<..предыдущий зал Лубок следующий зал..>

Лубок, другая стена




   Уже среди лубков первой половины XVIII века встречаются произведения, противостоящие - главным образом своей тематикой - учено-профессиональной гравюре. Но в целом графическая культура XVIII века оставалась единой, качественные сдвиги наметились только к концу столетия, когда в деревнях начали резать доски с "истинников" (образцов), привнося в изображение некоторую долю вымысла и интерпретации. В первой половине XIX века лубок меняет свою социальную ориентацию. Для городского жителя он постепенно превращается в забаву; как серьезную вещь его продолжают воспринимать лишь в деревне.
   Во второй половине XIX - начале ХХ столетия лубок практически перестает быть видом народного творчества, становится составной частью формирующейся массовой культуры, искусством "для народа".
   Представленные здесь произведения принадлежат к типу "серьезного" лубка, функциональная направленность которого сродни предназначению иконы или картины - быть средством торжественного оформления ("для пригожества") "храмин, изб, клетей и сеней". Доски "изображения суеверного и с подписьми сумасбродными" и содержащуюся в них "ложь ... несходственну со свищенною историею" долгое время подвергали нападкам со стороны церковной цензуры. Власти противились распространению доморощенных гравюр главным образом потому, что боялись широкого появления неканонических религиозных изображений. Фактически это была борьба церкви с раскольничьей крамолой и другими ересями, неожиданно получившими мощное средство для популяризации своих идей.