НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург

c 10 июня 2025 по 18 января 2026Москва
Брюллов Карл Павлович. Автопортрет. 1848. Картон, масло, 64,1x54; верх-полуовал
Брюллов Карл Павлович. Всадница (портрет воспитанниц графини Ю.П. Самойловой - Джованнины и Амацилии). 1832. Холст, масло, 293x209,8
Брюллов Карл Павлович. Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной. 1834. Холст, масло, 196,2x127
Брюллов Карл Павлович. Турчанка. 1837-1839. Холст, масло, 66,2x79,8
Брюллов Карл Павлович. Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. 1839-1843. Холст, масло, 482x675
Государственная Третьяковская галерея представляет масштабную монографическую выставку, посвященную 225-летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова (1799-1852) - одного из крупнейших мастеров русского искусства первой половины XIX века. На выставке собрано более 170 произведений, включая живопись, графику и скульптуру из российских музеев, частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы, а также из Национальной галереи Армении. Центральные экспонаты выставки - знаменитое полотно "Последний день Помпеи" (1833) из коллекции Государственного Русского музея, впервые за четверть века представленное в Москве, и монументальное историческое произведение "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году" (1839-1843) из собрания Государственной Третьяковской галереи.

В рамках проекта, продолжающего традиции предыдущих выставок мастера в Третьяковской галерее (1950, 2000-2001, 2018), зрители смогут взглянуть на наследие Брюллова по-новому - через призму влияния "гения места" на его творчество. Экспозиция показывает, как география, уникальная атмосфера Рима, Москвы и Петербурга, а также их культурный контекст сформировали художественный мир мастера. Отличительной чертой проекта станет раздел "Мастер неоконченной картины", где этюды и эскизы будут демонстрироваться рядом с незавершенными произведениями. Этот подход позволит приобщиться к уникальной творческой лаборатории маэстро, ставшего ориентиром целой эпохи.

Карл Брюллов, еще при жизни удостоенный титула "великий", традиционно считается основоположником итальянского жанра в русском искусстве. Значительную часть жизни он провел в Италии, которая во многом определила его судьбу как человека и художника. Этому периоду посвящен первый раздел выставки - "Рим". Именно здесь представлена знаменитая картина "Последний день Помпеи", созданная во время пенсионерской поездки в Италию (1823-1835), принесшая художнику славу за рубежом и на родине. Для работы над полотном Брюллов провел серьезную подготовку: изучал археологические находки в Помпеях, посещал раскопки, делал многочисленные наброски, точно следуя оригинальному ландшафту. В этот же период он создавал свои знаменитые жанровые сцены, сочетающие романтическую идеализацию с тонкой наблюдательностью, а также портреты итальянской интеллигенции, художников, скульпторов, писателей, отдыхавших в Италии членов императорской семьи и русской знати. На выставке можно увидеть первое приобретение Павла Михайловича Третьякова авторства Брюллова - "Портрет Микеланджело Ланчи" (1851). По просьбе коллекционера этот шедевр был куплен в 1860 году в Риме архитектором А.С. Каминским у племянницы археолога. Это произведение стало одним из последних шедевров художника.

Следующий раздел выставки - "Москва" - посвящен другому важному городу в жизни Брюллова. Непродолжительное пребывание художника в Москве с января по май 1836 года было насыщено творческими и светскими встречами, оставившими заметный след в культурной жизни города. Он был тепло принят московской элитой, включая генерал-губернатора князя Д.В. Голицына, а также общался с видными деятелями искусства: скульптором И.П. Витали, архитектором Е.Д. Тюриным и живописцем В.А. Тропининым, которому согласился позировать, несмотря на свою избирательность в этом вопросе. В Москве Брюллов создал ряд портретов, картину "Гадающая Светлана", а также работал над историческим полотном "Нашествие Гензериха на Рим", которое высоко оценил А.С. Пушкин. Знакомство с поэтом, состоявшееся незадолго до отъезда Брюллова, стало одним из значимых событий этого периода: Пушкин восхищался талантом художника и даже надеялся заказать ему портрет своей супруги. Отъезд Брюллова в Петербург в мае 1836 года завершил его московский этап, оставив после себя не только примечательные работы, но и яркие свидетельства творческого взаимодействия с местной художественной средой.

Завершающий раздел - "Петербург" - о городе, который стал отправной точкой карьеры Брюллова и местом реализации некоторых его поздних работ. Именно здесь, в стенах Императорской Академии художеств, раскрылся его талант: будучи студентом, он не раз удостаивался высших наград, включая золотые медали за академические работы. Среди экспонатов выставки - ранняя композиция "Нарцисс, смотрящийся в воду" (1819), первая живописная работа мастера, созданная в годы обучения. В этом же разделе представлено монументальное полотно "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году" (1839-1843), написанное уже в зрелые годы. Картина, заказанная Николаем I, отражает интерес Брюллова к русской истории и его стремление к масштабным историческим полотнам. Несмотря на незавершенность, работа впечатляет динамикой батальных сцен и тщательной проработкой деталей, демонстрируя эволюцию мастерства художника. Поздний петербургский период стал временем расцвета портретного искусства Брюллова: созданные в эти годы образы современников, включая представителей высшего света и творческой элиты, отличаются глубиной психологизма и виртуозной техникой, подчеркивая статус художника как одного из величайших портретистов своей эпохи.

Специальный раздел выставки посвящен росписям Исаакиевского собора. Брюллов внес весомый вклад в создание нового религиозного искусства, которое к началу XIX века лишилось строгого канонического характера и обратилось к художественным приемам, схемам и сюжетам повествовательной исторической живописи.

Выставка сопровождается изданием фундаментального каталога, включающего новейшие исследования творчества Брюллова, а также образовательной программой с циклом лекций и тематических экскурсий. В рамках выставки запланированы специальные мероприятия, включая научную конференцию с участием ведущих исследователей творчества Брюллова и демонстрацию документальных фильмов, посвященных эпохе художника.

Куратор: Людмила Алексеевна Маркина.

Даты проведения: 10 июня 2025 – 18 января 2026

Москва, Третьяковская галерея на Крымском Валу, залы 60-62

www.museum.ru/N87018
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.05.2025  x    ?  


Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург

Дым и пламень Востока: ружья Османской империи XVII–XIX веков. Из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Елизавета Кругликова и вокруг» в Третьяковской галерее

Борис Мессерер. Калейдоскоп времени

«Портрет пришельца». Вечер, посвященный Виктору Сосноре

Выставка "Новое Средневековье" в особняке Румянцева

Май Митурич. К мысу радости

Русский мир. Художественный текстиль Татьяны Чагоровой

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы» в Томском художественном музее

Летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» в Центре современного искусства AZ/ART

Открытие нового сезона в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

На службе русскому Отечеству. Фёдор Фёдорович Шуберт: штрихи к портрету

Диалог поколений. Елена и Валентин Волковы

Горизонт событий. Выставка авторского стекла Анны Бутиной

В поисках нового. Традиция в эпоху перемен

Николай Шалаев "Остановленное мгновение"

В музее-заповеднике «Петергоф» завершилась реставрация павильона «Китайская кухня»

Арт-фестиваль «О! Пушкин» в музее-заповеднике «Остафьево» – «Русский Парнас»

Выставка произведений Валерия и Ларисы Блохиных «Живопись» в Музейно-выставочном центре РАХ

«Какой наив!». Избранные произведения из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств

Выставка Насти Москалевой «Пампасы» в Музее Анны Ахматовой

Сорок пять сорок пятого. Искусство радости

Выставка «Русь рукотворная. Наследие Великой Победы» в Угличском музее

Африка в Музее Востока

Выставка "Дагестан: былинный и земной" в Музее современной истории России

Бестиарий 2025. Ежегодная выставка работ современных художников-анималистов в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru