Назад В начало Вперед
КАРЛ фон КЛАУЗЕВИЦ «1799 ГОД»

Г Л А В А  IV

ПРОДОЛЖЕНИЕ КАМПАНИИ В ИТАЛИИ. СУВОРОВ РАЗБИВАЕТ МАКДОНАЛЬДА У ТРЕББИИ

 

Макдональд из Южной Италии направляется в Апеннины

Французы, как мы рассказали в первой главе, в январе вторглись в Неаполь и начали по своему образцу республиканизировать страну. Не считая тех жителей, которые вообще были склонны к новым порядкам и к республиканской системе, скоро оказалось, что среди их прежних сторонников в среднем сословии, ранее довольно многочисленных, многие теперь высказывали недовольство их образом действий и теми тяготами войны, которые были возложены на страну. Ни французская Директория, ни ее комиссар в Неаполе Фейпу не считали нужным обращать внимание на местные интересы или предрассудки; конфискации, реквизиции, равно как и образ действий новых учреждений, восстановили общественное мнение против французов и должны были привести к открытому сопротивлению.

Шампионе, который, как мы видели, командовал французской армией, считал необходимым ставить преграды действиям правительственного комиссара.

Но в своей борьбе с Фейпу он потерпел поражение в Директории, был отозван, привлечен к ответственности и заменен Макдональдом. Последнему, естественно, не оставалось ничего другого, как не вмешиваться в ход событий.

Составление конституции было поручено комиссии из 25 человек, до ее введения у власти стало временное правительство. Все органы исполнительной власти, собственные войска, местная полиция, служившие орудиями власти и прежнего правительства, были распущены, так как при господствовавшем недовольстве не решались доверять ни одному из этих учреждений.

Это недоверие затрудняло и замедляло учреждение и формирование национальной гвардии. В результате получилось, что в то время как со стороны правительства не было создано никакой вооруженной силы, те, кто помышлял о реакции, взяли на службу банды праздношатающихся людей, способных к дерзким выступлениям. Нет страны, более склонной к реакции, чем Неаполь, Калабрия, дикая страна с фанатично религиозным населением для близлежащей Сицилии, естественно, была вполне подходящим полем, на которое можно было бросить первое зерно сопротивления, где быстро могло выкристаллизоваться народное восстание. Протяжение страны и ее недоступность давали время для создания крупных внутренних сил.

Сицилианский двор среди людей, перешедших к нему на службу из Римской области, нашел в лице кардинала Руффо человека очень предприимчивого; по натуре он был не столько духовным лицом, сколько военным, который оказался вполне способным стать во главе банд, собравшихся вокруг него отчасти из состава распущенных учреждений, отчасти из фанатически настроенных местных жителей. Уже в начале февраля он высадился в Италии и, не имея еще полномочий со стороны сицилианского правительства; быстро собрал в своих руках силы в 10 — 15 тыс. чел., с которыми и овладел городом Монтелеоне. Вскоре затем король официально назначил его своим наместником и послал ему в подкрепление небольшой отряд войска. Одновременно восстание вспыхнуло также и в Апулии, и его истребительное пламя все более и более приближалось к окрестностям города, в котором Макдональд сосредоточил свою армию. Уже в феврале этот генерал вынужден был вступить в борьбу с инсургентами. В Апулию и Калабрию были посланы две колонны войск, из которых первая состояла из французской дивизии Дюро, а вторая — из новых неаполитанских формирований. Борьба с партиями повстанцев продолжалась в течение марта и апреля, — в Апулии успешно для французов, в Калабрии, наоборот, неудачно для республиканцев, так что отряд Руффо, среди вождей которого выделялся Фра-Дьяволо, с каждым днем становился все сильнее и был уже в состоянии двинуться в Апулию. В этот момент, именно в конце апреля, Макдональд получил приказание выступить со своей армией в Верхнюю Италию, оставив гарнизоны в неаполитанских и римских крепостях. Это было нелегкое дело.

Макдональд с своей стороны употреблял все средства, чтобы скрыть свои планы до момента приведения их в исполнение, новое же правительство чрезвычайно спешило создать собственные вооруженные силы, главным образом, сформировать национальную гвардию. Оба усилия не могли иметь достаточного успеха. Дюро с большим трудом старался с оружием в руках открыть себе путь на Капую, и новые формирования не могли быть доведены до необходимой степени совершенства.

Уже 600 англичан высадились в Салернской гавани, в Апулию вступил отряд русских войск, и Руффо наступал с армией в 25 000 чел.

Таким образом, еще прежде чем Макдональд действительно выступил в поход, в этом эфемерном государстве, созданном французами, все было подготовлено к тому, чтобы через несколько недель после ухода французов нанести ему смертельный удар и создать плацдарм для союзников, сицилианцев, русских и англичан.

Макдональд в начале мая сосредоточил свою армию в районе Неаполя в количестве 24 000 чел., из них 5 000 чел. он назначил для гарнизонов Капуи и Гаэты, а с остальными 19 000 чел. 7 и 8 мая двинулся на Рим.

Так как восстание вспыхнуло уже и в Римской области и генерал Гарнье, находившийся там с одной дивизией, с трудом собрал ее, то Макдональд приказал подвижной колонне в 4 000 чел. под командованием генерала Домбровского очистить путь. Сама армия следовала 4 колоннами по двум дорогам, а именно — через Понтийские болота и через С.-Джермано, на расстоянии одного дня пути, и подошла к Риму 16 и 17 мая. Здесь Макдональд усилил свою армию еще на несколько тысяч человек, оставил остальные войска дивизии Гарнье в качестве гарнизонов С.-Анджело, Чивита-Веккиа и Анконы и продолжал свой поход по дороге через Перуджию и Сьенну на Флоренцию, куда он вступил 25-го, пройдя в 18 дней около 55 миль.

Теперь он соединился с дивизиями Готье и Монришара, которые вели войну с повстанцами — первая на границах Моденской, вторая — Болонской областей. Только несколько батальонов было оставлено генералам Готье и Миоллису в Тоскане, отчасти для того, чтобы мешать действиям повстанческих отрядов, отчасти же для обороны Ливорно против англичан. Остальные войска образовали армию в 27 000 пехоты и 3 000 кавалерии и получили следующее распределение:

Дивизия Сальма (авангард) 3 000 чел.
» Оливье 6 000 »
» Монришара 6 000 »
» Руска 5 400 »
» Ватрена 6 000 »
» Домбровского 3 600 »

Всего 30 000 чел.

29 мая Макдональд перенес свою главную квартиру в Лукку и занял с армией позицию, на которой дивизия Домбровского, составлявшая левый фланг, стояла в долине Магры у Сарцаны и Ауллы; дивизии Руска и Монришара, образовавшие правый фланг, занимали проходы Апеннин от Моденской дороги до Болонской, и центр между этими выдвинутыми вперед флангами стоял между Флоренцией и Пистойей. Находясь на этой позиции, Макдональд впервые установил безопасную связь с Моро, который в это время уже начал свое отступление в Апеннины, тогда как до сих пор большинство курьеров, отправляемых ими друг к другу, попадали в плен к неприятелю или в руки инсургентов. Эта поздняя связь с Моро была причиной того, что Макдональд не проник немедленно в долину По или не продолжал своего похода вдоль побережья, но потратил время в течение 10 дней, оставаясь на своей позиции на южных склонах Апеннин.

Прежде чем мы займемся началом его операции, мы должны бросить взгляд на распределение сил союзников в Италии.



2001, Библиотека интернет-проекта «1812 год».
Назад В начало Вперед