Альбомная и станковая графика
<...предыдущий зал следующий зал...>






   Формой, отвечавшей синкретичности дворянской культуры конца XVIII - первой половины XIX века и вместившей в себя опыты домашнего рисования, музицирования, поэзии, явился домашний альбом... Одна из первых дошедших до нас "картинных книг" - альбом видов Богородицкого парка, выполненный А.Т.Болотовым совместно с его сыном Павлом. Конечно, для А.Т.Болотова, в течение двадцати лет работавшего над созданием пейзажного парка в тульском имении А.Г.Бобринского Богородицк, "нарисование" такого альбома не было чистой забавой. Он фиксировал результаты собственных трудов, часто возил альбом с собой, демонстрируя его при всяком удобном случае как своего рода рекламный проспект. Но Болотов чуть опережает время: во второй половине XVIII века рисование в альбом как специфический вид творческой деятельности только начинает свое существование. Расцвет рисованного альбома приходится на следующий период - первую половину XIX столетия.
   Поначалу рисующий в альбом дворянин не задавался целью создать нечто, сравнимое по уровню с произведениями "ученых" мастеров, и никак не противопоставлял результаты своих досужих занятий профессиональному искусству. Его творения предназначались исключительно для домашнего употребления. Эпоха романтизма подводит под дилетантские художественные опыты прочный мировоззренческий фундамент. Если раньше дилетантское творчество было сниженным вариантом профессионального искусства, то с началом нового, XIX века дилетантизм явно желает отмежеваться от профессионализма. Дилетант служил "чистому" искусству, и его таланты ни в коей мере не должны быть связаны с "прозой жизни", то есть с денежным вознаграждением, иначе они выглядели в его представлении чем-то вульгарным.
   Начиная с 1820-х годов в развитии альбомной графики происходит еще один поворот. Как писал в книге "Записки москвича" (1828) П.Л.Яковлев: "В нынешних альбомах хотят иметь рисунки лучших артистов, почерк известных литераторов. Есть альбомы, которые через 50 лет будут дороже целой русской библиотеки. Надобно признаться, однако, что прежде альбомы были для себя, а теперь для других. Прежде их имели как памятник друзей; теперь имеют их из тщеславия".