Презентация фотоальбома "Божьей реки народ"в Сургутском краеведческом музее 26 апреля 2018 г. в 18.30 ч. в рамках проекта «Авторский четверг» Сургутский краеведческий музей представляет новое издание – фотоальбом «Божьей реки народ». Основа альбома – фотоочерки, которые рассказывают о жизни ханты, называющих себя «Торум яун ях» – «Божьей реки народ». Их культура отличается богатством и разнообразием, сочетанием традиционных форм с элементами модернизации быта и хозяйствования. Фотографии, вошедшие в издание, сделаны в ходе полевых этнографических исследований музея ... далее »»2004-2017 гг. членом Союза фотохудожников России Александром Заикой. Сопроводительные очерки подготовлены кандидатом культурологии, этнографом Т.А. Исаевой. Книга выполнена на русском и английском языках и вышла в свет при поддержке регионального отделения Российского географического общества в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре
Ждем вас по адресу: ул. 30 лет Победы, 21/2, Музейный центр, 2 этаж. Телефон для справок: 23-85-66 Вход свободный. Сайт: http://skmuseum.ru
Презентация издания «Атлас крепости Брест-Литовск в Музее артиллерии 20 апреля 2018 г. в 12.00 в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи состоится презентация издания «Атлас крепости Брест-Литовск: Том 3. Фортовый период (1876-1915)» и электронной базы данных «Наследие Брестской крепости». География крепостей Российской империи, построенных в XIX веке, сегодня охватывает территорию нескольких стран. Однако источники исторических знаний об этих объектах хранятся преимущественно в России. Ситуация, когда наследие находится в одних с... далее »»транах, а архивные материалы – в других, указывает на необходимость совместных научных проектов для изучения и сохранения историко-культурного наследия. В результате архивных исследований, осуществленных Фондом развития Брестской крепости (Беларусь) в музеях и архивах России в 2015-2017 гг., в Беларусь впервые привезены материалы, предназначавшиеся ранее исключительно для глаз высшего руководства армии Российской империи.
«Атлас крепости Брест-Литовск: Том 3. Фортовый период (1876-1915)» – результат международного проекта «Инвентаризация и документация крепости Брест-Литовск». Осознавая важность системного подхода к изучению наследия, на первом этапе Фонд провел инвентаризацию крепости в границах валов (2013-2014 гг.), а на втором (2015-2017 гг.) – уделил внимание истории строительства и модернизации фортовых укреплений. Детально изучены архивные документы и первоисточники, описывающие переход крепости от бастионного к фортовому периоду. Эта работа позволила представить Брестскую крепость как единый комплекс укреплений бастионного типа ХIХ в. с двумя поясами фортов XX в. В дальнейшем запланировано издание томов, отображающих историю строительства крепости и историю старого города.
В издание 3-го тома атласа вошли редкие материалы из Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи и Центрального государственного архива кинофотофонодокументов г. Санкт-Петербурга, Российского государственного военно-исторического архива, Национальной библиотеки Польши, ГУ МК «Брестская крепость-герой» и частной коллекции, большинство из которых публикуются впервые.
Подробнее ознакомиться с результатами международного проекта и увидеть наследие крепости на исторических материалах и современных художественных снимках можно с помощью базы данных «Наследие Брестской крепости», размещенной на сайте www.brestdatabase.by.
Несмотря на всемирную известность и связь с историей России, Беларуси и Польши, Брестская крепость остается малоизученным объектом историко-культурного наследия мирового уровня. В своей рецензии к атласу доктор исторических наук, Сергей Пивоварчик, отметил: «Атлас – первое научное издание по истории крепости Брест-Литовск. Его уникальность заключается в раскрытии двух важных периодов крепости на основе масштабных инвентаризационных работ и анализа обширного массива документальных источников, впервые вводимых в научный оборот. Если учесть, что только в Российском государственном военно-историческом архиве г. Москвы в фонде 13126 «Брест-Литовская крепость и подчиненные ей войсковые части и учреждения» содержится 5972 единицы хранения, то можно представить объем работы, который провел автор-составитель по выявлению, анализу и подготовке к печати материалов».
С какими вызовами сталкиваются белорусские и российские исследователи в изучении фортификационного наследия? Почему Брестская крепость важна для международного сотрудничества российской и белорусской сторон? Каковы перспективы сотрудничества в исследовательской сфере, создании совместных проектов и выставок? Как «Атлас крепости Брест-Литовск» может помочь исследователям, специалистам по наследию и туризму, музеологам и реставраторам? Для чего создана электронная база данных brestdatabase.by и как можно участвовать в её развитии? – Эти вопросы организаторы приглашают обсудить представителей музейного, научного и профессионального сообщества на презентации.
Организаторы: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург, Россия), Фонд развития Брестской крепости (г. Брест, Беларусь).
Участники презентации: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи: Крылов Валерий Михайлович – директор музея, доктор исторических наук, профессор, академик РА РАН. Сергей Владимирович Ефимов – Заместитель директора музея по научно-просветительской и выставочной работе. Фонд развития Брестской крепости: Инна Прилежаева – директор фонда, исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры (г. Москва). Владимир Орлов – автор-составитель атласа, эксперт фонда по историко-архивным исследованиям, руководитель Центра военного наследия Литвы, автор и соавтор книг «История Ковенской крепости», «Фортификация XX века в Литве», Атласа Ковенской крепости (г. Каунас). Алина Деревянко – координатор проекта, заместитель директора по проектам (г. Брест).
Партнеры проекта: Ассоциация менеджеров культуры (г. Москва), ГУ «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» (г. Брест). Издание атласа стало возможным при поддержке Посольского фонда CША по сохранению культурного наследия и Посольства Соединенных Штатов Америки в Республике Беларусь, отеля «Эрмитаж», при участии учредителей Фонда развития Брестской крепости и лично Микулика В.А.
Фонд развития Брестской крепости — некоммерческая организация, созданная в сентябре 2013 г. Фонд объединяет усилия международных экспертов в области изучения наследия Бреста и Брестской крепости, инициирует архивные исследования, способствует популяризации истории в новых современных форматах, работает с дигитализацией знаний, а также содействует консолидации и развитию сообщества людей, заинтересованных в сохранении наследия. Подробнее о деятельности Фонда на сайте www.brestheritage.by.
Заявку на участие в презентации можно оставить по телефону: + 375295544017 либо зарегистрировавшись на brestfondproject@gmail.com (ФИО, организация, контакты.
Государственные деятели России глазами современников. Презентация новой книги "Петр Первый" Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме Малый зал 26 апреля, 18:30 Петр Первый Презентация новой книги из серии "Государственные деятели России глазами современников" Составитель, автор вступительной статьи и примечаний Яков Гордин Издательство "Пушкинского фонда", 2018 год "Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальной фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее..." - писал 170 лет назад о Петре историк М.П... далее »». Погодин. Эти слова актуальны и сегодня, особенно если прибавить к ним: "…и на настоящее". Ибо мы живем в государстве, основы которого заложил первый российский император. Мы - наследники культуры, импульс к развитию которой дал именно он. Он сделал Россию первоклассной военной державой, поставил перед страной задачи, соответствующие масштабу его личности, и мы несем эту славу и это гигантское бремя. Однако в петровскую эпоху уходят и корни тех пороков, с которыми мы сталкиваемся сегодня, прежде всего корыстная бюрократия и коррупция. В книгу, продолжающую серию "Государственные деятели России глазами современников", включены воспоминания, дневники, письма как русских современников Петра, так и иностранцев, побывавших в России в разные года его царствования. Читатель найдет здесь тексты, не воспроизводившиеся с ХIХ - начала ХХ вв. Цель и смысл издания - дать объективную картину деятельности великого императора на фоне его эпохи, представить личность преобразователя во всем ее многообразии, продемонстрировать цельность исторического процесса, связь времен. Вечер ведет Яков Гордин. Стоимость билета 120 р. (льготный 60 р.)
Презентация книги «Море Лаптевых» 22 апреля (воскресенье) в 15.00 в культурном центре «Дом Озерова» в рамках проекта «Литературная гостиная» состоится презентация книги стихотворений Татьяны Кондратовой «Море Лаптевых».
Татьяна Кондратова – филолог, поэт и прозаик, член Московского отделения Союза писателей России. Автор живет в Коломне, посвятила много лет педагогическому труду на кафедре литературы Коломенского пединститута (ныне ГСГУ), сейчас преподает русскую и китайскую литературу на восточном отделении Института и... далее »»ностранных языков Московского городского педагогического университета.
Татьяна Кондратова представляет книгу, которая пронизана тонким лирическим чувством, ни одно из стихотворений не оставит читателя равнодушным Название книги метафорично, ведь под одной обложкой оказались не только серьёзные раздумья автора о жизни, её смысле, об истории и современности, о любви и непонимании, но и ироничные, смешливые «стишата», тексты песен и песенок, написанные в последние годы. Много всего разного: одним словом, море Лаптевых.
В программе презентации выступление автора, гостей из Москвы – поэтов Михаила Кукулевича и Марины Котовой, а также талантливых коломенских молодых авторов и исполнителей – Натальи Красюковой, Марии Тюльпиной, Анастасии Солдаткиной, Екатерины Львовой и др. Частью программы будут музыкальные номера, подготовленных совместно с Александром Кондратовым.
Приглашаем всех любителей поэзии, авторской песни и просто всех друзей 22 апреля в 15.00 в культурный центр «Дом Озерова».
Это второй сборник (тираж всего 100 экземпляров) филолога и поэта Евгении Звонаревой, пишущей под псевдонимом "Соня Чулкова".
Открывая свой первый сборник (2016 г.), автор в иронической манере представлял себя "внимательному читателю": "Соня … замкнута в кругу привычных тем: поэт и чернь. Поэт и власть, поэт и деньги. Поэт и творчество. С... далее »»тихи являются плодом необыкновенной по своей глубине страданий…"
Сборник 2017 года сделан в традициях авторской рукописной книги Серебряного века. С поэтом работали художники Григорий Кацнельсон и Екатерина Ефимик. Издательство: артель художников "Неправильная Книга" (Artists Collective Wrong Book). Стихи из книги читает автор. Стоимость билета 120 р. (льготный 60 р.)
Презентация монографии "Искусство скульптуры в ХХ-XXI веках: мастера, тенденции, проблемы" Государственный институт искусствознания Научный совет по историко-теоретическим проблемам искусствознания Отделения историко-филологических наук Российской академии наук 12 апреля 2018 года (четверг) в 16.00 в Научной библиотеке Государственного института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации состоится презентация коллективной монографии "Искусство скульптуры в ХХ-XXI веках: мастера, тенденции, проблемы" (М.: БуксМАрт, 2017; 2-е изд. 2018; 632 с., около 400 ц... далее »»ветных и тоновых илл.; издание осуществлено при поддержке РФФИ). Книга является масштабным коллективным исследованием, специально посвященным развитию искусства скульптуры в ХХ-ХХI веках. Авторы анализируют широкий круг вопросов истории отечественной и зарубежной пластики прошедшего столетия: истоки скульптуры Новейшего времени, этапы и тенденции ее развития; творчество ряда ведущих мастеров ХХ столетия; новые принципы пластического мышления; новые материалы и технологии; взаимодействие скульптуры с другими видами искусства, методологические проблемы ее изучения. В книге приняли участие более 60 специалистов из ведущих российских музеев (Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан), ведущих научно-исследовательских институтов и университетов (Государственного института искусствознания МК РФ, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского педагогического университета им. А.И. Герцена, Уральского федерального университета им. Первого президента России Б.Н. Ельцина) и ряда других музейных, научных и образовательных учреждений. Вход на презентацию свободный Адрес: Москва, Козицкий пер, д. 5; справки по тел. 8 926 564 12 96.
Галина Самусенко — автор, представлять которого приятно и легко, ведь это имя уже на слуху у многих. Её произведения публиковались в литературном ежегоднике «Коломенский альманах», международном литературно-художественном альманахе «Серебряный дождь», международном литературном журнале «Союз писателей» и множестве поэтических сборниках. Он... далее »»а является автором сборников стихов «Живые картинки» (2011 г.), «На скамейке у старой стены» (2013 г.), «Незамысловатые сюжеты» (2014 г.), «Под сенью старых башен» (2015 г.), «Такая разная жизнь» (2016 г.), «По волнам памяти скользя…» (2017 г.).
Книги писательницы ждут с неослабевающим интересом, — в том числе благодаря разносторонности её таланта: никогда не угадаешь заранее, чем Галина порадует аудиторию на этот раз: стихами? Прозой? Публицистикой? В каждом из амплуа она немного разная. Но все грани творчества объединены «общим знаменателем» – глубокой увлечённостью автора тем, что она пишет. Круг читателей, сформировавшийся достаточно давно, постоянно расширяется.
Название сборника «История…Истории» символично: история страны, история времени складывается из меньших своих частичек — историй городов, семей, отдельных человеческих судеб. Открывающие книгу три экскурса в прошлое обрисовывают его с разных сторон не только как любопытные страницы минувшей эпохи, но и как исток настоящего, в котором мы живём.
Приглашаем всех любителей творчества 10 апреля в культурный центр «Дом Озерова», начало в 17.30. Вход свободный.
Презентация альбома-каталога «Всеволод Гаршин. Материалы…» Презентация альбома-каталога «Всеволод Гаршин. Материалы из собрания Государственного литературного музея» пройдет 4 апреля 2018 года, в канун 130-летия со дня его гибели, в Доме-музее А.П. Чехова. Альбом-каталог представляет Всеволода Гаршина не только как замечательного писателя последней трети XIX века, но и как необыкновенную личность, значение которой переходит границы писательства, делая его героем эпохи, русским Дон Кихотом. Издание включает фонд Гаршина и материалы, составляющие исто... далее »»рико-культурный контекст: мемории, портреты писателя и лиц из его родственного и дружеского окружения, рукописи, книги, виды мест, которые он посещал, пейзажи его друзей — художников-передвижников, фототипии с любимых картин писателя. Материалы сопровождают цитаты из писем, мемуаров, критических и философских исследований.
В день памяти писателя мы представим альбом-каталог, посмотрим опубликованные в нем уникальные материалы, хранящиеся в музее, и вспомним историю жизни, творчества и безумия выдающегося русского писателя — Всеволода Михайловича Гаршина. Авторы-составители: Г.Л. Медынцева, Т.Ю. Соболь
Сопроводительные статьи: Г.Л. Медынцевой
Ответственный редактор серии: Д.П. Бак Редактор: Е.В. Худякова
Издательство «Литературный музей», Москва, 2018, 236 стр. ISBN 978-5-9500566-2-8 Формат 60х90/8 Печать офсетная. Бумага мелованная Тираж 500 экз.
Михаил Мейлах. «Поэзия и миф». Презентация книги Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме Малый зал 15 марта 18:30 Презентация сборника избранных статей Михаила Мейлаха, профессора Страсбургского университета, по различным вопросам филологии, писавшихся на протяжении полувека. Книгу представит автор.
Тематика работ связана с историей и теорией литературы, лингвистикой, семиотикой, текстологией и комментарием, поэтикой, стиховедением, анализом текста, вписанными во всеобщую историю куль... далее »»туры. Статьи объединены лингвистическим подходом к поэтическому тексту, поисками его мифологических, мифопоэтических и культурно-антропологических корней. Сюжеты статей относятся к таким областям, как востоковедение и библеистка, мелическая поэзия Древней Греции, поэзия трубадуров, русская поэзия от Пушкина, акмеистов и футуристов до обэриутов и Бродского, творчество Джойса и Набокова.
Книгу завершают «филологические воспоминания» об учителях автора и диалоги с писателями, поэтами и его коллегами – выдающимися филологами, которым автор благодарен за поддержку, консультации и помощь.
Издательство «Языки славянских культур». Москва, 2017. *** Михаил Борисович Мейлах – филолог, критик, переводчик, журналист. Учился в Ленинградском университете, кандидат филологических наук, доктор философии. Один из первых исследователей и первый публикатор литературного наследия Даниила Хармса и Александра Введенского. В 1984 году приговорен Ленинградским городским судом к 7 годам лагерей строгого режима и 5 годам ссылки. Срок отбывал в Пермском ИТЛ. В феврале 1987 года освобожден. С 1994 года преподавал в различных университетах Франции и Италии. С 2002 – профессор Страсбургского университета. Живет в Страсбурге и Петербурге.
Феликс Лурье. «Пушкинист поневоле. Дела и дни Павла Елисеевича Щеголева». Презентация книги Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме Малый зал 13 марта, 18.30 Выдающийся пушкинист и историк освободительного движения, крупнейший знаток политического сыска и редактор-издатель журнала «Былое» П.Е. Щеголев (1877-1931) прожил яркую, насыщенную событиями жизнь. Происходя из крестьянской семьи, благодаря таланту, трудолюбию, энергии, широте интересов Павел Елисеевич занимает почетное место в авангарде русских филологов и историков.
Ег... далее »»о труды (библиография состоит из 722 названий) отличаются двумя важными качествами: успешно прошли испытание временем, написаны превосходным литературным языком. Книги Щеголева «Дуэль и смерть Пушкина», «Пушкин и мужики», «Алексеевский равелин», «Падение царского режима», «Тайны охранки», «Агенты, жандармы, палачи», а также 70 номеров журнала «Былое», вышедшие 110-85 лет назад, продолжают пользоваться успехом.
Книга имеет строго документальную основу, некоторые архивные документы публикуются впервые, иллюстрирована репродукциями оригиналов фотографий. Рассчитана на широкий круг читателей.
Презентация книги Г.А. Веселой «По бездорожью ХХ века...» Музей Серебряного века приглашает 16 марта, пятница, в 19:00, на презентацию книги Гайры Артемовны Веселой «По бездорожью ХХ века. Семейные истории» (– М.: Минувшее. 2017. – 648 с.).
Гайра Артемовна Веселая – кандидат исторических наук, многие годы работала в Историческом музее. Дочь Артема Веселого, талантливого и самобытного писателя, автора романов «Россия, кровью умытая», «Гуляй Волга», рассказа «Босая правда».
В программе презентации предусмотрен показ редких семейных фот... далее »»ографий начала ХХ века и вступительное слово об Артеме Веселом и книге «По бездорожью ХХ века...» Нины Михайловны Малыгиной – доктора филологических наук, профессора, автора вузовских учебников по русской литературе ХХ века, книг и статей об Андрее Платонове, Артеме Веселом, Александре Воронском и др. писателях ХХ века.
Презентация книги Владимира Ядрышникова по истории новгородской архитектурной реставрации 28 февраля в 16 часов в конференц-зале Музея изобразительных искусств (г. Великий Новгород, пл. Софийская-Победы, 2) при поддержке Отделения Российского исторического общества в Великом Новгороде и Новгородского общества любителей древности пройдет презентация монографии историка архитектуры, старшего научного сотрудника Новгородского музея-заповедника Владимира Ядрышникова "Чудо возрождения: История новгородской архитектурной реставрации". Книга посвящена истории реставрации памятников древ... далее »»него Новгорода в XX веке. Это первое комплексное, основанное на многочисленных документальных источниках исследование яркого феномена европейской культуры - сложившейся в советское время новгородской реставрационной школы. Рассказывая о возрождении из руин памятников древней архитектуры, автор особое внимание уделяет истории разработки новых методов исследования и восстановления памятников, дает оценку вклада отдельных ученых. В книге опубликовано около 200 фотографий, чертежей и графических реконструкций из архива Новгородского научно-реставрационного управления, наглядно иллюстрирующих текст монографии. В приложении приводится обширный библиографический список работ по реставрации и истории новгородского зодчества, включая статьи и издания последних лет.
Презентация нового международного рецензируемого электронного журнала "Музей - памятник - наследие" 22 февраля 2018 г. в 16.00 в Зале заседаний Ученого совета Государственного Эрмитажа состоится презентация нового международного рецензируемого электронного журнала "Музей - памятник - наследие" (ISSN 2523-5109). Вход через Служебный подъезд. Журнал издается при поддержке Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России). Международный редакционный совет журнала возглавляет академик М.Б. Пиотровский. В совет входят авторитетные представители музейных организаций и высших учеб... далее »»ных заведений Франции, Германии, Хорватии, Польши, США, Австралии. Журнал выходит два раза в год и публикует статьи, посвященные широкому кругу вопросов, связанных с историей, теорией и практикой сохранения культурного наследия и музейного дела в России и за рубежом. Содержание журнала отражает актуальные аспекты современной научной дискуссии по проблемам музееведения, культурологии, эстетики, философии музея. Основной целью журнала является создание открытого пространства для исследования важнейших вопросов сохранения, рецепции и актуализации культурного наследия в контексте современного гуманитарного знания. Среди ключевых тем: феномен музея в культуре и социуме, философия музея, формы актуализации культурного наследия и его аксиологический статус, специфика музейного предмета и особенности его восприятия в экспозиции, образовательные, выставочные и коммуникативные стратегии музея. В двух вышедших номерах 2017 г. опубликованы статьи специалистов из России, Украины, Азербайджана, Италии, Венгрии, Греции и Индии, посвященные проблемам экспозиционно-выставочной деятельности, взаимодействия музея и посетителя, способам экспонирования нематериального культурного наследия, историческим этапам формирования и развития музеев в России, охране памятников в ближнем и дальнем зарубежье, презентации властных дискурсов в современном искусстве и многому другому. Полнотекстовые версии номеров доступны на сайте журнала (http://museumstudy.ru/mmh-journal) и в библиотеке ИКОМ России (http://icom-russia.com/data/events/vtoroy-nomer-zhurnala-muzey-pamyatnik-nasledie-/)
«Жизнь была типична, трагична и прекрасна» Вечер памяти Елены Боннэр и представление нового издания книги «Дочки-матери» (Издательство «Аст») в Музее Анны Ахматовой 24 февраля в 18.00 Елена Георгиевна Боннэр – общественный деятель, правозащитник, диссидент, публицист, писатель, жена и друг академика А.Д. Сахарова.
Отец работал в Исполкоме Коминтерна. В конце 1930-х был репрессирован и расстрелян. Мать провела 8 лет в АЛЖИРе («это не география, а аббревиатура – Акмолинский лагерь жен изменников родины»). По профессии Еле... далее »»на Боннэр врач-педиатр. С самого начала войны – на фронте. Служила медсестрой в санитарном поезде. С 1972 года и до конца жизни А.Д. Сахарова Боннэр была с ним рядом. Из-за активной правозащитной деятельности подвергалась многочисленным обыскам и задержаниям. В 1984 году осуждена по ст. 190-1 УК РСФСР (клевета на советский общественный и государственный строй), наказание отбывала по месту высылки мужа в г. Горьком.
В 1987 году умерла мать Елены Георгиевны – Руфь Григорьевна Боннэр. «Умерла мама, и образовалась такая пустота, что казалось, разорвется сердце. Мне все время хотелось с ней говорить. что-то объяснить, спросить, вспомнить. Вдруг оказалось, что не хватило прошедшей жизни. Это толкнуло меня к белому, как снег в день маминых похорон, листу бумаги».
В 1994 году вышло первое издание книги «Дочки-матери» – о детстве девочки из «коминтеровского» дома, о сиротстве, о юношеской любви с Всеволодом Багрицким, о его гибели, о том, как ХХ век преломился в истории одной семьи… Вспоминая прожитое, Елена Боннэр подвела итог: «Жизнь была типична, трагична и прекрасна».
В вечере принимают участие Татьяна Боннэр-Янкелевич, Яков Гордин, Константин Азадовский, Анатолий Вершик.
Книга выпущена в свет издательским отделом Государственного музея истории Санкт-Петербурга в конце 2017 года. В издании опубликован полный каталог рисунков знаменитого акварелиста, графика, мастера городского пейзажа Василия Семеновича Садовникова (1800—1879) из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В каталог вошло 258 изображений с видами Петербурга и окрестностей, Москвы, Новгорода, Вильны (Вильнюса), ... далее »»Ковно (Каунаса), Варшавы, жанровые работы. Хронологические рамки коллекции охватывают 1830-1860-е — самые плодотворные годы в творчестве В. С. Садовникова. Авторы-составители каталога Г. В. Васильева и К. В. Житорчук
Формирование музейной коллекции рисунков В. С. Садовникова началось в 1913 году, когда коллекционер князь В. Н. Аргутинский–Долгоруков передал в дар Музею Старого Петербурга работу художника «Панорама Царскосельского дворца» (1843). Затем в 1918 году уже в Музей Города поступила богатейшая коллекция рисунков и литографий В. С. Садовникова, приобретенная у букиниста, библиографа и коллекционера Ф. Г. Шилова (Государственный музей истории Санкт-Петербурга является правоприемником Музея Старого Петербурга (1907-1917) и Музея Города (1918-1935)).
Основу коллекции составляют рисунки с видами Петербурга: изображения набережных, улиц и площадей столицы Российской империи, памятники архитектуры и скульптуры, интерьеры зданий.
Среди них подготовительный рисунок для знаменитой работы художника «Панорама Невского проспекта» (1835), изображающий участок главной столичной улицы от Мойки до Большой Конюшенной.
На многих рисунках В. С. Садовникова запечатлены исторические события: парад Конной гвардии на Дворцовой площади (1852), торжественное открытие памятника императору Николаю I на Мариинской площади в 1859 году, церемония освящения Исаакиевского собора 30 мая 1858 года и др. Эти работы с документальной точностью зафиксировали происходившие события. Художник всегда работал с натуры: делал подготовительные рисунки, иногда подписывая над изображением необходимые для дальнейшей работы сведения: цвет костюма или неба, количество рядов в военном строю и т.д. А затем в мастерской раскрашивал рисунки акварелью.
Пятнадцать листов в каталоге представляют виды других городов Российской империи. Особенно интересны графические листы, запечатлевшие Новгород во время торжеств по случаю открытия памятника «Тысячелетие России» (1862) и Москву во время коронации императора Александра II (1856).
Отдельный раздел каталога посвящен жанровым сценам, которым художник всегда уделял большое внимание. Садовников часто использовал обороты листа, зарисовывая типажи, встречающиеся на улицах. Его интересовали не только костюмы, но и характерные позы, движения. Внимание художника привлекал и наездник, и стекольщик, и шарманщик, и строители, играющие дети и крестьяне, торгующие в городе. Эти зарисовки — ценный материал для изучения петербургского быта 1830 – 1860 годов.
В этом же разделе опубликованы эскизные наброски архитектурных деталей, предметов мебели, осветительных приборов и т.п.
В каталоге рисунки сопровождаются комментариями авторов-составителей, содержащими сведения об изображенных зданиях, об архитекторах и владельцах домов, а также о событиях, запечатленных художником. Во время работы над изданием удалось расширить круг иконографии архитектурных объектов Петербурга и окрестностей, определить место действия, сюжет изображения или события. В конце каталога приведен указатель памятников и названий.
В день 100-летия первой публикации поэмы «Двенадцать» Музей-квартира А.А.Блока приглашает на презентацию нового музейного издания и автобусную экскурсию
В альбоме-каталоге представлены все издания и иллюстрации поэмы из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга, репринтное воспроизведение первого иллюстрированного издания «Двенадцати», отклики на поэму совр... далее »»еменников Блока. Основное содержание альбома дополняют биографические справки о художниках, критиках, переводчиках, информация о периодических изданиях и издательствах, в которых публиковалась поэма. Издание рассчитано на широкий круг читателей.
12.30 - Автобусная экскурсия «По адресам поэмы Блока Двенадцать» с посещением квартиры Блока, в которой была написана поэма, и выставки «Поэма Александра Блока «Двенадцать» и Великий Октябрь».
Вы узнаете об истории создания самого загадочного произведения Блока, его первых изданиях, увидите иллюстрации к поэме, выполненные при жизни автора, фотографии, предметы быта и денежные знаки революционной поры. Мы проедем по адресам поэмы и увидим дома, где находились издательства «Алконост» и «Наш путь», редакция газеты «Знамя труда», в которой впервые была опубликована поэма «Двенадцать». Вспомним места, где проходили допросы бывших царских министров и сановников, на которых Блок присутствовал в качестве секретаря ЧСК. Подъедем к дворцу, в котором проходили заседания Учредительного собрания. Вспомним, где и кем исполнялась поэма с эстрады, а также, кто придумал строчку «Шоколад Миньон жрала», и где производился легендарный шоколад. Финишируем у единственного конкретного здания, упоминаемого в поэме.
Продолжительность экскурсии – 3 часа. Начало экскурсии в Музее-квартире А. А. Блока (ул. Декабристов, д. 57). Окончание: станция метро «Невский проспект». Ведёт экскурсию методист Музея-квартиры А. А. Блока Анна Владимировна Горегина. Стоимость билета на экскурсию – 500 руб. Запись по телефону: 713-86-31 (касса музея). Количество мест в автобусе ограничено. Билеты можно приобрести в кассе музея.
Презентация нового альманаха для семейного путешествия по Сарапулу В минувший четверг, 8 февраля, в Доме культуры «Заря» прошел актив работников сферы культуры и молодежной политики г. Сарапула. Участие в нем приняли председатель Сарапульской городской Думы Сергей Смоляков, министр культуры и туризма Удмуртской Республики Владимир Соловьев, руководители и специалисты учреждений, подведомственных Управлению культуры и молодежной политики г. Сарапула. На мероприятии подвели итоги деятельности за 2017 год и презентовали новый альманах «По Сарапулу? С интересо... далее »»м!». Новое издание, подготовленное сотрудниками Музея истории и культуры Среднего Прикамья совместно с Управлением культуры и молодежной политики г. Сарапула, состоит из нескольких разделов и отражает богатейшую историю города, его место и роль в России. Дизайн получился ярким и красочным, задумка – семейное путешествие по Сарапулу с путеводителем в руках. – Исходя из контекста, что музеи сохраняют для будущих поколений и представляют современникам наиболее ценную часть культурного наследия страны, региона и конкретной территории, само наименование «Музей истории и культуры Среднего Прикамья» раскрывает содержание его деятельности, – отметила Сабина Креклина, директор Музея истории и культуры Среднего Прикамья, на презентации альманаха. – Наша коллекция начала комплектоваться с момента образования музея в 1909 году. И к настоящему времени, почти за 110 лет, собран богатейший фонд предметов и фактов (более 230 тысяч единиц), документирующих и ретроспективно показывающих развитие региона, истории, ремесел, искусства, науки и техники, и еще много каких направлений. Суть и специфика музея, прежде всего – найти, сохранить и показать (экспонировать) природное и предметное окружение человека. Осознавая свою ответственность за доверенный нам уникальный участок работы для Сарапула и сарапульцев, мы подготовили очередной альманах. Мы выбрали героев – семью, папа, мама и двое детей, которые путешествуют по разным временам и становятся участниками разных событий. Мы придумывали изобразительные и информационные приемы, которые в ограниченном текстовом и альбомном пространстве, окажутся убедительными и интересными. Учитывая, что все события и персонажи настоящего альманаха вполне реалистичны, а любое совпадение только подтверждает место и роль Сарапула в великой истории России, а значит, касается каждого, приглашение в очередное путешествие по Сарапулу, искренне надеемся, пройдет с интересом! Приобрести уникальное краеведческое издание можно в кассах музейного комплекса. Тираж ограничен, поэтому спешите стать обладателями эксклюзива!
Первые семь книг, выпущенных издательством «Вита Нова» в серии «Священные тексты», были переданы в дар Эрмитажу в рамках XI Дня мецената в 2016 году; теперь издатель Алексей Захаренков передаст в дар музею пять новых изданий: «Числа» в иллюстрациях Давида ... далее »»Плаксина, «Книга пророка Даниила» в иллюстрациях Екатерины Посецельской, «Евангелие от Матфея» в иллюстрациях Маммиа Малазониа, «Книга Иова» в иллюстрациях Петра Перевезенцева, «Книга Премудрости Соломона. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова» в иллюстрациях Андрея Мишина.
Продолжая традиции книжной культуры XIX–XX вв., «Вита Нова» создает особые экземпляры изданий — эти экземпляры пронумерованы, их тираж не превышает семидесяти — ста экземпляров. Нумерованные экземпляры книг содержат вклеенную оригинальную иллюстрацию или сопровождаются папками с комплектами гравюр — графическими сюитами.
Музеи Кремля дарят два билета на выставку «Владыки океана» покупателям каталога До 25 февраля 2018 года у посетителей музейных магазинов в Александровском саду и Оружейной палате есть прекрасная возможность не только пополнить свою библиотеку уникальным изданием Музеев Московского Кремля, но и бесплатно посетить первую в России выставку, посвященную истории и культуре Португальской империи в эпоху Великих географических открытий. Каждый покупатель каталога получит пригласительный билет на два лица с открытой датой посещения, что позволит любознательному читателю подготовит... далее »»ься к посещению выставки, выделив время на изучение каталога.
Иллюстрированный каталог, выпущенный специально к выставке «Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI-XVIII веков», как и сама экспозиция, делится на две части. Каталог открывают вступительные статьи о Португальской империи, ее возникновении, расцвете и упадке, а также о предметах роскоши, привезенных с Востока и влиянии Португальской империи на взаимодействие культур. В первой части каталога речь идет о становлении Португальской морской империи, о личности короля Мануэла и о жизни двора в ту великую эпоху. Вторая часть посвящена взаимодействию Португалии с внешним миром – Африкой, Азией, Америкой, миссионерской и торговой деятельности, результатом которой стали представленные на выставке причудливые и роскошные артефакты.
Издание будет интересно не только специалистам-историкам или искусствоведам, но и широкой аудитории. Иллюстрации позволят в мельчайших деталях изучить представленные на выставке предметы, принадлежащие собраниям музеев, архивов, библиотек и частных коллекций из Лиссабона, Синтры, Коимбры, Лондона, Мадрида, Москвы и Санкт-Петербурга.
Выставка «Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI-XVIII веков» проходит в выставочных залах Успенской Звонницы и Патриаршего дворца до 25 февраля 2018 года. Здесь представлено около 140 шедевров из музейных и частных собраний Европы и России, демонстрирующих великолепие Португальского двора в период глобальной экспансии империи.
Осип Мандельштам и Грузия (новые материалы) Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме 16 февраля 18:30 Презентация первого издания «Мандельштамовской энциклопедии» «Грузия обольстила русских поэтов своеобразной эротикой, любовностью, присущей национальному характеру, и легким целомудренным духом опьянения, какой-то меланхолической и пиршественной пьяностью, в которую погружена душа и история этого народа. Грузинский Эрос – вот что притягивало русских поэтов. Чужая любовь всегда была нам дороже и ближе сво... далее »»ей, а Грузия умела любить». Эти слова Осипа Мандельштама из статьи «Кое-что о грузинском искусстве» в полной мере можно отнести и к нему самому.
Заявленной темой занимались Т. Никольская, А. Парнис, Р. Тименчик и др. Но многое все еще не выявлено, не просмотрено или не осмыслено, так что вопрос продолжает притягивать к себе исследовательское внимание.
Своими новыми находками и соображениями поделится Павел Нерлер – председатель Мандельштамовского общества и директор Мандельштамовского центра НИУ-ВШЭ, соредактор «Мандельштамовской энциклопедии», первое издание которой вышло в конце 2017 года.
Презентация нового издания книги Саши Соколова «Школа для дураков» 6 февраля в 18.30 в музее Анны Ахматовой состоится презентация нового издания книги Саши Соколова «ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ» (издательство «Азбука», серия «Больше, чем книга»). Иллюстрации Арона Зинштейна.
«Школа для дураков» – одно из самых значительных явлений русской литературы конца ХХ века. По-прежнему остаются актуальными слова первого издателя романа Карла Проффера: «Ничего подобного нет ни в современной русской литературе, ни в русской литературе вообще». В новое издание вошли 60 гуаше... далее »»й петербургского художника Арона Зинштейна.
Арон Зинштейн работает в ярко выраженной экспрессивной манере. В его произведениях всегда ощущаются движение, радость, эмоция. Зинштейн известен не только как живописец, но и как график: он создал сотни офортов, линогравюр, много работал в области книжной графики. Гуаши Зинштейна, впрочем, как и живопись, часто напоминают детские рисунки. К роману Саши Соколова художник присматривался давно. И вот встреча состоялась. Автор романа высоко оценил созданные художником иллюстрации.
На презентации в музее автор рисунков Арон Зинштейн и редактор издания Галина Соловьева расскажут о том, как создавалась книга. Фрагмент романа прочтет петербургский актер и ведущий передач на «Радио России» Сергей Молянов. Среди гостей: Никита Елисеев, Александр Кушнер, Алексей Пурин.
Презентация книги «Живи, картина!», посвященной реставраторам Санкт-Петербурга К 50-летию профессиональной деятельности Владимира Стразова 7 февраля в Музее-памятнике «Спас на крови» состоится презентация книги «Живи, картина!», посвященной реставраторам Санкт-Петербурга. Автор книги – заслуженный художник Российской Федерации, почетный реставратор Санкт-Петербурга I и II степени, художник реставратор высшей категории, руководитель реставрационной мастерской ООО «Возрождение Петербурга» Владимир Стразов. В авторский коллектив книги вошли также искусствоведы и рест... далее »»авраторы Ю.В. Мудров (Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»), С.Л Гонобоблева (Союз реставраторов Санкт-Петербурга), Ю.Г. Бобров (Институт им. И.Е. Репина), И.В. Тарбаева (Союз реставраторов Санкт-Петербурга), О.А. Жарковская (Государственный Эрмитаж), М.К. Кротова (Союз журналистов Санкт-Петербурга). Владимир Константинович Стразов рассказывает о профессии, которой посвятил жизнь, об уникальной культуре отношения к реставрационному делу, о работе с памятниками, на восстановлении которых сложились принципы реставрации ленинградской школы, об огромном опыте и профессиональных реставраторах, трудившихся над восстановлением утраченных архитектурных и художественных ценностей. Издание богато иллюстрировано документальными и художественными фотографиями, в том числе выполненными профессиональными мастерами фотоискусства Е. Мохоревым, А. Дворниковым, Н. Федотовым. Книга издана при поддержке реставрационной компании ООО «Возрождение Петербурга» (Генеральный директор Михаил Сергеевич Юмартов). Издательство ООО «Артиндекс», Санкт-Петербург Вход по пригласительным билетам. Адрес: наб. канала Грибоедова, дом 2А. (Музей-памятник «Спас на крови»). Контакты для аккредитации представителей СМИ: пресс-секретарь Стахеев Игорь Валерьевич (812) 570-50-01, +7 (921) 762-47-22.
Презентация книги Л.Н. Москаленко (Хаджи-Мурат) в Государственном музее Толстого 30 января 2018 г. в Государственном музее Толстого состоялась презентация книги Л.Н. Москаленко (Хаджи-Мурат) «Непридуманная сага. Рассказы о родословии и истории семьи». Об авторе. Леонора Николаевна Хаджи-Мурат родилась в 1930 г. в Москве. Фамилия Москаленко взята ею в браке с Г.В. Москаленко. Жила и училась в Москве, выпускница биолого-почвенного факультета МГУ им. М.В. Ломоносова 1953 года. После окончания учёбы работала лаборантом на кафедре биологии почв биолого-почвенного факу... далее »»льтета МГУ. В дальнейшем – научный сотрудник Лаборатории электронной микроскопии и Института микробиологии Академии наук СССР, где заканчивала аспирантуру. Имеет учёную степень кандидата биологических наук и звание старшего научного сотрудника. Работала в области биологии вирусов бактерий (бактериофагов) и микроскопических лучистых грибков, актиномицетов – продуцентов антибиотиков (актинофагов). Имеет публикации в отечественных и зарубежных научных изданиях. В течение нескольких лет состояла учёным секретарём Научного совета Института микробиологии по защите кандидатских и докторских диссертаций.
Написанная ею мемуарно-биографическая книга, адресованная потомкам, представляет собой рассказы автора о генеалогическом древе её семьи и состоит из трёх частей. Первая часть – рассказ о родителях и своём детстве, вторая – рассказ о корнях и ветвях генеалогического древа, третья включает фрагменты из биографии автора. Книга отражает жизнь нашей страны от первой половины XIX века до наших дней, но не является строго документальной, т.к. написана на основе собственных воспоминаний, рассказов родителей, близких и дальних родственников, друзей. Литературные источники были использованы автором в рассказах о таких исторических персонажах, как её прадед - наиб аварский, сподвижник Шамиля Хаджи-Мурат и родственник её семьи - маршал СССР Кирилл Афанасьевич Мерецков. Автор неоднократно упоминает и благодарит родственников и друзей семьи, которые охотно делились своей информацией и воспоминаниями. Книга иллюстрирована родословными схемами и фотографиями из семейных архивов
Тема встречи – лекция-презентация новой книги известного публициста Ф. Разумовского «1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!». Эта книга — литературная версия популярной телевизионной исторической программы «Кто мы?». В нее вошли очерки важнейших событий, определивших судь... далее »»бу России в роковом 1917 году. Автор рассматривает период от 1900 года до 1930-х в трех аспектах: историческом, политическом и духовном, выражая мнение о том, что для осмысления величайшей национальной трагедии есть единственный путь — держаться духа русской истории. Сам автор характеризует эту книгу, приуроченную к столетию революции, как «попытку православного осмысления истории русской катастрофы». «Тема государства, тема национальной элиты, судьба русского крестьянства, интеллигенции, и так далее, и тому подобное — всё «упирается» в катастрофу начала ХХ века, - отметил в интервью журналу «Фома» Ф. Разумовский. - …В стране с исковерканным мировоззрением и разрушенными историческими традициями у нас возникает необходимость отвечать на многие вопросы, связанные с сегодняшним национальным бытием».
Об авторе: Окончил Московский архитектурный институт, руководил группой по реконструкции исторических городов. Изучение истории русской архитектуры дало толчок более широким историческим студиям по истории русской культуры. В 1989 г. начал работу на телевидении, автор и ведущий исторической программы о русской цивилизации «Кто мы?». Автор книг ««Художественное наследие Серпуховской земли», «В среднем течении Оки», путеводителей, серии книг «Грани русской цивилизации». Лауреат премии Федерации еврейских общин России (2004). Номинант премии конкурса «ТЭФи-2005». За большие заслуги в развитии отечественного телерадиовещания, культуры и многолетнюю плодотворную работу Феликс Разумовский награжден орденом Дружбы (2008), орденом Почета (2013).
Встреча состоится в 16.30 в зале «Классика». Вход – свободный.
Ю.М. Лотман, З.Г. Минц – Б.Ф. Егоров. Презентация книги в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме ПЕРЕПИСКА 1954 – 1993 Презентация книги Ю.М. Лотман, З.Г. Минц - Б.Ф. Егоров. ПЕРЕПИСКА 1954 – 1993 (СПб.: ООО «Полиграф», 2018) 20 января в 18.30 в Фонтанном Доме Борис Егоров представит книгу, в которой впервые в полном объеме опубликована переписка всемирно известных филологов Ю.М. Лотмана, З.Г. Минц, Б.Ф. Егорова и супруги последнего, ученого-химика С.А. Николаевой.
Книга ценна и как историческое свидетельство о жизни большой страны, и как социально-психологическая харак... далее »»теристика многих деятелей науки и культуры, и как материал для изучения истории советской цензуры и гуманитарного высшего образования. Издание содержит важные сведения о Ленинградском и Тартуском университетах, о Пединституте им. А.И. Герцена, о преподавателях и студентах.
В книге развернута целая панорама общественно-культурной жизни страны за большой промежуток времени - от середины 1950-х до начала 1990-х годов. Причем ушедшие события благодаря литературному таланту авторов писем отражены ими в тех деталях, которые могли быть известны лишь изнутри, из первых рук.
В презентации принимают участие Андрей Дмитриев, Татьяна Кузовкина, Дмитрий Кузовкин.
Презентация книжной серии «Разные голоса» в Музее Серебряного века Приглашаем 25 января, четверг, в 18:00 на презентацию серии «Разные голоса» издательства «ДООС» Маргариты Аль*. Данная серия выпущена в рамках евразийского литературного издательского проекта ЛиФФт и представляет авторов, не похожих ни на кого, кроме себя. В оформлении книг принял участие современный художник Виктор Гоппе.
Презентация состоится при участии авторов Валерии Нарбиковой (роман «Пешеход», 2017), Виктора Коллегорского (лимерики «Клептоман из Ростова», 2017), Натальи Стеркиной... далее »» (сборник рассказов и пьеса «Группа Х»), Аделя Хаирова (сборник рассказов «Пластилин», 2018) и Галины Шаталовой (сборник рассказов «На всю катушку», 2018).
*Маргарита Аль – поэт, философ, председатель Литературного Совета писателей и читателей Ассамблеи народов Евразии, зам. председателя по культуре Ассамблеи народов России, генеральный директор Евразийского издательского проекта «ЛиФФт».
Презентация книги о Самарине А.Д. в Музее-заповеднике «Абрамцево» 25 января 2018 года в 14:00 в Главном Усадебном доме Музея-заповедника «Абрамцево» состоится презентация книги С.Н. Чернышёва и протоиерея Дмитрия Сазонова «Подвигом добрым подвизался...», посвящённая Александру Дмитриевичу Самарину. Выход книги приурочен к 150-летию со дня его рождения. Уникальны и имя автора книги, и биография человека, которому она посвящена. С.Н. Чернышёв — доктор геолого-минералогических наук, профессор, правнук выдающегося русского предпринимателя и покровителя искусст... далее »»ва Саввы Ивановича Мамонтова, внук его дочери Веры Мамонтовой, знаменитой «Девочки с персиками». А Александр Самарин (1868–1932), дед автора книги, оставил значимый след в отечественной истории — и дореволюционной, и пореволюционной. Обер-прокурор Святейшего Синода, предводитель московского дворянства, и даже — кандидат на патриарший престол... Некоторое время после революции работал в Абрамцевском музее. Отдельную, яркую и драматическую страницу его жизни, составляет история брака с Верой Мамонтовой, чья жизнь рано оборвалась, но верность которой он сохранил навсегда... И обо всём этом рассказывает в книге, опираясь на собранные им яркие исторические материалы, родной внук А.Д. Самарина и В.С. Мамонтовой, наш современник.
Русский авангард глазами авангардиста. Презентация книги "Лев Юдин. Сказать свое…" 25 января в петербургской KGallery пройдёт презентация книги "Лев Юдин. Сказать свое…", которая издана в рамках проекта "Энциклопедия русского авангарда". Книга открывает для читателей материал, ранее доступный только избранным специалистам, а именно уникальные дневники Льва Юдина - ученика и соратника Малевича. Лев Юдин родился в Витебске в 1903 году. В 16 лет поступил в Витебское художественное училище, где попал в класс Малевича. Эта встреча стала судьбоносной - Юдин вошел в круг ближайши... далее »»х учеников мастера и играл заметную роль в жизни витебского УНОВИСа. Затем, в ленинградском ГИНХУКе он посвятил себя непосредственному подтверждению знаменитой теории Малевича о прибавочном элементе в живописи. На протяжении всего обучения и в дальнейшем Юдин вел дневник, отличающийся удивительной точностью и остротой суждения. Расшифровка его записей обнаруживает массу ранее не известных подробностей о творческом методе Малевича и его учеников, а также убедительно говорит о Льве Юдине как тонком и самостоятельном художнике. Учитывая особенности периода создания (1921-1938 гг.), записи могли представлять для их автора вполне реальную опасность, но он находил в себе смелость вести их, как доверительный рассказ о рождении идей, хитросплетении судеб, творческой дружбе и выборе, который ставило время. Подготовка дневников художника к публикации потребовала от авторитетного исследователя русского авангарда Ирины Карасик многолетней кропотливой работы, результатом которой стал выход издания объемом более 900 страниц. В издание вошли письма, документы, свидетельства современников, справочные приложения, без которых дневники Льва Юдина можно было бы считать лишь частными заметками. Среди адресатов и корреспондентов художника - Казимир Малевич, Дмитрий Митрохин, Константин Рождественский, Николай Суетин, Николай Заболоцкий, Борис Эндер и др. Каждый раздел книги сопровождается десятками страниц пояснений, ссылок, датировок, позволяющих профессиональному исследователю или вдумчивому читателю проложить маршрут через исторические свидетельства и факты. Отдельного внимания заслуживает раздел "Документы", где опубликованы избранные документы Витебского Уновиса, ленинградского Музея художественной культуры и Государственного института художественной культуры, в которых нашла отражение деятельность Юдина. Книга издана ограниченным тиражом 500 экземпляров. Ирина Нисоновна Карасик - специалист по истории русского авангарда, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея. Энциклопедия русского авангарда - издательский и культурный проект, направленный на популяризацию русского авангарда. Он сформировался в результате работы над фундаментальной 3-томной "Энциклопедией русского авангарда", выпущенной в 2013-2014 годах. Издание было отмечено рядом наград, включая "Книгу года" и победу в национальном конкурсе "Лучшие книги года - 2015". В конце 2016 г. энциклопедия вышла на французском языке, и в марте 2017 г. была представлена в Центре Жоржа Помпиду в Париже. Официальный сайт проекта http://rusavangard.ru Презентация состоится 25 января 2018 года в 18:00 по адресу: С.-Петербург, наб. реки Фонтанки, 24, KGallery
прислайте имеющиеся в электронном виде сборники, статьи для помещения в раздел
Словарь
Вещевые источники - тип музейных предметов. Представляют собой рукотворные предметы утилитарного назначения. Виды В.и. подразделяются по материалу изготовления (металл, дерево, стекло, ткани и т.д.) и функциональному назначению (нумизматика, оружие, мебель и т.д.).
Зоны охраны памятников - территории с определенными законом правилами использования, ограничивающими на них различную деятельность с целью сохранения памятников истории и культуры. Включают в себя: охранную зону, зону регулирования застройки, зону охраняемого ландшафта, зону охраняемого культурного слоя, каждая из которых имеет свое назначение, предусматривает специфические ограничения и допущения при использовании.
Изобразительные источники - тип музейных предметов, информация которых зафиксирована в предметах и видах изобразительного искусства, киноискусства, фотодокументах, графических документах.
Коллекция музейная - часть предметов основного фонда, представляющая собой группу музейных предметов, сформированную по одному или нескольким признакам (по типам источников, происхождению, функциональному назначению и т.д.).
Культурно-образовательная деятельность является важным компонентом музейной коммуникации и одним из ведущих направлений музейной работы, в котором реализуется образовательно-воспитательная функция музея. Осуществляется в непосредственном контакте с музейной аудиторией в музее и вне музея. Теоретическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика. Термин "культурно-образовательная деятельность" получил распространение в отечественном музейном деле с начала 1990-х; до этого использовались определения "культурно-просветительская работа", "массовая политико-просветительная работа", "научно-просветительная работа".
Музеи-заповедники - статус, присваиваемый музеям под открытым небом, обладающим особой ценностью. Музеи-заповедники создаются на основе территорий, ансамблей, комплексов и отдельных памятников истории, культуры, природы. В настоящее время понятие в повседневной жизни широко применяется в качестве синонима музея под открытым небом. Сегодня музеи-заповедники - динамично развивающаяся группа музеев, число которых, а также разнообразие входящих в их состав объектов непрерывно растут. Отдельные музеи-заповедники по формам деятельности и характеру взаимодействия человека и среды приближаются к экомузеям.
Музейный предмет - предмет, имеющий установленную ценность (научную, историческую, художественную) и музейное значение, изъятый из среды бытования, научно и технически обработанный и включенный в состав музейного собрания.
Макет - объемное воспроизведение объекта, который, как правило, не может быть помещен в музейную экспозицию по той или иной причине (является действующим объектом, крупногабаритным объектом, утрачен и т.п.). Макет выполняется в определенном масштабе и воспроизводит подлинник с некоторой долей условности. Для военно-исторических музеев особенно характерны макеты сражений (Государственный мемориальный музей А.В. Суворова в Петербурге, Военно-исторический музей-заповедник "Куликово поле").
Мемориал - архитектурный ансамбль, воздвигаемый в память об историческом событии, реже - о выдающейся личности, и включающий, как правило, архитектуру, малые архитектурные формы, монументальную скульптуру, живопись, садово-парковую архитектуру. Часто соединен с музейной экспозицией (Музей-панорама "Сталинградская битва" в Волгограде, Мемориальный комплекс "Хатынь" в Белоруссии). Как правило, мемориалы возводятся в памятном месте.
Музей-корабль - корабль, превращенный в объект музейного показа и имеющий статус самостоятельного музея или входящий в состав какого-либо музея. На музее-корабле, как правило, сохраняется или восстанавливается техническое оборудование (в случае военного корабля - также вооружение) и обстановка, дающая представление о жизни команды и пассажиров. Экспозиция дополняется материалами по истории корабля, связанных с ним личностей и т.п. На наиболее крупных кораблях-музеях разворачивается целый комплекс исторических, естественнонаучных, научно-технических, художественных экспозиций. Первым музеем-кораблем в истории музейного дела России стал крейсер "Аврора", музеефицированный в 1956 г. В настоящее время в разных регионах РФ находится целый ряд музеев-кораблей, созданных на основе музеефикации военных и гражданских судов: подводные лодки С-56 (Владивосток), Д-2 "Народоволец" (Санкт-Петербург), Б-412 (Калининград), пароход "Святитель Николай" (Красноярск), научно-исследовательские суда "Витязь" и "Космонавт Виктор Пацаев" (Калининград), и др.
Музей-памятник - тип музеев, создаваемый на основе отдельных памятников истории и культуры. Как правило, возникают в результате музеефикации единичных и комплексных памятников (Подводная лодка Б-413 в Калининграде). Музеями-памятниками также являются музеи, возникшие на основе архитектурных сооружений, воздвигнутых в память исторических событий или лиц (Музей-памятник "Защитникам перевалов Кавказа").
Музей-панорама - музей, включающий в качестве основного элемента панораму - круговое живописное произведение, совмещенное с передним предметным планом. В основном, посвящены событиям военной истории.
Раритет - предмет, ценность которого определяется в первую очередь его редкостью. В современном музееведении термин "раритет" употребляется главным образом для обозначения предметов, существующих только в нескольких экземплярах (например, первопечатные книги). В отличие от типового предмета, существующего в единственном числе - уникума.
Реликвия - особо чтимый мемориальный предмет, связанный, как правило, с событиями или персонами, сыгравшими особо важную роль в истории народа, государства, религии. Хранящиеся в российских военно-исторических музеях реликвии являются памятниками ратной славы России, предметами, связанными как с именами великих полководцев, так и личностями простых, часто безвестных воинов, если эти предметы олицетворяют собой героизм, особое мужество и стойкость духа русского народа.
Научно-вспомогательные материалы используются для раскрытия информационного потенциала музейных предметов, их изучения и интерпретации: это карты, схемы, чертежи, диаграммы, таблицы и т.п. Новый тип научно-вспомогательных материалов - материалы на электронных носителях. В составе музейного собрания образуют фонд научно-вспомогательных материалов, в который включаются также воспроизведения музейных предметов. В экспозиции выступают в качестве экспонатов; особенно широко используются при создании тематических экспозиций.
Научно-исследовательская деятельность - одно из основных направлений музейной деятельности, важнейшая составляющая музейной работы. Результаты научных исследований музея определяют уровень его научно-фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.
Памятники природы - движимые и недвижимые объекты природы, имеющие научно-познавательное и воспитательное значение.
Памятники истории и культуры - движимые и недвижимые материальные объекты, имеющие научную, историческую, художественную ценность. Подразделяются на 4 основные группы: памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства. Охраняются государством в соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (1976).
Памятное место - территория, связанная с историческими событиями, именами выдающихся деятелей или же место, на котором находился утраченный памятник истории и культуры. Охраняются в качестве памятников истории. Нередко памятные места отмечаются мемориальными досками.
Письменные источники - тип музейных предметов, информация которых зафиксирована посредством письменных знаков. П.и. подразделяются по содержанию, происхождению, способу воспроизведения, а также по типам и видам. В музее классифицируются по формальному признаку: рукописи, книги, бланки, газеты и т.д.
Собрание музейное - совокупность музейных предметов основного фонда, а также материалов научно-вспомогательного, библиотечного, архивного фондов, научно сформированная и обработанная.
Фонды музея - часть музейного собрания, представляющая собой совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
Экспонат - предмет, выставленный для обозрения. К экспонатам относятся помещенные на экспозицию музейные предметы, воспроизведения, научно-вспомогательные материалы.
Уникум - единственный в своем роде предмет, своеобразный и неповторимый, отличающийся особой художественной, научной, исторической ценностью. Разновидность уникума составляет особо ценимые мемориальные предметы и реликвии. Уникумом может именоваться предмет, отражающий типичное явление, но сохранившийся в единственном числе (или один из немногих сохранившихся).