МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Тосэй-гусоку, хоси-кабуто и итомаки-но-тати на выставке в Царском Селе

c 5 сентября по 5 ноября 2023Санкт-Петербург
5 сентября в музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка «Доспехи страны восходящего солнца». Это совместный выставочный проект ГМЗ «Царское Село» и Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Экспозиция в павильоне «Арсенал» объединяет самурайский доспех типа тосэй-гусоку, несколько видов традиционных японских мечей, ружьё и створки большого шкафа, украшенные панно с изображением воинов-самураев.

Самураев называют «душой Японии». Слово «самурай» происходит от глагола сабурау – «охранять, служить», но сами самураи предпочитали читать иероглифы по-другому – буси, что также означало человека, профессионально занимающегося воинскими искусствами или принадлежащему к воинскому сословию.

Появление воинов-профессионалов как сословия в Японии относят к эпохе Хэйан (794-1185), причем первоначально самураи набирались из числа мелких землевладельцев и крестьян, но возглавляли их, как правило, люди из достаточно состоятельных семей. К Х веку некоторые из этих воинов сформировали почти автономные местные соединения, внутри которых развились тесные взаимоотношения «господин-слуга». Влияние глав кланов настолько усилилось, что они могли игнорировать самого императора. Самурайство как сословие просуществовало свыше семи веков, и было отменено после 1868 года (революции Мэйдзи).

На вооружение самураев оказало влияние вооружение соседних стран: Китая и Кореи. Доспехи японских воинов были ламеллярного типа – то есть состоящие из пластин, соединенных между собой шнурами. Такая конструкция обеспечивала владельцу легкость ношения, подвижность, так как не стесняла движений, допуская верховую езду и даже плавание.

На выставке представлен доспех тосэй гусоку (то есть «современный доспех»). Он появился в Японии в XVI веке и использовался до середины XIX века. Основные его части – кираса (до), шлем (кабуто), защитная маска для лица, наручи (котэ), поножи (сунэатэ) и набедренники (хайдатэ). Кираса состояла из несколько элементов, закрывавших грудь, спину и бока, закреплялась на плечах ремнями и застегивалась сбоку. Снизу к ней с разных сторон на длинных шнурах крепились пластины (кусадзури), защищающие бедра; для защиты плеч к кирасе пристегивались наплечники (содэ). Японские шлемы кабуто могли иметь разную форму, наиболее распространены были склепанные из множества пластин типа судзи кабуто и хоси кабуто. Последний отличался наличием множества выпуклых заклепок, напоминавших звезды (хоси), что и послужило причиной названия.

В экспозицию вошли мечи вакидзаси, итомаки-но-тати, катана и нож танто. Меч считался символом боевого духа самурая, его чести и воинской безупречности, был фамильным сокровищем, передавался из поколения в поколение.

Начиная с периода Хэйан (794-1185), самым популярным у самураев стал стиль оправы тати. Меч типа тати имел горизонтальный подвес ножен, снабженных двумя обоймицами, при этом клинок располагался лезвием вниз. Позже, в эпоху Эдо, мечи тати трансформировались в парадное оружие, которое использовали на торжественных церемониях или подносили в подарок. Меч в оправе итомаки-но-тати отличался тем, что не только его рукоять, но и верхняя часть ножен оплеталась шнуром (ито). Приблизительно с XV века появилась оправа более упрощенного типа – букэ-косираэ (букэ означает «самурай», «воинское сословие»). К ней относятся: длинный меч катана, более короткий вакидзаси и нож танто. Этот тип оправы позволял быстрее выхватить меч из ножен в случае необходимости. По японским меркам мечи с длиной клинка от 60,6 см относили к длинным (катана или тати); от 30,3 до 60,6 см – к вакидзаси, еще более короткие — к танто.

Огнестрельное оружие появилось в Японии в середине XVI века, когда португальских моряков выбросило бурей на остров Танэгасима. С этого времени японцы начали освоение, производство и применение в сражениях европейских ружей с фитильным замком, которые получили название тэппо или хинавадзю, иногда – танэгасима, в честь острова. Курок взводился по азиатскому образцу от ствола по направлению к прикладу. Ложи ружей покрывались лаком, парадные образцы украшались гербами мон, на стволах имелись изображения пейзажей или драконов, выполненных в технике гравировки или инкрустации. К началу XVII века пехотинцы с ружьями стали основной ударной силой японской армии.

Выставка работает до 5 ноября 2023 года.

www.museum.ru/N83326
Ваше мнение »»

»»Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село"
Адрес:город Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, 7
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 465-2024 (автоответ.), 465-9424 (экс. бюро)
URL:tzar.ru
EMail:museum@tzar.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города
    · актуальные: исторические, выставки


 
новости и события: 11.05.2025
 x    ?  

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

Итоги первого тура Эрарта Премии - 2025

IX ежегодный форум молодых исследователей искусства и культуры "Научная весна"

Ассоциации-2025 в Царском Селе

Научная конференция "Музей и коллекции" в Музее истории Санкт-Петербурга

Музей-заповедник «Царское Село»: конференция по сохранению и использованию исторического наследия

Научный симпозиум "Наив и аутсайдер арт в современном мире" в Екатеринбурге

Снимай науку с Политехническим! Конкурс научных фото- и видеоработ

XXIII конференция «Векторы-25» в Еврейском музее и центре толерантности

Семинар «Культурные ценности. Вопросы создания и развития детских музейных центров» в С.-Петербурге

Фотоконкурс «О Китае, далёком и близком» в Дарвиновском музее

Министерство культуры России объявило даты фестиваля «Интермузей-2025»

Конференция "Инклюзия в музее. Экскурсионные проекты для незрячих и слабовидящих посетителей"

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru