Российская академия художеств представляет выставку произведений заслуженного художника РФ, члена-корреспондента РАХ Александра Борисовича Коноплёва (1943-2021) и академика Академии графического дизайна Андрея Львовича Костина (1947-2000) «Роль и линия», где будут показаны живописные полотна, графические листы, а также коллекции книг, альбомов и монографий.
Александр Коноплев – признанный российский график, высокопрофессионально занимавшийся дизайном и оформлением книг, успешно работавший в области фотографики, рекламы, станковой графики. Коренной москвич, в 1967 году окончил Московский полиграфический институт, где учился у Т.А. Еремина, В.Н. Ляхова, П.Г. Захарова, Ю.К. Бурджеляна и В.С. Житенева. Долгое время работал в издательствах «Искусство» и «Детская литература», был членом Художественного совета комбината «Промграфика». Более пятидесяти лет посвятил книге, её визуальному образу, создавая произведения, пронизанные оригинальной авторской манерой, особым почерком и стилем. Притягательность книги – условие взаимного интереса и один из основных аргументов издательской практики. Поэтому основная задача художника книги - сделать такую книгу, которую все хотели бы приобрести. Исследователи творчества мастера отмечают: «…Его книги изменили мир русского книжного дизайна. А ведь именно эти люди были первыми в неисторическом прошлом нашей страны, кто отнесся к книге как к искусству. Они исповедовали, что вся книга может быть построена на основе единой великой гармонии. Собственно говоря, именно они вырвали работу над макетом книги из рук технического редактора, передав ее художнику-дизайнеру. Они принципиально изменили русский книжный дизайн. Изменения эти огромны: впервые после времен авангарда появился именно дизайн, работа над книгой в целом. Под внешне классическими формами виден принципиальный прорыв, решительное расставание со значительной долей того „книжного искусства“, которое считается классическим…».
На выставке представлены графические листы Александра Коноплёва, в том числе пейзажные зарисовки и абстрактные композиции, иллюстрации, печатная графика в уникальной технике шелкографии, а также книги, созданные в узнаваемом авторском дизайне. Среди них - исследования по древнерусскому искусству Виктора Лазарева, Герольда Вздорнова, Библия Василия Кореня, монографии Николая Суетина и Казимира Малевича, Григория Чашника, альбомы и монографии по разным направлениям западного искусства: архитектура, скульптура, живопись, теория и практика. Издания современного искусства, альбом «Olympia», три тома Беллы Ахмадулиной, монография-альбом «Мастерская на Поварской. Борис Мессерер», альбомы «Слава Зайцев» и «Николай Цискаридзе. Мгновения...», книга-альбом «Большое сердце Хоккея».
Андрей Костин – выпускник Московской средней художественной школы при МГХИ им. Сурикова, где учился у Н.И. Дергалина, и Московского полиграфического института - с рождения жил в окружении искусства. Супруга художника вспоминает: «Замечательная была семья. Отец, Лев Константинович Костин, художник-постановщик, с молодых лет работал в Большом театре. Мать, Елена Михайловна, работала в Институте искусствознания при Академии художеств СССР. На стенах висели эскизы декораций, принадлежавшие деду Андрея, Константину Константиновичу Костину, он работал с режиссерами Мейерхольдом и Таировым. Квартира Костиных была не просто красивой, а празднично-нарядной. А уж если собирались гости, то обязательно звучала гитара, да не одна. Наверное, вся эта атмосфера не могла не отразиться на творческом воспитании Андрея». Особенностью его стиля было свободное и мастерское владение рисунком: сюжет композиции и остроумное её построение - главный увлекающий момент в работе.
В 1974–1988 годах автор работал над известными графическими циклами, иллюстрациями и книжным оформлением для «Мертвых душ» и «Тараса Бульбы» Николая Гоголя, «Холстомера» и «Детства. Отрочества. Юности» Льва Толстого, произведений Лоренса Стерна, Стефана Цвейга, Эрнста Гофмана. В 1986–1988 годах Андрей Костин создал более пятидесяти гравюр в техниках офорта, мягкого лака и акватинты к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. Сам мастер, разумеется, заботящийся о логике построения книги, о расположении иллюстраций внутри блока, тем не менее ставил на некоторых листах цифру с обозначением тиража и подпись – то есть, надо полагать, мыслил их и в качестве самостоятельных произведений, так как каждая сцена существует в огромном количестве вариантов – в рисунках и пробных гравюрах. В 1988 году сделаны рисунки на цветной бумаге, послужившие началом для создания проекта, включающего в себя графические циклы «Кабинет рисунка», «Кабинет акварели», а также, параллельно, «Кабинет живописи» и «Кабинет скульптуры», работа над которыми продлилась вплоть до 1999 года. В это же время произошло возобновление занятий живописью с новой силой, на новых накопленных идеях, на пересечении текстов и изучения деталей эпохи – преимущественно эти произведения будут представлены в экспозиции.
Сроки экспонирования: 7 июня – 6 июля 2025 года.
Место проведения: МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19).