НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Классики российской фотографии. Дмитрий Бальтерманц

c 19 июля по 19 августа 2002Москва
Музей «Московский Дом фотографии»/ Мультимедийный комплекс актуальных искусств
Правительство Москвы, Комитет по культуре Москвы и Московский Дом фотографии имеют честь пригласить Вас на открытие персональной выставки фотографий Дмитрия Бальтерманца. Выставка проходит в рамках программы "Классики российской фотографии". Открытие состоится 19 июля в 18:00 в выставочных залах Московского Дома фотографии.

В рамках программы "Классики российской фотографии" музей "Московский Дом фотографии" впервые представляет ретроспективу всемирно известного советского фотокорреспондента Дмитрия Бальтерманца, приуроченную к 90-летию со дня рождения автора.

Дмитрий Николаевич Бальтерманц родился 13 мая 1912 года в Варшаве, входившей тогда в состав Российской империи. В 1915 году, с началом Первой Империалистической войны, семья адвоката Бальтерманца, отчима Дмитрия, переехала в Москву. В годы революции их квартиру превратили в коммуналку, оставив Бальтерманцам одну комнату, где прошла почти вся жизнь фотографа. После смерти мужа, мать Бальтерманца, знавшая несколько иностранных языков работала машинисткой в Издательстве иностранной литературы, а Дмитрий, с 14 лет был вынужден подрабатывать в типографии "Известий", где помогал оформлять уличные витрины фотографиями, пропагандирующими лучший в мире советский строй. Одновременно, Бальтерманц помогал устанавливать аппаратуру на съемках мэтров фотографии того времени.

В 1939 году Дмитрий Бальтерманц закончил механико-математический факультет Московского Государственного Университета и стал преподавателем математики в Высшей военной академии, получив звание капитана. Через несколько месяцев раздался звонок из "Известий". Дмитрию предложили поехать в командировку и сделать репортаж о вводе Советских войск на территорию Западной Украины. "На размышления ушло не много времени - душа уже была отравлена фотографией, осталось взять в руки фотоаппарат", - вспоминает дочь фотографа - Татьяна Бальтерманц. В ее архиве, к сожалению, не сохранилось негативов этого репортажа, однако именно эта поездка решила его судьбу - Бальтерманц был зачислен в штат "Известий" и стал профессиональным фотографом.

Началась II Мировая Война. В 1941 году немецкие войска подошли к Москве. Известная ныне фотография "На дорогах войны" была сделана примерно в двадцати километрах от Москвы. Она, как и многие фотографии Бальтерманца, не была опубликована в военное время. Пресса была призвана поднимать дух народа, утверждать пафос победы, не показывая трагизма потерь.

В 1942 году Бальтерманц на несколько дней вернулся из-под Сталинграда в Москву - он должен был проявить и напечатать фотографии о первых победах на этом фронте. Среди снимков, оставленных сушиться на ночь в редакции, были фотографии, напечатанные с пленок, снятых еще под Москвой. Ночью, в отсутствие фотографа, руководство газеты решило срочно поставить в утренний номер один из снимков Бальтерманца. Была выбрана фотография с двумя пленными немцами, и дана подпись - пленные немцы из-под Сталинграда. В действительности, это фотография была сделана еще под Москвой. Утром обнаружилась роковая ошибка. Руководство списало ответственность на фотографа, Бальтерманц был разжалован в рядовые и направлен в штрафной батальон. Тяжелое ранение в одном их первых боев спасло его от смерти, которой обычно заканчивалась служба "штрафников". После госпиталя Бальтерманца, "смывшего вину кровью", реабилитировали и направили фотокорреспондентом во фронтовую газету "На разгром врага", в которой он проработал до самой Победы в составе войск Первого Украинского фронта.

Большинство фронтовых снимков Бальтерманца, в частности легендарный снимок "Горе" (1942), ставших классикой мирового военного фоторепортажа, были напечатаны спустя десятилетие после окончания войны - с началом хрущевской оттепели. Бальтерманц, постоянно работавший со своим архивом, отобрал небольшое количество снимков, ставших общечеловеческой метафорой трагедии войны. Персональные выставки в Лондоне (1964), Нью-Йорке (1965), Париже (Первый Международный Месяц фотографии, 1990) и др. превратили эти сюжеты в символы, известные всему миру.

Дмитрий Бальтерманц был награжден многими орденами и медалями, однако, после войны от сотрудничества с бывшим "штрафником" отказывались все крупные советские издания. Лишь А.А. Сурков - главный редактор "Огонька" - пригласил его в свой журнал, где Дмитрий Бальтерманц работал до конца своей жизни, сначала фотокорреспондентом, а затем заведующим фотоотдела. После войны, "Огонек", один из лучших иллюстрированных журналов СССР, начал печатать цветные фотографии, и снимки Бальтерманца стали классикой "раннего цвета".

Несмотря на то, что карьера Бальтерманца по советским меркам была очень успешна: он много снимал, много публиковался, имел возможность работать за границей, его выставки устраивались в СССР и за рубежом - Бальтерманц никогда не был советским фотографом. Его блестящий профессионализм, безупречное чувство композиции, врожденный аристократизм позволяли ему, нормально ладившему с советской властью, всегда оставаться независимым художником-космополитом. Даже в самых лиричных снимках Дмитрий Бальтерманц умел дистанцироваться от происходящего, поэтому большинство его работ - не просто фотоархивация российской истории, но и своеобразная философская метафора своего времени.

В 1985 началась Перестройка, весь мир приветствовал приход к власти Михаила Горбачева. "Огонек", в котором по-прежнему работал Дмитрий Бальтерманц, стал символом перемен в СССР. В эти годы все свободное время Бальтерманц отдавал работе со своим архивом, заново отбирая "выставочные отпечатки". С наступлением эры гласности он получил возможность публиковать свои лучшие снимки, которые в советское время не укладывались в рамки официального стиля.

Визуальный язык Дмитрия Бальтерманца, по сравнению с другими современными фотографами, оказался более других понятным для западных экспертов и зрителей. Поэтому, он - один из немногих советских фотографов, еще при жизни получил признание за рубежом. Джозеф Куделка делал его портреты и дарил ему эти снимки на память; его знали и любили Анри Картье-Брессон, Марк Рибу, Робер Дуано и другие мэтры Европейской фотографии. Бальтерманца боготворили друзья и коллеги в России. Этот сильный, умный, мужественный и красивый человек написал свою историю страны, которая сегодня так востребована в России.

www.museum.ru/N8661
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
сайт:mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 22.05.2025  x    ?  


Май Митурич. К мысу радости

Литературные встречи в Музее-заповеднике М.А. Шолохова

Ко дню основания Санкт-Петербурга. Фестиваль «Прогулки по Коломне»

Выставка «Шолохов. С любовью к миру, Отечеству, людям»

120-летие со дня рождения М.А. Шолохова

К 120-летию Михаила Шолохова. Выставка «Он сражался за Родину» в Музее Победы

К юбилею Иосифа Бродского: кураторский перформанс и "открытый микрофон" в саду Фонтанного Дома

"Галерея не лиц, но личностей" - русские писатели в изображении художника Ивана Пархоменко

Выставка "Святая Русь и Честный Дон" в Российской национальной библиотеке

Выставка Музея Победы «Окна сатиры» в Испании

Сорок пять сорок пятого. Искусство радости

Выставка «Улица» Дениса Раудсеппа в Томском областном художественном музее

Африка в Музее Востока

Выставка "Дагестан: былинный и земной" в Музее современной истории России

Димитри Зоэллен. 713 жизней Чарли

Евгений Тыкоцкий. Встречи и расставания

Выставка «Россия. Дон. Шолохов» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Шмаров Михаил. Мастер Петровской глиняной игрушки

Выставка «От Кремля до Рейхстага» на Чистопрудном бульваре Москвы

Это всего лишь тайна. Вокруг Елены Суровцевой

В рамках фестиваля «Иное/Наивное». Выставка «Казанский наив»

Человек. Ближний круг вещей и пространство

Бестиарий 2025. Ежегодная выставка работ современных художников-анималистов в Дарвиновском музее

Александр Башлачев. Часовой всех времен

Мой мир. Керамика Ирины Черновой

Глазами Веры

"Комната сказок" Детского музыкального театра имени Н.И. Сац

Выставка «Отпечатки» в Новосибирском художественном музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru