НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Первые восемь интерьеров Александровского дворца откроются в 2020 году

24 октября 2019Санкт-Петербург
Николай II и Александра Фёдоровна. 1896
Рабочий кабинет Николая II. 2019
Мавританская уборная. 2019
Палисандровая гостиная. 2019
Спальня. 2019
Музей-заповедник «Царское Село» показал представителям СМИ ход реставрации интерьеров Александровского дворца – последнего дома семьи последнего российского императора Николая II, который с 1905 года жил здесь постоянно.

Работы начались в 2012 году, с 2015-го дворец закрылся для посетителей. В середине следующего года планируется открыть первые восемь интерьеров первого этажа флигеля, где размещались личные комнаты Николая II и императрицы Александры Фёдоровны.

В 2011 году специалисты архитектурной мастерской «Студия 44» под руководством Никиты Явейна разработали и согласовали проект реконструкции, реставрации, технического переоснащения и приспособления Александровского дворца для музейного использования. Согласно проекту дворец станет многофункциональным музейным комплексом, где будут предусмотрены: залы экспозиции, залы временных выставок, залы для научно-исследовательской работы и конференций, библиотека, детский центр, помещения для эксплуатации здания. В цокольном этаже разместятся кафе, вестибюли с кассами, гардероб, экскурсионное бюро, музейный магазин, а также технические и вспомогательные помещения.

В первую очередь были произведены строительно-монтажные и реставрационные работы в подвальной части здания (углубление подвала, усиление и гидроизоляция фундаментов), выполнена большая часть общестроительных работ в надземной части здания, а также работ по устройству наружных и внутренних инженерных сетей, оборудования и автоматизации систем. Усилены несущие конструкции здания. Эти работы проводились в 2012-2016 годах.

Первыми для посетителей откроют 8 исторических интерьеров, в которых основная часть работ уже завершена. Это Свитская, Спальня, Сиреневый кабинет и Палисандровая гостиная (половина императрицы Александры Фёдоровны), а также Приёмная, Рабочий кабинет, Мавританская уборная и Камердинерская (половина императора Николая II).

Реставраторы опираются на иконографию, которой располагает музей – любительские фотографии членов императорской семьи из государственных архивов, автохромы 1917 года. Кроме этого, в музеях-заповедниках «Царское Село» и «Павловск» хранятся образцы тканей, по которым воссоздали тканевое декоративное убранство некоторых интерьеров, – чинцы (вощёная хлопковая ткань с набивным рисунком) в Спальне, шёлк в Сиреневом кабинете, репс – в Палисандровой гостиной.

При реставрации сохраняются все подлинные элементы исторической отделки интерьеров, в том числе дубовые стенные панели, кессонированные деревянные плафоны, керамическая плитка.

Работы ведутся за счёт средств, выделяемых Министерством культуры РФ; собственных средств музея, а также благотворительных пожертвований. На общестроительные работы в 2012-2017 годах выделялись средства из федерального бюджета. С 2016-го музей дополнительно вкладывает деньги, которые заработал сам. Окончательное завершение работ по Александровскому дворцу планируется не ранее 2022 года.

Вслед за первыми интерьерами личной половины планируется открыть для посетителей Кленовую и Угловую гостиные, Парадный кабинет Николая II, а также комнаты Библиотеки.

Личные покои для Николая II (тогда еще великого князя Николая Александровича) и его супруги Александры Фёдоровны разместили на бывшей «свитской» половине Александровского дворца. Переделки производились с 1894 года под руководством Александра Видова и Александра Баха. Затем, после смерти Видова, ими недолгое время руководил Сильвио Данини, которого, в свою очередь, сменил Роман Мельцер.

Приёмная Николая II

С 1905 года Александровский дворец стал главной императорской резиденцией, а значит и эпицентром государственной жизни страны, и планировка рабочих помещений строго следовала придворному церемониалу. Прибывшие на аудиенцию к царю чиновники сначала попадали в Приёмную, где постоянно дежурили флигель-адъютанты. Комната оформлена фирмой братьев Мельцеров в 1899 году. Стены опоясаны высокими массивными дубовыми панелями с полками; дубовый кессонированный потолок и камин темно-зеленого мрамора в дубовом корпусе с пирамидальным завершением в углу интерьера дополняет его отделку. Приемная в значительной степени сохранила отделку после немецкой оккупации 1941-1944 годов.

Работы в Приёмной Николая II: реставрация дубовых панелей, паркета, камина, плафона и ткани, изготовление встроенного дивана.

Рабочий кабинет Николая II

Оформлен в 1896-1897 годах. Здесь император ежедневно принимал министров, заслушивал доклады, работал с бумагами. Отделка и мебель Рабочего кабинета – панели, встроенные шкафы, а также письменный стол и стулья – были выполнены из орехового дерева. Здесь же находилась личная библиотека Николая II, насчитывавшая около 700 томов военной, исторической литературы, книг по государственным вопросам, беллетристики и периодики. Интерьер уничтожен в годы фашистской оккупации.

Работы в кабинете Николая II: воссоздание портьер, камина, панелей, мебели из ореха, ковра.

Мавританская уборная

В мавританском стиле была оформлена ванная комната императора с бассейном для плавания вместимостью более тысячи ведер. Бассейн за несколько минут наполнялся водой нужной температуры. От коридора бассейн отделяла ажурная перегородка из клёна, из которого также был выполнен плафон. На площадке перед бассейном находился камин, выложенный изразцами с восточным орнаментом. Бассейн и всё оформление ванной выполнялись по проекту и под руководством архитектора и инженера Рошефора. В апартаментах Николая II Мавританская была единственной комнатой для отдыха. Интерьер утрачен в годы Великой Отечественной войны.

Работы в Мавританской уборной: во время расчистки помещения под полом обнаружили чашу бассейна с фрагментами керамики, что позволило реставраторам более полно и точно воссоздать рисунок и определить расцветку изразцов. Воссозданы: камин, бассейн, перегородка, ткани, ковер.

Палисандровая гостиная

Этот интерьер оформлял Роман Мельцер в 1896-1897 годах. Основным материалом отделки архитектор выбрал палисандр – дорогую древесину, которую доставляли из-за границы. Из палисандра были сделаны высокие стенные панели с полочкой, обрамление установленного в углу камина и мебель. В первые годы жизни во дворце Николай II и Александра Фёдоровна часто проводили время именно в этом интерьере. Затем гостиная стала местом завтраков и обедов царской семьи.

Работы в Палисандровой гостиной: по историческим образцам воссозданы тканевая обивка стен, портьеры, панели и камин из палисандра, украшенный тканевой вставкой и зеркалами с фацетом (специальной обработкой граней и внешней кромки стекла).

Сиреневый кабинет

За два десятка лет жизни Александры Фёдоровны в России Сиреневый кабинет – ее любимая комната в Александровском дворце, созданная Романом Мельцером, – ни разу не подвергалась переоформлению, несмотря на смену художественной моды на рубеже веков. Для оформления интерьера шёлк – розовато-лилового оттенка с рисунком из переплетенных вертикальных нитей – был заказан у парижской фирмы Шарля Бурже. Деревянные панели в нижней части стен и мебель, спроектированная Мельцером в подражание стилю рококо, были окрашены в два цвета под слоновую кость. Многие предметы обстановки, угловой диван, полушкафы встроены и связаны со стенными панелями. Здесь император и императрица с детьми часто пили кофе после завтрака, собирались на вечерний чай, здесь Александра Фёдоровна проводила много времени за работой и чтением.

Работы в Сиреневом кабинете: по историческим образцам воссозданы тканевая обивка стен, портьеры, встроенная мебель, ковер, деревянные панели, камин, живописный фриз.

Спальня

Находилась на месте комнаты, которая использовалась для этой же цели во время приезда во дворец гостей. В 1873 году здесь останавливалась мать Александры Фёдоровны, принцесса Алиса, приезжавшая на свадьбу своего брата, герцога Эдинбургского, и великой княжны Марии Александровны. Спальня была устроена в этом помещении без существенных переделок. Стены и перегородку архитектор затянул выбранным Александрой Фёдоровной английским чинцем (Charles Hindley).

Работы в Спальне: воссоздан альков, тканевая обивка стен, портьеры, ковер.

В Угловой гостиной и Библиотеке реставрируются искусственный мрамор, паркеты, карнизы. Кленовой гостиной вернули историческое объемно-пространственное решение (после Великой Отечественной войны этот зал был разделен на два), воссоздают антресоль и намазную лепку, встроенную мебель.

СПРАВКА

Александровский дворец был заложен в 1792 году по распоряжению Екатерины II и строился к бракосочетанию ее любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной. Автор проекта – итальянский архитектор Джакомо Кваренги. С 1905 года дворец стал постоянной резиденцией императора Николая II, который родился здесь в 1868 году и относился к Царскому Селу с особой теплотой. Здесь прошли последние 12 лет царствования российского императора; отсюда 1 августа 1917 года императорская семья была отправлена в ссылку в Тобольск.

В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. Позднее в левом крыле разместился Дом отдыха сотрудников НКВД, а на втором этаже правого флигеля, на месте закрытых комнат детей Николая II – детский дом.

Во время фашистской оккупации города Пушкина здесь размещался немецкий штаб и гестапо, в подвалах – тюрьма. Площадь перед дворцом была превращена в кладбище солдат СС.

После войны дворец был законсервирован и в 1946 году передан Академии наук СССР для хранения коллекций Института русской литературы. Здание готовили к масштабной выставке, посвященной 150-летию А.С. Пушкина. В связи с этим в 1947-1951 годах в здании начались восстановительные работы, в ходе которых планировалось реставрировать сохранившиеся интерьеры Кваренги и уцелевшие фрагменты убранства. Во время работ многие элементы отделки Кленовой и Палисандровой гостиных, а также Мавританской уборной были уничтожены. В 1951 году Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а дворцовая коллекция, находившаяся в составе эвакуированных предметов в Центральном хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев, поступила в Павловский дворец-музей.

В ведение музея-заповедника «Царское Село» дворец передан в октябре 2009 года, а уже в июне 2010-го, в дни празднования 300-летия Царского Села, были торжественно открыты после реставрации три зала его Парадной анфилады.

www.museum.ru/N74177
Ваше мнение »»

»»Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село"
Адрес:город Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, 7
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 465-2024 (автоответ.), 465-9424 (экс. бюро)
сайт:www.tzar.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 24.01.2020  x    ?  


Электронная выставка «Они жили в Ленинграде» в Музее-усадьбе Г.Р. Державина

Юбилейные выставки ВДНХ посетили 140 тысяч человек

Фотосессия в духе ХХ века

Галопом по Европам

Фальк, Машков, Кузнецов. Круг художников поставангарда 1920–1960-х гг.

Выставка "Сергей Сапожников" в Новой Третьяковке

"Без дублера". Выставка-посвящение Николаю Караченцову в Бахрушинском музее

"Ночь идей" в Пушкинском музее

Выставка Анастасии Славновой "L`amour"

Масленица удалая, блинная да озорная в Угличском музее

Выставка "Серенький козлик и сорок мурлык" в Угличском музее

День открытых дверей в Музее Владимира Высоцкого

Выставка «Ты повернул глаза зрачками в душу…» в Музее Владимира Высоцкого

«Здесь по заре и звездам я школу проходил…»

Кустодиев. Живопись. Графика. Фото

Исаакиевский собор в дни блокады Ленинграда. Лекция в «Шолохов-Центре»

Выставка "Общественная архитектура - будущее Европы" в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Выставка живописи и графики В.И. Суздальцева к 80-летию со дня рождения художника

«Сияние жизни V. 2». Акира Утияма (Япония)

Выставка живописи Николая Буранова. Восточная серия

Проект «Блокада. Голоса». Ко Дню снятия блокады Ленинграда

Выставка «Арт-фауна 2019» в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

Айвазовский. На гребне волны. Выставка репродукций в технике жикле

Начинает работу Школьное Пастернаковское общество

Выставка «„Демон”. Театр, живопись, литература» в Доме-музее М.Ю. Лермонтова

Выставка «Памяти Герцена». К 150-летию со дня кончины писателя, философа, общественного деятеля

"Акварель" - персональная выставка Риммы Мироновой

Выставка Анны Карпинской "Цвет силуэта" в галерее "Голубая Гостиная"

Ковер из приемной Александра II вернулся в Царское Село после реставрации

К 300-летию Морского устава Петра І. История русского флота в рукописях


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru