Историко-архитектурный и художественный музей
НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ
Новости История Экспозиции Выставки Галерея Публикации Справка Контакты 
Экспозиция
 



Русское и западноевропейское изобразительное и декоративно - прикладное искусство XVI - начала XX веков.


Фарфор, фаянс.

В своей основе собрание было сформировано в 1920-х годах. В послевоенные годы сильно пострадавшие в годы Великой Отечественной войны коллекции были существенно дополнены в результате планомерной собирательской работы. Собрание западно-европейского фарфора дает возможность познакомиться с изделиями ведущих фарфоровых заводов европейских стран.


Рог изобилия. Фарфор.


Родившийся в Мейсене (Саксония) европейский фарфор на первых порах подражал китайским образцам. Примером этому является чашка - боль для шоколада с двумя ручками и росписью в золотых рамках. Наиболее полно в музее представлена продукция Мейсенской мануфактуры 2-й половины XVIII века. Севрская королевская мануфактура представлена большим столовым сервизом 1830-х годов с росписью, подражающей античным камеям. Фарфор заводов в Фюрстенберге, Берлине, Вене дополняет картину развития европейского фарфора XVIII-XIX веков.


Ваза из сервиза с камеями.


Производство фаянса в Европе было хорошо развито уже в XVII веке. Популярностью и широким распространением пользовались сине - белые изделия из голландского города Дельфта. Во Франции во 2-й половине XVIII века большой популярностью пользовалась фаянсовая фабрика вдовы Перрен в Марселе. Замечательная ваза для фруктов украшает коллекцию музея.


Ваза для фруктов


Выставка "Западно-европейский и восточный фарфор и фаянс" открыта в бывших Настоятельских покоях. Начало русского фарфорового производства связано с именем талантливого русского ученого Дмитрия Ивановича Виноградова. В 1747 году совершенно самостоятельно решил сложную технологическую задачу производства фарфора, используя российское сырье. Первые изделия будущего Императорского фарфорового завода невелики, что было обусловлено технологическими причинами. Несколько солоно, хранящихся в музее относятся к виноградовскому периоду работы завода. Усовершенствование технологии и постройка больших муфельных печей дали возможность изготавливать крупные и сложные по форме изделия. Сухарница с плетеным бортом и цветочной росписью тому пример. В 1-й четверти XIX века изделия Императорского фарфорового завода демонстрируют соотнесенность своих изделий с общем для всего европейского искусства стилем - стилем ампир. Изделия этого периода также имеются в коллекции.


В музейном собрании широко представлен фарфор фабрики обрусевшего английского купца Франца Гарднера, открытой в 1786 году в селе Вербилки близ города Дмитрова. Изделия завода А.Г. Попова в селе Горбунове Дмитровского района отличает прекрасное качество массы и высокий уровень художественного оформления. Изделия этого завода узнаются сочетанием на одном предмете цветочной росписи по сплошному крытью с росписью в резервах. Практически изделия всех русских заводов есть в музейном собрании и, в том числе, самобытные изделия крестьянских заводов Гжельского керамического района. Русский фарфор постоянно экспонируется в музее либо на монографических выставках, либо в составе комплексных художественных и бытовых экспозиций.

<< Назад Дальше >>






Copyright (c) 1999 Историко-архитектурный и художественный музей Новый Иерусалим

 

Copyright (c) 1999 Музеи Подмосковья