Государственный музей-заповедник "Петергоф" презентует первый в России музейный виммельбух 11 апреля 2021 года в 12:00 Государственный музей-заповедник "Петергоф" на площадке книжного магазина "Подписные издания" (Санкт-Петербург, Литейный пр. 57) проведет презентацию детской книги-виммельбуха "Один день из жизни музея-заповедника "Петергоф"". Виммельбух (с нем.языка Wimmelbuch - иллюстрированная книга-головоломка) - особый формат детской книги, где история рассказывается не словами, а изображениями. "Один день из жизни музея-заповедника "Петергоф"" - первый в России опыт издания... далее »» музейного виммельбуха. Авторы петергофского виммельбуха, руководитель Музейного центра "Новая ферма" Елена Новикова-Китаева и петербургская художница Алиса Юфа, перевели на язык иллюстраций хрестоматийные петергофские виды и ситуации, происходящие с посетителями. Виммельбух "Один день из жизни музея-заповедника "Петергоф"" - своеобразная энциклопедия профессий, которая знакомит детей с множеством специальностей, обеспечивающих работу Петергофа. В ней фонтанщики запускают "Самсона", садовники ухаживают за цветниками, хранители готовят музеи к открытию, архитекторы следят за реставрацией, экскурсоводы ведут туристов по парку, музейные педагоги проводят занятия на "Новой ферме". В презентации примут участие: - Елена Яковлевна Кальницкая, генеральный директор ГМЗ "Петергоф"; - Елена Андреевна Новикова-Китаева, автор книги "Один день из жизни музея-заповедника "Петергоф", руководитель Музейного центра "Новая ферма"; - Алиса Андреевна Юфа, художник книги "Один день из жизни музея-заповедника "Петергоф"". После презентации музейные педагоги петергофского центра "Новая ферма" проведут мастер-класс для маленьких гостей.
Презентация альбома «Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья» Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля Дом Любощинских — Вернадских 3 апреля 2021 г. в 15:30 В последние дни работы межрегионального выставочного проекта «Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья» в Доходном доме Любощинских — Вернадских состоится презентация альбома, подготовленного по материалам выставки в рамках издательской программы Правительства Москвы. В издании представлены предметы из собрания крупнейших российских музеев и архивов, в том числе... далее »» большой пласт новых материалов, неизвестных широкому читателю. Это живописные и графические портреты, фотографии, шаржи, карикатуры, творческие автографы, письма, документы, стихотворные послания писателей друг другу, их личные вещи и т. п. Книга рассчитана как на специалистов, историков литературы, культуры и музейного дела, так и на широкий круг читателей. В презентации примут участие: Дмитрий Бак, директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля; Вера Ефремова, директор Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева; Ольга Залиева, ведущий научный сотрудник ГМИРЛИ имени В.И. Даля, автор-составитель альбома; Татьяна Марченко, заведующий отделом культуры российского зарубежья Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына, куратор выставки «Бунин. Эмиграция. Творчество» (Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2020–2021); Сергей Морозов, старший научный сотрудник Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН, кандидат филологических наук; Татьяна Сафронова, художник альбома. Ведущий: Эрнест Орлов, заместитель директора ГМИРЛИ имени В.И. Даля по научной работе, куратор выставки «Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья» Вход свободный Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья: Материалы выставки / Авт.-сост.: О.Л. Залиева; отв. ред. Э.Д. Орлов. — М.: Издательство «Литературный музей», 2021. — 224 с.: ил. ISBN 978-5-6045233-3-9 Приобрести альбом по цене издательства (500 руб.) можно в книжных лавках музея. Доходный дом Любощинских — Вернадских Москва, Зубовский бульвар, 15, стр. 1 +7 495 695-53-08
Новое издание советского классика фотографии Владимира Лагранжа на книжной ярмарке non/fiction 25 марта Галерея Люмьер представит на книжной ярмарке non/fiction новое издание советского классика фотографии Владимира Лагранжа, созданное совместно с фондом Still Art. В альбом войдут лучшие работы одного из главных фотографов «оттепели» с 1960-х по 1990-е годы. Вступительные статьи для книги подготовлены искусствоведом Михаилом Сидлиным, основателем Галереи Люмьер Натальей Григорьевой-Литвинской и учредителем фонда Still Art Еленой Карисаловой. Дизайн издания разработал графический дизайнер ... далее »»Евгений Корнеев, основатель бюро «Раздизайн», обладатель премий в области графического дизайна, дипломов Российской Академии художеств и диплома UNESCO на Лейпцигской книжной выставке (2005). Презентация книги «Владимир Лагранж 1960 – 1990» пройдет 25 марта в 16:00 в рамках книжной ярмарки non/fiction 2021 в «Гостином дворе» в зоне семинаров №2. На презентации выступят Михаил Сидлин, Евгений Корнеев, Наталья Григорьева-Литвинская и Александра Анисимова. Владимира Лагранжа (род. 1939) называют «певцом гуманистической фотографии»: в центре его репортажа всегда человек. Автор смотрел на каждого своего героя в отдельности, ставя его образ в центр кадра. Искусствовед Михаил Сидлин говорит о Владимире Лагранже как о «динамическом реалисте», отмечая, что, будучи сотрудником официальных изданий СССР, мастеру удавалось избегать идеологической рамки: «Гуманизм по-советски имел особый оттенок, – героический. Но символические значения снимков Лагранжа далеки от советских клише. Он обращается к общечеловеческому – психологии отношений, анализу взаимосвязей между людьми».
Новая монография, включающая 150 самых известных работ автора с 1960-х по 1990-е, состоит из двух разделов. В репортажах Владимира Лагранжа отражается дух эпохи: две главы книги объединяют этапы творчества фотографа, которые пришлись на период коренных изменений в обществе СССР. Вместе со временем менялся фокус внимания фотографа, издатели книги постарались отразить смену сюжетов и характеров героев Лагранжа — от беззаботных весёлых детей с его ранних кадров до социальной проблематики его поздних работ, в которых на первый план выходят тяжелый труд рабочих, бедность, быт города и деревни. «Глядя на фотографии Лагранжа, невозможно отвлечься от времени, которое они несут: беспечность и оптимизм 60-х, крах идеологических догм 80-х, разрушение и созидание нового в 90-е. С наступлением периода застоя в стране фокус внимания Лагранжа постепенно переносится с лирических сюжетов на серую повседневность. Поэтому, в качестве переходного этапа в его творчестве мы условно выделяем 80-е годы, хотя перемены его стиля начинают проявляться уже в более ранних съёмках», — рассказывает о концепции книги основатель Галереи Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская. Монография Владимира Лагранжа – вторая книга совместной издательской программы Галереи Люмьер и фонда Still Art. Елена Карисалова, основатель фонда, рассказывает о проектах на 2021 год: «Мы продолжаем исследовать историю фотографии нашей страны, издавать монографии советских классиков и организовывать выставочные проекты в партнёрстве с Галереей Люмьер. В наших совместных планах – развитие регионального проекта по популяризации фотографического искусства. Мы планируем представить выставку Владимира Лагранжа и провести образовательную программу в Сибири, на Урале, Дальнем Востоке и в других регионах России». «Владимир Лагранж 1960 – 1990». Москва, Галерея Люмьер, 2021.- 200 с. - ISBN 978-5-9901613-7-5/ Книжная ярмарка проходит по адресу: Москва, ул. Ильинка, дом 4, Комплекс «Гостиный двор»
Издание поэмы Есенина «Пугачев» представили на юбилейной выставке поэта 28 февраля в отделе Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля «Доходный дом Любощинских — Вернадских» в рамках выставки «Есенин. „Живите так, как вас ведет звезда…“» (см. http://www.museum.ru/N76019) состоялась презентация книги С.А. Есенина «Пугачев», издание которой приурочено к юбилею поэта и 100-летию выхода поэмы. Поэма о русском бунте «Пугачев», написанная Есениным в 1921 году, стала одной из главных тем выставки, которая соединила в едином пространстве рукоп... далее »»ись, первые издания поэмы и гравюры Андрея Гончарова. Этот давний цикл иллюстраций к есенинскому произведению долгое время был почти забыт. Однако именно дипломный цикл на тему пугачевского бунта, выполненный Гончаровым на полиграфическом факультете ВХУТЕИНа в 1926–1927 годах, принес молодому художнику первую славу. Соединение в книге есенинского текста и гравюр художника выполнено на основе анализа текста поэмы и полного цикла иллюстраций, хранящихся в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля, который осуществила заведующая отделом ГМИРЛИ «Музей истории литературы ХХ века» Л.К. Алексеева. Исторический комментарий к тексту поэмы подготовила научный сотрудник отдела ГМИРЛИ «Музей истории литературы ХХ века» Ю.С. Бурцева. Книга включает также документально-иллюстративный блок и фрагменты воспоминаний современников о поэме Есенина. В презентации приняли участие М.В. Скороходов, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН, поздравивший куратора и составителей книги с выставкой и состоявшейся книгой. От имени Первой образцовой типографии, партнера музея по изданию, добрые слова в адрес составителей произнесла Г.И. Устинова. О полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа, сотрудничестве А.Д. Гончарова и В.А. Фаворского, отличительных особенностях графики Гончарова говорили художники И.Д. Шаховской, Н.Г. Ордынский и М.А. Кречетова. Участники презентации смогли также увидеть оригиналы работ Андрея Гончарова, представленные на выставке «Есенин. „Живите так, как вас ведет звезда…“». В выставочном зале впервые соединились автограф поэмы, ее первые издания, предметы крестьянского быта в роли артефактов пугачевского восстания и, наконец, голос Есенина, читающего монолог Хлопуши на фоне гравюр Гончарова.
Презентация нового тома каталога Третьяковской галереи «Древнерусская живопись XII–XIII веков» 3 марта в лекционном зале Инженерного корпуса состоится презентация нового тома научного каталога Третьяковской галереи «Древнерусская живопись XII–XIII веков». Специалисты музея поделятся информацией о том, как готовилось издание, какие исследования были проведены и какие открытия были сделаны. В презентации примут участие: Смирнова Энгелина Сергеевна, доктор искусствоведения, профессор; Лифшиц Лев Исакович, доктор искусствоведения; Седов Владимир Валентинович, доктор искусствоведе... далее »»ния, профессор; Преображенский Александр Сергеевич, доцент; научные сотрудники из Русского музея и Третьяковской галереи. Новый том каталога Третьяковской галереи "Древнерусская живопись XII-XIII веков" включает описания пятнадцати произведений домонгольской живописи, в том числе одиннадцати икон и четырех фрагментов мозаик и фресок, происходящих из разрушенного Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, а также иконы Богоматери Печерской (Свенской). Все эти произведения, составляющие наиболее древнюю и ценную часть коллекции, уже были опубликованы в первом томе каталога в 1995 году. Однако было необходимо вновь вернуться к их изучению, используя новейшие методы технико-технологических исследований. Исключительная важность и информативность этих методов в сфере изучения средневековой живописи и живописи старых мастеров подтверждается мировой практикой. Все эти произведения, составляющие наиболее древнюю и ценную часть коллекции, уже были опубликованы в первом томе каталога в 1995 году. Однако было необходимо вновь вернуться к их изучению, используя новейшие методы технико-технологических исследований. Исследования древнейших и уникальных памятников могли быть осуществлены только в самом музее и силами его сотрудников, для чего понадобилось приобретение специальной аппаратуры. Для комплексных технико-технологических исследований домонгольских икон применялись, главным образом, неразрушающие физико-оптические методы - изучение красочного слоя по всей поверхности с помощью микроскопа и микрофотографирование, фотографирование в инфракрасной области спектра, рентгенографирование и др. Каждый этап специальной съемки включал несколько сотен фотографий, что позволило составить более точное представление о состоянии сохранности икон, выделить отдельные этапы поновлений. Например, в процессе исследования иконы "Благовещение" в видимом свете было выполнено более 500 снимков, из них макрофотографий - около 400. Общий вид и крупные фрагменты собирались как панорамы из макрофотографий. Изображения ликов Богородицы и Архангела состоят каждый из 56 фотографий, а итоговый размер такого изображения содержит более 1 гигапикселя точек. Около 750 снимков в инфракрасной области спектра позволили более эффективно анализировать нижележащие слои живописи и подготовительного рисунка. Более 100 фотографий дают возможность визуально анализировать микрообъекты размером более 4 микрометров, недоступных для прямого наблюдения через современный микроскоп. В ряде случаев под слоями записей удалось увидеть фрагменты первоначальной живописи, а также реконструировать авторский замысел произведения. Одно из самых значительных открытий было сделано во время исследования "Богоматери Владимирской" - на обороте иконы был изображен святитель, вероятно, святой Николай. Изображение Престола с Орудиями страстей появилось значительно позднее, когда образ святителя был утрачен. Исследование материальной стороны памятников позволило реконструировать почти полностью утраченный текст неизвестной ранее молитвы преподобного Феодосия на его свитке на иконе Богоматери Печерской (Свенской). Проведенные исследования позволили дать развернутое описание всех этапов создания памятника. Перед читателем открывается уникальная возможность узнать, как изготавливалась деревянная основа, как наносился грунт и из чего он состоял и как выглядел подготовительный рисунок, а также - какие пигменты входят в состав красочных слоев. Такого рода информация имеет не только самостоятельную ценность, но в ряде случаев позволяет дать ответы на вопросы, ранее вызывавшие сомнения у историков искусства, - о хронологии создания различных частей иконы (лицевая и оборотная стороны, средник и поля), о количестве работавших мастеров, о реконструкции первоначальной живописи в местах значительных утрат и т.п. Полученные в результате таких исследований сведения о художественных приемах древнерусских иконописцев помогли существенно повысить точность суждений и оценок в отношении отдельных произведений и обеспечить более глубокое понимание общих художественных процессов. За исключением мозаик и фресок Михайловского Златоверхого монастыря, опубликованные в каталоге произведения не имеют точных дат, хотя в ряде случаев их создание можно предположительно связывать с конкретными историческими событиями. Такие условные уточняющие датировки сохранены, например, для иконы "Богоматерь Воплощение" ("Богоматерь Великая Панагия") - 1224 год, то есть дата окончания строительства первого здания Спасского собора Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, а также для иконы "Богоматерь Печерская (Свенская)" - 1288 год, когда, в соответствии с поздним Сказанием, она была перенесена из Киево-Печерского монастыря в Брянск. Стилистический анализ особенностей памятников проведен с привлечением всех необходимых византийских и древнерусских аналогий. Такой анализ, дополненный в ряде случаев историческими данными, позволяет выдвигать более или менее обоснованные предположения о времени и месте создания иконы, и, что не менее важно, - включить ее в определенный историко-художественный контекст, обозначить ее положение среди многочисленных тенденций в искусстве византийского круга, характерных для того или иного периода его эволюции. Составить всестороннее представление о древнейших произведениях русской живописи было невозможно без нового обращения к корпусу исторических и архивных источников, на основе которых строятся гипотезы о происхождении икон и их перемещениях в древности, а также прослеживается их судьба в новейшее время. Это нашло отражение, как в отдельных каталожных описаниях, так и во вступительной статье, посвященной истории формирования древнерусской коллекции Третьяковской галереи. Весь полученный материал подробно изложен на страницах каталога. Каждое описание - это мини монография о памятнике. Адрес: Москва, Лаврушинский переулок, 12, лекционный зал. Вход со стороны Малого Толмачевского переулка
Презентация научного издания "Библия Пискатора" в Третьяковской галерее 25 февраля в лекционном зале Инженерного корпуса Третьяковской галереи состоялась презентация научного издания, посвящённого изучению Библии Пискатора 1643 года из собрания музея. Настоящая книга – первое полистное издание этого экземпляра. Уникальная гравированная Библия вошла в историю отечественного искусства как Библия Пискатора по фамилии издателя. Piscator или по-русски Рыболовец - буквальный перевод с голландского его фамилии. Подобные издания относятся к типу увражей - альбомов, сос... далее »»тоявших только из гравюр с краткими подписями. Такие книги, издававшиеся в Западной Европе, в России получили широкое распространение, начиная со второй половины XVII века. Их влияние проявлялось в культуре и художественной жизни Западной и Восточной Европы на протяжении столетий. В России гравированные Библии пользовались популярностью еще и потому, что наряду с хорошо известными сюжетами Священного Писания содержали и более редкие, не имевшие в русском искусстве устойчивой иконографической традиции. Многие изображения послужили образцами при создании храмовых росписей и иконостасов. Открытие Библии Пискатора и ее значения для научного сообщества относится к XIX веку и связано с началом изучения русской иконописи и монументального церковного искусства. Уже тогда ее рассматривали в первую очередь как источник композиций миниатюр в рукописях и иллюстраций в печатных изданиях, народных картинках (лубке) и народных книгах. В государственных библиотеках и в частных собраниях России чаще всего встречаются издания Библии Пискатора 1650 и 1674 годов. Увраж Третьяковской галереи - один из немногих известных в нашей стране наиболее полных экземпляров второго издания 1643 года, насчитывающий 415 листов. На страницах книги сохранилась уникальная вкладная запись ее первого владельца - архиепископа Вологодского и Белозерского Симона, храмостроителя и собирателя книг. В Третьяковскую галерею Библия поступила из собрания известного коллекционера И.С. Остроухова. В настоящее время она хранится в фонде редких книг научной библиотеки музея. Представленная книга - первое полистное издание экземпляра 1643 года. Выход в свет этого фундаментального научного труда завершило масштабный проект, посвященный изучению экземпляра Библии Пискатора Третьяковской галереи и влияния Theatrum biblicum (начальные слова латинского названия, означающие "Изображение Библии") на русское искусство Нового времени. 26 июня - 6 октября 2019 года в Третьяковской галерее с большим успехом прошла выставка "Библия Пискатора - настольная книга русских иконописцев", центральным экспонатом которой стал публикуемый экземпляр. 3-4 октября 2019 года состоялась посвященная этой же теме международная научная конференция с участием видных ученых из Великобритании, Норвегии, Финляндии и России. Книга дает возможность ознакомиться со всем блоком гравюр Ветхого и Нового Завета, которые впервые публикуются с научным описанием. В процессе подготовки каталога велась кропотливая работа по изучению самого экземпляра и истории его бытования, что позволило реконструировать первоначальный состав гравюр, часть из которых была утрачена, а также атрибутировать рукописные тексты на страницах увража Евфимию Чудовскому. Результаты исследований и собранный богатый материал изложены в статьях и приложениях. Впервые составлен и опубликован подробный список экземпляров Библии Пискатора, бытовавших в России. Издание экземпляра 1643 года из собрания Третьяковской галереи - существенный вклад не только в отечественную, но и в мировую науку, важный этап в изучении европейского и русского искусства, истории, культуры.
Вышел иллюстрированный альбом «Memoria. Литература в вещах» В издательстве «Литературный музей» вышел новый альбом коллекции Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля «Memoria. Литература в вещах». В богато иллюстрированном издании в сопровождении авторских очерков представлены личные вещи писателей из коллекции музея. Коллекция личных вещей и мемориальных предметов ГМИРЛИ имени В.И. Даля составляет несколько тысяч единиц хранения. Над их описанием, уточнением характеристик, подтверждением аутентичности идет постоянная и кр... далее »»опотливая работа. Издание предполагает общее знакомство читателя с собранием музейных предметов, интересными фактами и увлекательными свидетельствами их существования рядом с литераторами. В состав книги вошли рассказы о предметах и семейных реликвиях более чем сорока литераторов, в том числе Державина, Радищева, Маяковского, Есенина, Цветаевой, Симонова, Твардовского и других. Отдельные статьи посвящены монографическим коллекциям, представленным в мемориальных домах писателей — отделах ГМИРЛИ имени В.И. Даля: Достоевского, Герцена, Чехова, А. Толстого, Пришвина. Авторами статей выступили Лариса Алексеева (составление, общая редакция), Инна Андреева, Алла Безрукова, Яна Гришина, Ирена Желвакова, Генриетта Медынцев, Моника Орлова, Корнелия Стародуб, Ирина Сухова, Татьяна Шипова, Галина Щеболева. Они рассказали о реальном и символическом бытовании предметов писательского обихода и декоративно-прикладного искусства в контексте литературы. Приобрести каталог по цене издательства (620 руб.) можно в книжных лавках музея. Литература в вещах. Личные вещи писателей в собрании Государственного литературного музея / Сост., общ. ред., вступ. статья Л.К. Алексеевой. — М.: Изд-во «Литературный музей», 2020. — 208 с.: ил. ISBN 978-5-6040740-6-0
Вышел третий сборник серии «Тарковский. Из наследия» Новое издание Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля стало третьей книгой серии «Тарковские. Из наследия». В отличие от первых двух сборников, книга целиком посвящена прозе: она представляет автобиографические произведения А. А. Тарковского, прозаические дарственные надписи на книгах и фотографиях, большую часть эпистолярного наследия, избранные статьи из газет «Гудок», «Боевая тревога» и других периодических изданий. Многие произведения, вошедшие в сборник, пу... далее »»бликуются впервые. Книга снабжена иллюстрациями и комментариями М.А. Тарковской и В.А. Амирханяна, вступительную статью подготовил Н.А. Резниченко. Книги серии «Тарковский. Из наследия» являются первым опытом публикации произведений поэта, основанным на работе с ранее неизвестными рукописями. Сборник «Стихотворения и поэмы» выпущен в издательстве Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля в 2015 году, в него вошли произведения из прижизненного итогового издания «Избранное», а также стихи, не вошедшие в «Избранное» из-за цензурного вмешательства. В начале 2021 года вышло второе издание книги. Вторая книга «Стихотворения разных лет. Статьи, заметки, интервью» увидела свет в 2017 году, ее особенность — включение в состав сборника стихов военных лет из газеты «Боевая тревога», шуточных стихотворений, стихотворных посланий и надписей на книгах и фотографиях. Тарковский А.А. Проза. Письма / Вступ. ст. Н. А. Резниченко; сост., подготовка текстов и коммент. М.А. Тарковской и В.А. Амирханяна; отв. ред. Д.П. Бак / ГМИРЛИ имени В.И. Даля. — М.: Издательство «Литературный музей», 2021. — 896 с. — (Тарковские. Из наследия). ISBN 978-5-6045233-9-1 Все три издания доступны в книжных магазинах ГМИРЛИ имени В.И. Даля. Стоимость сборника Арсения Тарковского «Проза. Письма» в наших книжных — 990 руб.
Презентация книги «Борис Бланков. Жизнь глазами танцовщика» 6 февраля в 17.00 в Зеленом зале Театрального музея Заслуженный артист РСФСР Борис Бланков представит вниманию широкой публики свою новую книгу «Борис Бланков. Жизнь глазами танцовщика». Это обширная автобиография выдающего артиста (264 стр.), одного из ведущих танцовщиков балета Кировского (Мариинского) театра в 70–80-х годах прошлого века. Издание включает множество редких фотографий. Основной текст предваряют статьи о Борисе Владимировиче, написанные его коллегами, поклонниками, друзьями, род... далее »»ственниками.
Борис Бланков родился в 1947 году. В 1966 - 1989 годы он — один из ведущих танцовщиков Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. В 1981—1985 годах преподавал в ЛХУ им. А. Я. Вагановой. После работы в ЛАХУ им. А.Я. Вагановой выпускал класс с Н.М. Дудинской и М.А. Васильевой, В.Г. Семёновым. В 1988 году окончил балетмейстерско-режиссерский факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского. Как хореограф поставил ряд спектаклей в городах СССР и СНГ: «Лебединое озеро», «Корсар», «Баядерка», «Золушка», «Щелкунчик». Также был постановщиком танцев в операх «Евгений Онегин», «Дон Жуан», «Амок». В своих книгах «Краткая история русского балета», «Юрий Соловьев. Звезды мирового балета» и «Великий дуэт XX века» он рассказал о развитии русского балета от истоков до середины XIX века, а также собрал воспоминания современников о жизни и творчестве танцовщика, народного артиста СССР Юрия Соловьева и звездной паре русского балета — Константине Сергееве и Наталии Дудинской.
Борис Бланков был одним из лучших учеников Николая Зубковского — по словам Татьяны Легат, «прекрасного, самобытного, не похожего ни на кого учителя». Его талант танцовщика в полной мере раскрылся благодаря сотрудничеству с главным балетмейстером Кировского театра Константином Сергеевым. Народный артист СССР Михаил Лавровский оценивал Бориса Бланкова как «блистательного классического танцовщика, обладающего интересной романтической индивидуальностью и замечательной техникой мужского танца». Балетный критик Светлана Сливинская пишет: «Борис Бланков – это принц, а принц в классическом балете – самая главная ценность». На презентации книги «Борис Бланков. Жизнь глазами танцовщика» выступит автор – Борис Владимирович Бланков, а также его друзья, соратники и коллеги. Адрес: Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, 2А
Презентация каталога выставки «Сретение» в Псковском музее-заповеднике Выставка современной псковской иконописи «Сретение» проходила в Доме ремесел с 10 июля по 21 сентября. В ней принимали участие 29 псковских церковных художников. Каталог был составлен при содействии музейных сотрудников - Галицкой Ирины Акиндиновны (старший научный сотрудник отдела фондов Псковского музея-заповедника, хранитель, искусствовед) и Дубровской Марии Александровны (старший научный сотрудник Художественного отдела, искусствовед, куратор выставки "Собор церковного искусства", дизайн... далее »»ер макета каталога). Уникальность каталога в том, что это первое печатное издание, где собраны работы иконописцев, ныне живущих и работающих в Пскове. Поскольку выставка была организована на чистом энтузиазме, без привлечения сторонних ресурсов, то каталог планировалось создать лишь в цифровом формате. Однако, благодаря финансовой поддержке митрополита Тихона стала возможной его печать. Тираж каталога составляет 100 экземпляров, он будет распространён по Псковской епархии, псковским библиотекам и музеям, а также иконописным мастерским других городов и стран.
Презентация книги «Узелки блокадной памяти» в Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда 19 января 2021 года в 14.00 в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда состоится презентация книги журналиста Владимира Желтова. Документальная книга собрана автором из его публикаций в петербургских, российских и зарубежных периодических изданиях с конца 1980-х по 2020 год включительно, а также ранее неопубликованных текстов и документов. Все они написаны или подготовлены к публикации Владимиром Желтовым исключительно на основе личных встреч с участниками событий. ... далее »»>Повествование (в каких-то случаях это интервью, в каких-то монологи) преимущественно идет от первого лица – от лица непосредственных защитников Ленинграда, жителей блокадного города; автор приводит фрагменты ранее не опубликованных воспоминаний хореографа Михаила Бучкина, написанные им на основе личного дневника; воспоминания были обнаружены автором в 2018 году в Кобоне; фрагменты блокадных дневников врача Екатерины Глинской, ученого-нефтехимика Владимира Инчика. Книга состоит из трех глав. Название первой – «Узелки блокадной памяти». Это «узелки памяти» писателей Даниила Гранина, Даниила Аля, кинорежиссера Леонида Менакера, артистов Николая Трофимова, Елены Образцовой, Нины Казариновой, Ларисы Лужиной, Галины Вишневской, Юрия Родионова, Зои Виноградовой, Романа Громадского, Германа Орлова. Это и не менее ценные «узелки памяти» людей, имена которых читателям до прочтения книги ничего не скажут. Во второй главе – «Дыша одним дыханьем с Ленинградом…» – речь идет о жизни ленинградцев в эвакуации. (Воспоминания балерин Наталии Дудинской, Аллы Осипенко, художницы Музы Оленевой, краеведа Инны Селивановой и других). Третья глава – «Когда болит душа…» – посвящена сохранению памяти о ленинградской блокаде. Здесь рассказ и о легендарном музее «А музы не молчали…» в петербургской школе № 235, и о школьном музее Тани Савичевой в городе Надым, на Ямале, о работе поисковиков, об извлечении пиротехником Виктором Демидовым снаряда из собора Воскресения Христова, в народе называемого Спасом на Крови. А также и о случаях постыдного беспамятства, которые, к сожалению, имеют место в нашей жизни. В презентации примут участие автор и его герои – герои книги «Узелки блокадной памяти»; ожидаются художники Муза Дегтярева-Оленева и Борис Семенов, певец Адольф Груздев, педагог Ирина Зимнева; доктор исторических наук Александр Кутузов
Астраханский музей-заповедник выпустит каталог выставки «Золото кочевников» В 2021-м году в свет выйдет подарочное издание, посвящённое эксклюзивной выставке музея-заповедника «Золото кочевников». Тираж издания 500 экземпляров. В него войдут 19 предметов из драгоценных металлов, в том числе и уже ставший легендарным артефакт - голова верблюда из кургана «Богомольные пески». Астраханский музей-заповедник обладает уникальной коллекцией «Золото кочевников» - около 2000 предметов из драгоценных металлов, выполненных искусными мастерами в период с VI в. до н.э. по IV в.... далее »» н.э. Выставка изделий савромато-сарматской культуры – одна из лучших среди собраний музеев Юга России, которое в 2019 году удалось пополнить новыми артефактами из кургана «Богомольные пески». Каталог имеет несколько разделов. Его центральным предметом можно называть гривну (пектораль) со сценами терзаний, IV в. до н.э. Она была найдена в 1984 г. в Енотаевском районе, с. Косика. Артефакт является произведением мастеров, работавших по заказу скифской знати. На основной части гривны изображены грифоны и львы, терзающие быка, оленя и барана; венчают украшение две головы барана, которые разгибаются, что позволяет надевать пектораль на шею. В каталог также включены фалар, наруч, подвески и другие экспонаты. Информация в издании представлена на русском и английском языках. Его обладатели смогут насладиться высокохудожественными снимками, ознакомиться с историей развития общесарматской кочевой культуры, узнать эпоху создания ювелирного изделия, место археологических раскопок. Снимки выполнены фотографом Викторией Тамбаевой, автор дизайн-макета – Екатерина Королёва.
Из серии «Коллекции Государственного литературного музея». Альбом-каталог «Александр Сухово-Кобылин» Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля выпустил новое издание серии «Коллекции Государственного литературного музея». Альбом-каталог «Александр Сухово-Кобылин. Материалы из собрания Государственного литературного музея» представляет собой первый систематизированный свод музейных предметов, связанных с жизнью и творчеством А.В. Сухово-Кобылина и историей его семьи. В собрании ГМИРЛИ хранятся материалы о самом драматурге, о его сестрах — писательнице Евгении Тур и ... далее »»художнице Софье Сухово-Кобылиной, а также о племяннике — историческом романисте Евгении Салиасе. В альбом-каталог вошли творческие рукописи и документы, не публиковавшиеся ранее тексты, прижизненные издания с инскриптами и портреты — живописные и графические, дагеротипы, негативы и фотографии из семейного архива, многие — с дарственными надписями членов семьи, семейные реликвии, иллюстрации. Книга также является опытом биографии архива Сухово-Кобылина и его семьи, она будет интересна как специалистам, так и широкому кругу читателей. Ранее в серии «Коллекции Государственного литературного музея» были выпущены альбомы-каталоги, посвященные Антону Чехову, Афанасию Фету, Ивану Тургеневу, Анне Ахматовой и др. Приобрести книгу «Александр Сухово-Кобылин. Материалы из собрания Государственного литературного музея» и другие издания ГМИРЛИ можно в http://www.goslitmuz.ru/visitors/bookshop/|книжных_магазинах_музея.
Александр Сухово-Кобылин. Материалы из собрания Государственного литературного музея: Альбом-каталог / Составители: Т.Ю. Соболь, Т.В. Соколова; отв. ред. Т.В. Соколова. М.: Литературный музей, 2020. (Серия «Коллекции Государственного литературного музея») 520 стр., 526 ил.
В Суздальском кремле представили книгу «Два века суздальской истории» 1 октября в Крестовой палате прошла презентация новой книги директора Суздальского филиала Владимиро-Суздальского музея-заповедника Аллы Зайковой. Издание рассказывает о двухвековой истории уездного города, известного по всей стране.
Более 40 лет назад Алла Зайкова приехала в Суздаль. Сначала была работа в социальной сфере, затем судьба привела ее в музей. Знакомство с богатым историческим наследием небольшого российского городка выразилось в многочисленных статьях и докладах на конфере... далее »»нциях разного уровня. Каждая тема раскрывала новые стороны жизни суздальцев в XVIII-XIX веках. Постепенно из материалов сложилось единое издание.
Как подчеркивает Алла Зайкова, эта книга написана о Суздале и о суздальцах. Город ей был интересен, в первую очередь, личностями, которые формировали особый уклад жизни, свойственный таким вот небольшим поселениям. В основном, в издании собраны работы, посвященные событиям XVIII и XIX веков. Но три фрагмента рассказывают и о Суздале прошлого столетия: в годы Великой Отечественной войны, во время становления города в качестве туристического центра в 60-е и в момент создания Музея деревянного зодчества. Книга написана доступным языком, пользуется большим спросом в сувенирных магазинах музея и те, кому уже посчастливилось прочитать, назвали ее интересной и долгожданной. Особенно символично, что книга вышла в юбилейный для автора год и в преддверии 1000-летия Суздаля. Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова уверена, что это издание будет востребованным среди экскурсоводов, краеведов, людей, интересующихся подробностями жизни своих предков. Поздравить Аллу Зайкову с выходом книги, в которой собраны результаты 15 лет работы, пришли коллеги по музею и местному отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, друзья и близкие. Все они выразили автору книги слова благодарности за ее неутомимый научный поиск и отметили, что с нетерпением ждут новых историй о замечательном городе Суздале.
Презентация каталога «Илья Остроухов…» Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля Дом И.С. Остроухова в Трубниках 1 октября 2020 г. в 19:00 К выставке «Илья Остроухов: художник, коллекционер, музейщик», см. http://museum.ru/N76151. Каталог выставки «Илья Остроухов: художник, коллекционер, музейщик» стал первым систематизированным сводом музейных экспонатов, связанных с жизнью и творчеством И.С. Остроухова. В нем собраны воедино хранящиеся в разных местах архивные материалы и предметы коллекции... далее »». Каталог дает максимально полное и объемное представление не только о творческом наследии и собранной художником выдающейся коллекции живописи, графики, иконописи, предметов декоративно-прикладного искусства, но и о масштабе личности этого незаурядного человека. Альбом-каталог вводит в научный оборот значительный пласт никогда ранее не публиковавшихся источников. К участию в презентации приглашены авторы статей каталога, сотрудники музеев — партнеров выставки: О.Д. Атрощенко (Государственная Третьяковская галерея), Е.Н. Митрофанова (Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»), Е.Е. Каштанова (Музей-заповедник В.Д. Поленова), Е.В. Гладышева (Государственная Третьяковская галерея), Н.В. Ильина (Государственная Третьяковская галерея), а также Н.Ю. Семенова, исследователь, автор книги «Илья Остроухов. Гениальный дилетант». Ведущая: Ольга Львовна Залиева, ведущий научный сотрудник ГМИРЛИ, куратор выставки, составитель альбома-каталога Стоимость билета: 200 руб. (полный), 150 руб. (льготный), бесплатно до 16 лет В стоимость билета входит осмотр выставки. Необходима предварительная запись через Информационный центр: +7 495 695-53-08 / ex@goslitmuz.ru. При входе на территорию музея необходимо использовать средства индивидуальной защиты (маски, перчатки), а также соблюдать социальную дистанцию. Москва, Трубниковский пер., 17, стр. 1 +7 495 695-46-18
Презентация книги Вячеслава Никитина «Состязание с бурей. Финская радиоразведка против СССР» 23 сентября в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда состоялась презентация книги Вячеслава Никитина «Состязание с бурей. Финская радиоразведка против СССР». Книга посвящена малоизвестным страницам истории создания и деятельности одной из наиболее совершенных финских спецслужб. Затронуты вопросы взаимодействия финской радиоразведки с разведслужбами США, Великобритании, Японии, Германии и других государств. Книга включает в себя также уникальную информацию о сист... далее »»емах шифрования РККА в 1918-1944 гг. и снабжена большим количеством иллюстративного материала. Значительная часть сведений публикуется на русском языке впервые. В работе использованы документы и фотографии из собраний Национального архива Финляндии (Kansallisarkisto), фотографического архива Оборонительных сил Финляндии (SA-kuva), архива Агентства Национальной безопасности США (National Security Agency, TICOM & FOIA Special Collection), Военного архива Швеции (Krigsarkivet), архива Военного музея Эстонии (Eesti Sojamuuseum) и материалы частных коллекций. Никитин Вячеслав Вячеславович, кандидат технических наук, автор книг «Выборгский гамбит» (2013), «Пылающие города» (2015), «Финская армия: русский след» (2017), «Suomen armeijan venalainen perinto» (2018), «Сяккиярви-Кондратьево» (2012 - первое издание, 2018 - второе издание), «Состязание с бурей» (2020).
Презентация альбома "Офорты Веры Матюх" в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме 14 сентября в Музее Анны Ахматовой состоялась презентация альбома "Офорты Веры Матюх", подготовленного искусствоведом Николаем Кононихиным и издателем Кириллом Авелевым при поддержке коллекционера Игоря Суханова (ДК Громов). Альбом включает оригинальные офорты, отпечатанные с авторских досок Веры Матюх, случайно найденных Петром Порай-Кошицем, внуком художника, в старом сарае на комаровской даче. Из двух тяжелых свертков лишь на части досок просматривался рисунок, многие были стерты, другие ... далее »»окислились, и офортный рисунок покрыла серая пелена эмульсии. Но даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что несколько досок имеют большое художественное и историческое значение - речь идет о работах "Разделывают тушу" (1941) и Казанском цикле офортов, выполненном в годы эвакуации. Потребовалась тщательная реставрация досок, выполненная печатником Александром Михайловым, кропотливая исследовательская работа искусствоведа Николая Кононихина по атрибуции и датировке, включая сравнительный анализ довоенных офортов с современными оттисками, чтобы издание альбома Веры Матюх оказалось возможным. Спустя восемьдесят лет после их создания, цинковые доски получили второе рождение. Вера Федоровна Матюх (1910-2003) родилась и до 13 лет прожила в Берлине. В СССР впервые приехала 1923 году. Матюх впитала традиции русского авангарда из первых рук: конструктивизм от Василия Ермилова в годы учебы в Харькове, взгляды Филонова и Малевича - от Павла Кондратьева, технику гравюры и офорта - от Елизаветы Кругликовой, пластику литографии - от Георгия Верейского и Николая Тырсы. Альбом состоит из пяти эстампов, отпечатанных с оригинальных досок тиражом 40 нумерованных экземпляров, первые 10 комплектов включают три дополнительных гравюры, не вошедшие в основной альбом.
В Сарапуле презентовали книгу об эвакуации музейных ценностей из Ленинграда Важное событие в год 240-летия статуса города Сарапула и 75-летия Великой Победы состоялось в минувшую субботу, 5 сентября, в Сарапульском музее-заповеднике. На торжественную презентацию издательского проекта «Сарапул. Особый груз» собрались первые лица Сарапула, депутаты Государственного совета Удмуртской Республики и Сарапульской городской Думы, представители Национального музея Удмуртской Республики имени Кузебая Герда, социальной сферы города и общественность. В год 75-летия Победы в Ве... далее »»ликой Отечественной войне в Сарапуле по инициативе Сарапульского музея-заповедника подготовлено первое наиболее полное собрание уникальных материалов, раскрывающих подробности спасения музейных ценностей из Ленинградских пригородных дворцов-музеев и музеев города Ленинграда в 1941 – 1945 годах. Печатное издание «Сарапул. Особый груз» вышло в свет при всесторонней поддержке Администрации города Сарапула, министерства культуры Удмуртской Республики и Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН. В проекте приняли участие 7 крупнейших федеральных музеев России: «Петергоф», «Гатчина», «Павловск», «Царское село», Исаакиевский собор, Русский музей и Государственный музей истории Санкт-Петербурга. – Я рад, что традиции запечатления важных исторических моментов, иногда неизвестных широкому кругу, продолжаются в городе и все больше людей интересуются историей нашего города, – обратился глава города Сарапула Александр Ессен. – Когда 20 лет назад посещал Петергоф с экскурсией был приятно удивлен, с какой теплотой экскурсовод говорил о военном времени и о том, что большая часть коллекции в те годы хранилась в городе Сарапуле и этому уделяется особая страница. Сегодняшнее издание – это большой подарок городу в год 75-летия Великой Победы. Призываю всех изучать историю нашего города и любить наш город. Издание структурировано в 9 глав, состоящих из отдельных очерков материалов, включивших результаты научных изысканий исследователей двух регионов: Удмуртии и Санкт-Петербурга, документальные источники, комментарии, воспоминания, дневниковые записи, показывающие во всех подробностях важность и исключительность этой истории. Настоящим украшением книги являются фотографические изображения музейных экспонатов: мемориальных предметов и памятников искусства и быта, шедевров мировой живописи, находившихся в эвакуации в Сарапуле и вернувшихся после войны в родные стены. Многие из опубликованных документов, фотографий, сведений ранее не были доступны широкой аудитории. – В год 75-летия Победы вышла книга, которую мы по праву можем назвать памятником, – отметила Людмила Бехтерева, заместитель директора Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН. – Это памятник той героической эпохе, о которой мы не должны забывать никогда. Это памятник музейному братству, благодаря которому сегодня мы можем видеть, созерцать и прикасаться к тому историческому наследию, посмотреть на которое приезжают миллионы людей со всей планеты. И конечно, это памятник маленькому городу на Каме, Сарапулу, который совершенно неслучайно в 1936 году Советом народных комиссаров СССР был определен эвакуационной базой Ленинградских музеев. И как жизнь показала, это было правильное решение поскольку, действительно все, что сюда было привезено очень бережно, трепетно и с любовью сохранялось и возращено обратно в декабре 1945 года. Я уверена, что книга станет стимулом для новых научных изысканий. Тираж книги составил 1000 экземпляров. Первые экземпляры в ходе торжественной презентации вручили главе города Сарапула, редакционной коллегии и организационному комитету праздника города. Издание также было передано в библиотеку Национального музея Удмуртской Республики и Управлению по делам архивов Администрации города Сарапула. Сарапульский музей-заповедник выражает благодарность всем участникам издательского проекта и надеется, что книга, включившая подлинные документальные источники, фотодокументы, воспоминания и хронику событий будет интересна не только научному сообществу и исследователям, но и широкому кругу читателей. Приобрести печатное издание «Сарапул. Особый груз» можно в кассах музейного комплекса. Следующая презентация книги пройдет в рамках фестиваля «Город НАДЕЖДЫ», 18 сентября в 16:00. Приглашаем всех желающих стать участниками исторического события!
Презентация книги «Чувство острова» в Музее истории ГУЛАГа 17 сентября, четверг, 19:30 «Чувство острова» – сборник биографических историй об острове Сахалин – места, где развернулась многолетняя борьба за ресурсы, и эта борьба перевернула жизнь людей, оказавшихся в «радиусе поражения», лишив их дома, места промыслов, а иногда и жизни. Вы услышите истории о том, как звезда японской сцены подружился с сахалинской полицией, как пленный японец воспитывал советскую девочку-сироту и как корейцы, «запертые» на острове, стали первыми предпринимателями С... далее »»ахалина. Книгу, изданную институтом Фонда «Общественное мнение», представят авторы - участники проекта «Заповедник»: социолог Екатерина Кожевина, культуролог Мария Перминова, искусствовед Лидия Жур и социолог Лев Калиниченко. Проект «Заповедник» был открыт в Фонде «Общественное мнение» в 2016 году. ФОМ – одна из крупнейших российских компаний, занимающихся социологическими исследованиями. Проект предлагает отправиться в виртуальное путешествие по России за пределы столиц, где достопримечательности – это не только природные или архитектурные объекты, а люди, их образ жизни, традиции, память и стереотипы. http://gmig.ru/events/prezentatsiya-knigi-proekta-zapovednik-fom-chuvstvo-ostrova/?need_event=1|Регистрация
Вышел из печати третий «Пастернаковский сборник» В издательстве «Литературный музей» вышло собрание статей и исследований, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака: «Пастернаковский сборник — III: статьи, публикации, воспоминания». Как и предыдущие два сборника, выпущенные в 2011 и 2013 году издательством Российского государственного гуманитарного университета, «Пастернаковский сборник — III» содержит статьи, исследования, публикации и биографические материалы, которые представляют интерес не только для историков литературы и филологов, но и... далее »» для всех, интересующихся творчеством Бориса Пастернака и историей русской литературы ХХ века. Авторами статей выступили современные исследователи творчества поэта, среди них сотрудники отдела ГМИРЛИ «Дом-музей Б.Л. Пастернака»: Галина Лютикова, Елена Лурье, Анна Кознова. Большинство работ публикуются впервые, представлены вновь открытые документы. Составители: Е.В. Пастернак, А.Ю. Сергеева-Клятис, И.А. Ерисанова, Е.Б. Лурье. Издание можно приобрести в музейных книжных магазинах: в Доме И.С. Остроухова в Трубниковском переулке и Доходном Доме Любощинских — Вернадскихна Зубовском бульваре.
Презентация книги «Первое слово правды» в Музее истории ГУЛАГа 25 февраля (вторник, 19:00) в Музее истории ГУЛАГа пройдет презентация книги «Первое слово правды» с участием историков Галины Ивановой, Сергея Прудовского и Олега Хлевнюка. В книге опубликован текст доклада «комиссии Поспелова» (1956 г.) с научными комментариями, а также впервые предпринято факсимильное воспроизведение подлинника доклада и ряда других документов эпохи Большого террора. В настоящее время подлинник доклада хранится в Российском государственном архиве социально-политической ис... далее »»тории. В презентации примут участие известные российские историки Г.М. Иванова, С.Б. Прудовский, О.В. Хлевнюк. С позиций современного научного знания они затронут конкретно-исторические проблемы общественно-политической жизни советского общества, связанные с работой «комиссии Поспелова» и подготовкой «секретного» доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС. В презентации участвуют: Галина Иванова – доктор исторических наук, заместитель директора Музея истории ГУЛАГа по научной работе Сергей Прудовский – историк-исследователь Олег Хлевнюк – доктор исторических наук, профессор МГУ и ВШЭ, ведущий научный сотрудник Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий. Бесплатно. 12+ http://gmig.ru/events/prezentatsiya-novoy-knigi-pervoe-slovo-pravdy-izdannoy-muzeem-istorii-gulaga-sovmestno-s-rgaspi/|Регистрация
Вышел в свет альбом «Исаакиевский собор в фотографии. Вторая половина XIX– начало XX века» Вышел в свет альбом «Исаакиевский собор в фотографии. Вторая половина XIX– начало XX века» Это результат сотрудничества ряда отечественных и зарубежных библиотек, архивов и частных коллекционеров: Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», РОСФОТО, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (Санкт-Петербург), Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Государственный музей истории Санкт... далее »»-Петербурга, Управление королевской коллекции (Лондон), Королевская обсерватория Эдинбурга, Институт истории материальной культуры Российской академии наук, Российская национальная библиотека, Рейксмузеум, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Государственный музей политической истории России, П. Хорошилов, О. Плюшков, К. Кузьмичев, А. Классен, А. Аадеев, В. Елкин. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» и Государственный музейно-выставочный центр «РОСФОТО», инициировавшие этот большой историко-художественный проект, с помощью издательства «А–Я», представляют публике издание, в котором помещены почти 140 редчайших фотографий, из которых многие публикуются впервые. Руководитель проекта и научный редактор издания – Ю.В. Мудров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», почетный член Российской академии художеств. Автор проекта и составитель – А.В. Максимова, директор выставочных и издательских программ РОСФОТО. В книге-альбоме помещены статьи Ю.В. Мудрова, А.В. Головановой, К.В. Кузьмичевой. Уникальный альбом вышел на русском и английском языках.
Вышел в свет сборник документов "Петергоф в Великой Отечественной войне: 1941-1945" Вышел в свет сборник документов "Петергоф в Великой Отечественной войне: 1941-1945", издание которого приурочено к Году памяти и славы. В сборнике представлено более 500 документов из 22 архивохранилищ России, Украины, США, Германии, Финляндии. Подобное комплексное научное издание осуществляется музеем впервые. Двухтомная книга включает в себя разделы, посвященные вопросам эвакуации музейного имущества, боевым действиям на территории Петергофа и его оккупации немецкими войсками, первым мероп... далее »»риятиям по восстановлению дворцово-паркового ансамбля после освобождения. В сборник вошли редкие фотографии из государственных и личных архивов, многие из которых публикуются впервые. Издание готовилось сотрудниками музея-заповедника в течение нескольких лет. Презентация сборника документов «Петергоф в Великой Отечественной войне: 1941-1945» состоится 14 февраля в 17:00 в Европейском университете (Гагаринская ул., д. 6/1, А, Санкт-Петербург). Аккредитация до 13:00 12 февраля (просьба прислать паспортные данные и контактный телефон на адрес: pr@peterhofmuseum.ru)
Презентация книги «Усадьба и дача в русской литературе XIX–XXI вв.» 4 февраля 2020 г. в 16:00 в Доме И.С. Остоухова в Трубниках (отдел ГМИРЛИ имени В.И. Даля) состоится презентация книги доктора филологических наук О.А. Богдановой «Усадьба и дача в русской литературе XIX—XXI вв.: топика, динамика, мифология» (М.: ИМЛИ РАН, 2019). В книге впервые представлена панорамная картина российского литературного «усадьбоведения» в теоретическом и конкретно-текстуальном осмыслении. В основу исследования положена ключевая для литературоведческого освоения феномена русск... далее »»ой помещичьей усадьбы категория «усадебного топоса». Обобщающий характер монографии обусловил хронологическое рассмотрение обращений к усадьбе и даче в русской литературе XIX—XXI вв. В разделе, посвященном русской классике, в первую очередь анализируются усадебные тексты Ф.М. Достоевского как писателя, оказавшего бесспорно определяющее влияние на проблематику и поэтику литературы Серебряного века и в то же время почти неизученного в аспекте усадебно-дачной тематики. Основное внимание в книге уделено первой трети XX в. как времени создания «усадебного мифа» и начала осознания выдающейся роли «усадебной культуры» в России, прерванного на долгие советские десятилетия. Возрождению и модификациям усадебно-дачной темы в постсоветскую эпоху посвящен последний раздел монографии. Ведущий: П.Е. Фокин. Вход свободный Москва, пер. Трубниковский, 17 +7 495 695-46-18
Презентация книги "Архитектурный атлас Гатчины до 1917 года" 14 февраля в 16.00 в Государственном историко-художественном дворцово-парковом музее-заповеднике "Гатчина" состоится презентация книги А. Белик "Архитектурный атлас Гатчины до 1917 года". В атласе представлены чертежи, планы построек города Гатчина, хранящиеся в фондах музея и Российском государственном историческом архиве. В подготовке издания участвовали научные сотрудники музея-заповедника "Гатчина" Астаховская С.А., Рыженко И.Э., Фарафонова А.Н. Для участия в презентации необходимо ... далее »»зарегистрироваться: на электронный адрес vhod@gatchinapalace.ru отправить ФИО, телефон, e-mail, место работы. Вход для публики осуществляется с 15.30. Презентация состоится на 3 этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца
Представление книги «Блокадные после» в Музее Анны Ахматовой Ко Дню снятия блокады Ленинграда 24 января 18:30 Культуролог и авторитетный исследователь ленинградской блокады Полина Барскова инициировала размышления о посткатастрофическом состоянии Ленинграда и ленинградцев. Сборник посвящен изучению послеблокадного момента в культуре и истории. Его авторы задаются вопросами: как воспринято было окончание блокады? когда наступил (и наступил ли) ее конец? происходящее в городе и в людях после блокады не есть результат блокады? что такое «блокадная па... далее »»мять»? Темы, поднятые в книге: сложнейшая творческая и биографическая коллизия – «разрыв» между Ахматовой и ее городом и мучительная попытка восстановления их отношений; ощущение травматической материальности послеблокадного мира поэта Ольги Берггольц и философа Якова Друскина; разврат, произведенный блокадой в душах «привилегированных» детей бонз блокадного города; «ритуальная» казнь немцев как неясный символ; историческая урбанистика Анатолия Каплана; различные версии «архитектуры памяти»; чувство стыда и одиночество выжившего. В вечере принимают участие авторы статей: Вадим Басс, Наталья Громова, Валерий Дымшиц, Никита Елисеев, Алексей Павловский, Татьяна Позднякова, Нина Попова, Валерий Шубинский. Составитель и автор вступительной статьи Полина Барскова. Ведет встречу Наталия Соколовская. Издательство АСТ. Москва, 2019.
прислайте имеющиеся в электронном виде сборники, статьи для помещения в раздел
Словарь
Вещевые источники - тип музейных предметов. Представляют собой рукотворные предметы утилитарного назначения. Виды В.и. подразделяются по материалу изготовления (металл, дерево, стекло, ткани и т.д.) и функциональному назначению (нумизматика, оружие, мебель и т.д.).
Зоны охраны памятников - территории с определенными законом правилами использования, ограничивающими на них различную деятельность с целью сохранения памятников истории и культуры. Включают в себя: охранную зону, зону регулирования застройки, зону охраняемого ландшафта, зону охраняемого культурного слоя, каждая из которых имеет свое назначение, предусматривает специфические ограничения и допущения при использовании.
Изобразительные источники - тип музейных предметов, информация которых зафиксирована в предметах и видах изобразительного искусства, киноискусства, фотодокументах, графических документах.
Коллекция музейная - часть предметов основного фонда, представляющая собой группу музейных предметов, сформированную по одному или нескольким признакам (по типам источников, происхождению, функциональному назначению и т.д.).
Культурно-образовательная деятельность является важным компонентом музейной коммуникации и одним из ведущих направлений музейной работы, в котором реализуется образовательно-воспитательная функция музея. Осуществляется в непосредственном контакте с музейной аудиторией в музее и вне музея. Теоретическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика. Термин "культурно-образовательная деятельность" получил распространение в отечественном музейном деле с начала 1990-х; до этого использовались определения "культурно-просветительская работа", "массовая политико-просветительная работа", "научно-просветительная работа".
Музеи-заповедники - статус, присваиваемый музеям под открытым небом, обладающим особой ценностью. Музеи-заповедники создаются на основе территорий, ансамблей, комплексов и отдельных памятников истории, культуры, природы. В настоящее время понятие в повседневной жизни широко применяется в качестве синонима музея под открытым небом. Сегодня музеи-заповедники - динамично развивающаяся группа музеев, число которых, а также разнообразие входящих в их состав объектов непрерывно растут. Отдельные музеи-заповедники по формам деятельности и характеру взаимодействия человека и среды приближаются к экомузеям.
Музейный предмет - предмет, имеющий установленную ценность (научную, историческую, художественную) и музейное значение, изъятый из среды бытования, научно и технически обработанный и включенный в состав музейного собрания.
Макет - объемное воспроизведение объекта, который, как правило, не может быть помещен в музейную экспозицию по той или иной причине (является действующим объектом, крупногабаритным объектом, утрачен и т.п.). Макет выполняется в определенном масштабе и воспроизводит подлинник с некоторой долей условности. Для военно-исторических музеев особенно характерны макеты сражений (Государственный мемориальный музей А.В. Суворова в Петербурге, Военно-исторический музей-заповедник "Куликово поле").
Мемориал - архитектурный ансамбль, воздвигаемый в память об историческом событии, реже - о выдающейся личности, и включающий, как правило, архитектуру, малые архитектурные формы, монументальную скульптуру, живопись, садово-парковую архитектуру. Часто соединен с музейной экспозицией (Музей-панорама "Сталинградская битва" в Волгограде, Мемориальный комплекс "Хатынь" в Белоруссии). Как правило, мемориалы возводятся в памятном месте.
Музей-корабль - корабль, превращенный в объект музейного показа и имеющий статус самостоятельного музея или входящий в состав какого-либо музея. На музее-корабле, как правило, сохраняется или восстанавливается техническое оборудование (в случае военного корабля - также вооружение) и обстановка, дающая представление о жизни команды и пассажиров. Экспозиция дополняется материалами по истории корабля, связанных с ним личностей и т.п. На наиболее крупных кораблях-музеях разворачивается целый комплекс исторических, естественнонаучных, научно-технических, художественных экспозиций. Первым музеем-кораблем в истории музейного дела России стал крейсер "Аврора", музеефицированный в 1956 г. В настоящее время в разных регионах РФ находится целый ряд музеев-кораблей, созданных на основе музеефикации военных и гражданских судов: подводные лодки С-56 (Владивосток), Д-2 "Народоволец" (Санкт-Петербург), Б-412 (Калининград), пароход "Святитель Николай" (Красноярск), научно-исследовательские суда "Витязь" и "Космонавт Виктор Пацаев" (Калининград), и др.
Музей-памятник - тип музеев, создаваемый на основе отдельных памятников истории и культуры. Как правило, возникают в результате музеефикации единичных и комплексных памятников (Подводная лодка Б-413 в Калининграде). Музеями-памятниками также являются музеи, возникшие на основе архитектурных сооружений, воздвигнутых в память исторических событий или лиц (Музей-памятник "Защитникам перевалов Кавказа").
Музей-панорама - музей, включающий в качестве основного элемента панораму - круговое живописное произведение, совмещенное с передним предметным планом. В основном, посвящены событиям военной истории.
Раритет - предмет, ценность которого определяется в первую очередь его редкостью. В современном музееведении термин "раритет" употребляется главным образом для обозначения предметов, существующих только в нескольких экземплярах (например, первопечатные книги). В отличие от типового предмета, существующего в единственном числе - уникума.
Реликвия - особо чтимый мемориальный предмет, связанный, как правило, с событиями или персонами, сыгравшими особо важную роль в истории народа, государства, религии. Хранящиеся в российских военно-исторических музеях реликвии являются памятниками ратной славы России, предметами, связанными как с именами великих полководцев, так и личностями простых, часто безвестных воинов, если эти предметы олицетворяют собой героизм, особое мужество и стойкость духа русского народа.
Научно-вспомогательные материалы используются для раскрытия информационного потенциала музейных предметов, их изучения и интерпретации: это карты, схемы, чертежи, диаграммы, таблицы и т.п. Новый тип научно-вспомогательных материалов - материалы на электронных носителях. В составе музейного собрания образуют фонд научно-вспомогательных материалов, в который включаются также воспроизведения музейных предметов. В экспозиции выступают в качестве экспонатов; особенно широко используются при создании тематических экспозиций.
Научно-исследовательская деятельность - одно из основных направлений музейной деятельности, важнейшая составляющая музейной работы. Результаты научных исследований музея определяют уровень его научно-фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.
Памятники природы - движимые и недвижимые объекты природы, имеющие научно-познавательное и воспитательное значение.
Памятники истории и культуры - движимые и недвижимые материальные объекты, имеющие научную, историческую, художественную ценность. Подразделяются на 4 основные группы: памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства. Охраняются государством в соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (1976).
Памятное место - территория, связанная с историческими событиями, именами выдающихся деятелей или же место, на котором находился утраченный памятник истории и культуры. Охраняются в качестве памятников истории. Нередко памятные места отмечаются мемориальными досками.
Письменные источники - тип музейных предметов, информация которых зафиксирована посредством письменных знаков. П.и. подразделяются по содержанию, происхождению, способу воспроизведения, а также по типам и видам. В музее классифицируются по формальному признаку: рукописи, книги, бланки, газеты и т.д.
Собрание музейное - совокупность музейных предметов основного фонда, а также материалов научно-вспомогательного, библиотечного, архивного фондов, научно сформированная и обработанная.
Фонды музея - часть музейного собрания, представляющая собой совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
Экспонат - предмет, выставленный для обозрения. К экспонатам относятся помещенные на экспозицию музейные предметы, воспроизведения, научно-вспомогательные материалы.
Уникум - единственный в своем роде предмет, своеобразный и неповторимый, отличающийся особой художественной, научной, исторической ценностью. Разновидность уникума составляет особо ценимые мемориальные предметы и реликвии. Уникумом может именоваться предмет, отражающий типичное явление, но сохранившийся в единственном числе (или один из немногих сохранившихся).