи", созданная во время пенсионерской поездки в Италию (1823-1835), принесшая художнику славу за рубежом и на родине. Для работы над полотном Брюллов провел серьезную подготовку: изучал археологические находки в Помпеях, посещал раскопки, делал многочисленные наброски, точно следуя оригинальному ландшафту. В этот же период он создавал свои знаменитые жанровые сцены, сочетающие романтическую идеализацию с тонкой наблюдательностью, а также портреты итальянской интеллигенции, художников, скульпторов, писателей, отдыхавших в Италии членов императорской семьи и русской знати. На выставке можно увидеть первое приобретение Павла Михайловича Третьякова авторства Брюллова - "Портрет Микеланджело Ланчи" (1851). По просьбе коллекционера этот шедевр был куплен в 1860 году в Риме архитектором А.С. Каминским у племянницы археолога. Это произведение стало одним из последних шедевров художника.
Следующий раздел выставки - "Москва" - посвящен другому важному городу в жизни Брюллова. Непродолжительное пребывание художника в Москве с января по май 1836 года было насыщено творческими и светскими встречами, оставившими заметный след в культурной жизни города. Он был тепло принят московской элитой, включая генерал-губернатора князя Д.В. Голицына, а также общался с видными деятелями искусства: скульптором И.П. Витали, архитектором Е.Д. Тюриным и живописцем В.А. Тропининым, которому согласился позировать, несмотря на свою избирательность в этом вопросе. В Москве Брюллов создал ряд портретов, картину "Гадающая Светлана", а также работал над историческим полотном "Нашествие Гензериха на Рим", которое высоко оценил А.С. Пушкин. Знакомство с поэтом, состоявшееся незадолго до отъезда Брюллова, стало одним из значимых событий этого периода: Пушкин восхищался талантом художника и даже надеялся заказать ему портрет своей супруги. Отъезд Брюллова в Петербург в мае 1836 года завершил его московский этап, оставив после себя не только примечательные работы, но и яркие свидетельства творческого взаимодействия с местной художественной средой.
Завершающий раздел - "Петербург" - о городе, который стал отправной точкой карьеры Брюллова и местом реализации некоторых его поздних работ. Именно здесь, в стенах Императорской Академии художеств, раскрылся его талант: будучи студентом, он не раз удостаивался высших наград, включая золотые медали за академические работы. Среди экспонатов выставки - ранняя композиция "Нарцисс, смотрящийся в воду" (1819), первая живописная работа мастера, созданная в годы обучения. В этом же разделе представлено монументальное полотно "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году" (1839-1843), написанное уже в зрелые годы. Картина, заказанная Николаем I, отражает интерес Брюллова к русской истории и его стремление к масштабным историческим полотнам. Несмотря на незавершенность, работа впечатляет динамикой батальных сцен и тщательной проработкой деталей, демонстрируя эволюцию мастерства художника. Поздний петербургский период стал временем расцвета портретного искусства Брюллова: созданные в эти годы образы современников, включая представителей высшего света и творческой элиты, отличаются глубиной психологизма и виртуозной техникой, подчеркивая статус художника как одного из величайших портретистов своей эпохи.
Специальный раздел выставки посвящен росписям Исаакиевского собора. Брюллов внес весомый вклад в создание нового религиозного искусства, которое к началу XIX века лишилось строгого канонического характера и обратилось к художественным приемам, схемам и сюжетам повествовательной исторической живописи.
Выставка сопровождается изданием фундаментального каталога, включающего новейшие исследования творчества Брюллова, а также образовательной программой с циклом лекций и тематических экскурсий. В рамках выставки запланированы специальные мероприятия, включая научную конференцию с участием ведущих исследователей творчества Брюллова и демонстрацию документальных фильмов, посвященных эпохе художника.
Куратор: Людмила Алексеевна Маркина.
Даты проведения: 10 июня 2025 – 18 января 2026
Москва, Третьяковская галерея на Крымском Валу, залы 60-62