|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Кустарь и Революция. Работы художников Кустарного музея 1920-х годов
«Кустарь и Революция» – так называлась выставка, демонстрировавшая в Центральном кустарном музее ВСНХ (Высшего Совета Народного Хозяйства) в 1924 году в его здании в Леонтьевском переулке. Экспозиция имела огромное значение и во многом определила пути развития традиционных отечественных художественных промыслов на несколько последующих десятилетий. Выставка стала «домашним» отборочным смотром огромного количества новых работ художников музея, которые были специально созданы для демонстрации в кустарном отделе российского павильона на Международной выставке декоративных и промышленных искусств в Париже 1925 года. Работа музея по обновлению и актуализации ассортимента изделий кустарных мастерских развернулась в начале 1920-х годов. Ее главной задачей была попытка сохранить и придать новый импульс традиционным художественным и ремесленным центрам, продукция которых не выдерживала конкуренции с фабричной и уходила из повседневной жизни (деревянные ковши, берестяные туеса, и др.). Впервые эти обновленные изделия, переставшие быть утилитарными вещами и приобретшие статус художественных произведений, были показаны на Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве 1923 года. Предметы, демонстрировавшиеся на этих трех эпохальных смотрах мы и представляем сегодня нашей аудитории. Камерный формат не позволяет реконструировать масштабные экспозиции 1920-х годов, поэтому мы ограничились показом только избранных изделий с росписью по дереву и бересте.
В витринах представлены ларцы, шкатулки, ковши, берестяные туеса, оформленные в традиционных техниках и приемах росписи, но представляющие актуальные сюжеты, связанные с героикой и романтикой революционных событий. Среди авторов этих произведений такие значительные мастера, как Борис Николаевич Ланге (1888-1969), Евгений Григорьевич Теляковский (1887-1976), Владимир Михайлович Голицын (1901-1943), Зинаида Дмитриевна Кашкарова (1888-1961), Николай Георгиевич Тихонов (1892-1988), Иван Иванович Овешков (1877–1942). Художники глубоко изучали и анализировали подлинные произведения народного, крестьянского искусства и использовали в своих работах этот богатейший вековой опыт. В созданных ими композициях читаются и прослеживаются традиции русского лубка, переосмыслены художественные принципы росписей Северной Двины, Урала и Поволжья, ритмические и колористические особенности украшения мезенских прялок.
Экспозиция продолжает серию выставок-публикаций, представляющих богатейшее наследие Московского кустарного музея. В конце XIX – первой трети XX веков это была уникальная, не имевшая аналогов в отечественной и мировой музейной практике институция, являвшаяся одним из важнейших центров художественной жизни Москвы и способствовавшая сохранению традиционной культуры России. www.museum.ru/N76100 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |