В Новосибирской картинной галерее до 1 августа будет проходить выставка "СЛОВО" - иконопись, графика и живопись из фондов НКГ.
Выставка "Слово" имеет комплексный характер. Она состоит из пяти разделов, размещенных в пяти залах. Экспонируемая иконопись охватывает пять веков - с XVI по XX. Это те иконы, которые мало или совсем не были представлены в экспозициях Новосибирской картиной галереи, т.е. практически не знакомы новосибирским зрителям. Это вновь отреставрированные Евхаристия XVI в., тобольская икона начала XVIII в. Богоматерь Знамение, а также Троица и Богоматерь Владимрская того же столетия. Высокий художественный уровень характерен для иконы второй половины XVII в. Богоматерь Страстная, возможно, написанной мастерами Оружейной палаты Московского Кремля, реставрационная работа над ней будет продолжена.
Особый интерес представляет выносной крест из собора Александра Невского с миниатюрной росписью XVIII в. по сложной тематической программе, главным образом, это иконография Деисуса и христологический цикл.
Небольшая экспозиция внутри выставки дает зрителям возможность расширить представления о невьянской урало-сибирской иконописи, она составлена из икон Томского художественного и Новосибирского краеведческого музеев, а также НКГ, и включает редкий тип иконы, соединяющий меднолитой крест с живописью. Во втором (дальнем) зале иконопись XIX - начала XX столетий представляет два блока: иконы, в которых соблюдаются основные древнерусские традиции, хотя и трансформированные, и сибирские народные иконы, написанные в стилистике изобразительного фольклора.
Группа меднолитой пластики включает кресты-распятия различных типов, входящие в ритуал и убранство патриаршей православной церкви, а также литые иконы и складни, бытующие главным образом среди старообрядчества. Зал фотографических и компьютерных копий рукописей знакомит зрителей, хотя весьма фрагментарно, с богатствами древлехранилищ Сибири, прежде всего новосибирских собраний Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ и Собрание рукописей и старопечатных книг Института истории). Здесь необходимо отметить ценное собрание академика М.Н.Тихомирова, переданное в дар СО РАН. Показ рукописей требует особых условий, поэтому возможности знакомства зрителей с ними весьма ограничены. XV-XVI столетия - время расцвета традиционной русской рукописной книги, позднее, особенно с XVIII в. это работы преимущественно старообрядцев, порой имеющие весьма сложные и драматические истории. Старообрядцы стремились соблюдать старые каноны, однако их труды все равно отражали художественные процессы эпохи.
В двух залах экспонируются произведения искусства двадцатого столетия, которые могут дополнить представления о культуре Древней Руси. Это пейзажи с храмами - работы русских мастеров, прежде всего зодчества Владимиро-Суздальской Руси, ставшего главным истоком русской архитектуры в ее долгой жизни и развитии. Экспонирующиеся произведения современной графики также связаны с древними корнями: например, иллюстрации крупнейшего художника В.Фаворского к "Слову о Полку Игореве" - драгоценные миниатюры эпического звучания.