МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

"Куклы из Японии" в Пущинском музее экологии и краеведения

c 13 февраля по 9 марта 2007Московская область
Вот из ящика вышли.../ Разве ваши лица могла я забыть? / Пара праздничных кукол. / Бусон

Окружающий нас мир ярок и многообразен. И мы с удовольствием наблюдаем и восхищаемся окружающим нас миром. Сегодня мы хотим рассказать о стране восходящего солнца. И для этого у нас появился определенный повод.

С 13 февраля 2007 года в Пущинском музее экологии и краеведения открывается выставка "Куклы из Японии". Организована она Посольством Японии и является частью программы "Дни культуры Японии по городам России", которая стартовала в нашей стране в 1992году и нам выпала редкая возможность поближе познакомиться с одной из традиций японского народа.

Почти во всех странах мира куклы ассоциируются исключительно с детскими забавами. А вот в Японии в куклы играют не только дети, но и взрослые. Ибо куклы - это не только предмет для развлечений, но также элемент изобразительной культуры и религиозной символики. По-японски кукла (нингё) пишется двумя иероглифами, буквально обозначающими "человеческая форма".

История кукол Японии уходит своими корнями в глубокую древность. Первые известные японские куклы датируются III тысячелетием до нашей эры. Как и во многих странах, в Японии куклы первоначально имели два предназначения: для совершения магических обрядов как олицетворение духов, злых или добрых сил, и для игры. В VIII веке появились первые управляемые игрушки, надевавшиеся на руку. Их называли аяцури нингё. Но поистине всенародным увлечением изготовление кукол стало в эпоху Эдо (1603-1868), в период стабильности и расцвета искусства Японии. В различных провинциях сформировались собственные стили.

В 1936 году изготовление кукол получило статус официально признанного искусства. А с 1955 года наиболее известные мастера стали получать почетный титул "Живого национального сокровища". Можно говорить о том, что в Стране восходящего солнца существует свой мир - великолепный мир кукол.

Японские куклы сделаны из дерева, бумаги, ткани или глины. В первом десятилетии XIX века впервые были продемонстрированы куклы, изготовленные из цветов. Это Кику-нингё (хризантемовые куклы), которые и по сей день выставляют на праздниках цветов, украшают ими витрины.

Наибольшую известность и славу японским мастерам принесли куклы, главным предназначением которых было любование ими. Хорошо известны выставляемые в японских домах в канун Праздника девочек (3 марта) целые экспозиции хина нингё, представляющие собой миниатюрный императорский двор. Сегодня не каждая семья в Японии может позволить себе приобрести весь комплект "императорского двора", цены на который могут доходить до нескольких десятков тысяч долларов. Но почти в каждый дом покупают хотя бы императорскую чету, которую в последствие можно окружить придворными и аксессуарами, каждый год, вводя в композицию новые детали. Коллекция передается по наследству по женской линии, отводя от семьи злых духов и радуя взор хозяев.

Особо привлекательными являются знаменитые куклы кимэкоми ненгё предназначенные исключительно для любования. Эти куклы превратились в отдельный жанр декоративно-прикладного творчества, а выставки стали своеобразной формой соревнования лучших мастеров. Процесс изготовления таких кукол сложен и долог - это самые дорогостоящие куклы. Над ними трудится целая "бригада": сначала мастер изготавливает из дерева голову и туловище, другой вытачивает ноги и руки, затем костюмер наряжает куклу в нарядное кимоно. Ткань для кимоно - национальной одежды японцев ткалась вручную и расписывалась также ручным способом излюбленными сюжетами японцев: это цветы сакуры - японской вишни, алые листья клена, драконы. Настоящий портной сначала одевал куклу, а затем повязывал ей непременную принадлежность национального наряда - широкий пояс оби. Кимоно не имеет пуговиц и запахивается слева направо и у мужчин, и у женщин и фиксируется поясом оби.

После того, как кукла одета, обута, причесана, ее снабжают аксессуарами. Ими может стать пестрый, украшенный традиционными мотивами японского прикладного искусства зонтик, или же шелковый платок фуросаки, который и женщины и мужчины используют для ношения различных мелких предметов, изящно завязывая платок. Наряд дополняет японская национальная обувь - гэта, своего рода сандалии на высокой деревянной подошве, и дзори. Веер - также необходимое дополнение к костюму. Веера до сих пор - самый распространенный новогодний подарок у японцев. В то же время, веер является необходимым атрибутом актера национального японского театра. По тому, что изображено на веере (ветка сакуры, повозка с цветами, дракон), и по тому, как держит актер, веер, зрители "прочитывают" и характер персонажа, и предугадывают развитие действия

Выставка, которая продлится в музее до 9 марта, познакомит всех с современным художественным миром кукол, с его непревзойденной традицией и глубоким проникновением в современную жизнь японского народа.

www.museum.ru/N29996
Ваше мнение »»

»»Пущинский музей экологии и краеведения
Адрес:Московская область, г. Пущино, микрорайон "В", д. 5а
Проезд:Из Москвы: от ст. метро "Южная" автобусом № 359 до г. Пущино или электропоездом "Москва-Серпухов", далее от ж/д вокзала автобусом № 26 до г. Пущино. В городе - остановка "Городской музей"
Телефоны:(4967) 73-38-15
EMail:museumpush2002@gmail.com


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 17.02.2019
 x    ?  

Семинар «Частно-государственное партнерство в выставочной деятельности» в Музее землеведения МГУ

Карабихские научные чтения - 2019

Международная научно-практическая конференция «Музей-заповедник: экология и культура»

XLVII международная научная конференция «Болдинские чтения»

Конференция "Творчество Ф.М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации" в Новокузнецке

Продолжается реализация российско-финляндского проекта "ИнтерАктивная История" (InterActive History)

Конференция «Иконы Каргополья как уникальный вариант русских «северных писем». Программа

Круглый стол «Достоевский, свобода и право в цивилизованном мире»

VIII Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

В Музее К.А. Федина состоится круглый стол «Евгений Замятин. Роман “Мыˮ: взгляд из XXI века»

Научно-практическая конференция «IХ Открытые Абакумовские чтения»

Круглый стол "Философия музея: метаморфозы коммуникации" в Санкт-Петербурге

Третьи Эйхенбаумовские чтения

Международная конференция "Музей в XXI веке" в Государственном Эрмитаже

Археологические лекции в музее «Тульские древности». Сезон 2019

Cеминар "Музеи и революция: к 100-летию Первой всероссийской конференции по делам музеев"

Конференция «Иконы Каргополья как уникальный вариант русских «северных писем»

Конференция "Художественная культура уральских заводов конца XVIII- первой половины XIX века"

Всероссийская молодежная конференция "Коллоквиум молодых реставраторов ResCon-2019" в Казани

Конференция «Рябининские чтения – 2019»

Конкурс музейно-образовательных занятий и уроков «Наследие - детям»

Конференция «Русский Север-2019. Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия»

Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма-2019" в Государственном Эрмитаже

Международная конференция «Римский-Корсаков – 175. Год за годом»

Международная научная конференция «Мир исследователя». Прием заявок

II Международная научно-практическая конференция «Исторические Боткинские чтения»

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru