НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

c 3 сентября по 27 октябряМосква
«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова
«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова
«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова
М.Ю. Лермонтов. Демон
В. Асафьев. Опера «Казначейша»
В читальном зале Дома Гоголя открылась выставка, посвященная 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Тема выставки — творческое осмысление литературного наследия Лермонтова русскими музыкантами и художниками, их стремление расширить наше представление о творчестве писателя, поиски ответов на вопросы, которые он ставил, прежде всего, самому себе.

Всего четыре года признания было отведено в русской литературе одному из величайших ее писателей. Лермонтов стал известен широкой публике в 1837 г. после написания знаменитого стихотворения «Смерть поэта». Слава была мгновенной и скандальной — стихотворение в тысячах рукописных копий разошлось по России за считанные дни, автор сочтен неблагонадежным и сослан на Кавказ.

При жизни было опубликовано менее четверти его наследия. После гибели поэта более 20 лет имя его замалчивалось. Только в 50-е гг. XIX в. были собраны мемуары современников, отысканы неизданные произведения и письма. Оказалось, что Лермонтов — автор около 400 стихотворений, трех десятков поэм, двух незаконченных повестей, одного романа и полудюжины драматургических сочинений.

При жизни поэта его произведения не иллюстрировались. Исключение составляют 3 авторские иллюстрации, сохранившиеся в рукописях — фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), обложка поэмы «Черкесы» (перо, 1828) и рисунок к стихотворению «На севере диком» (карандаш, 1841).

В дальнейшем русские живописцы неоднократно обращались к поэзии Лермонтова. Все попытки воплощения лермонтовских образов в творчестве живописцев, разнообразные по тематике и жанрам, не оставили заметного следа в истории русского искусства, за исключением работ Врубеля. В основном же интерпретация творчества Лермонтова стала достоянием графиков и развивалась в русле книжной и станковой иллюстрации.

М.А. Врубель обратился к «Демону» в 1885 г., с тех пор этот образ занял центральное место в его творчестве. Художник является создателем одного из лучших циклов иллюстраций к роману «Герой нашего времени», и ряда картин к поэме «Демон» — «Демон сидящий», «Демон и Тамара», «Летящий Демон», «Демон поверженный», «Демон и ангел с душой Тамары». Эти полотна, как и серия его книжных иллюстраций к поэме, по глубине философского содержания, по смелости эстетических исканий относятся к шедеврам мирового искусства.

Особое место среди иллюстрированных изданий занимают сочинения Лермонтова под редакцией П.П. Кончаловского (отца художника), изданные И.Н. Кушнеревым в 1891 г., ознаменовавшие поворотный момент в истории лермонтовской иллюстрации. Кончаловский привлек 18 художников разных поколений и школ, предоставив им полную свободу в выборе сюжетов и техники воплощения. Среди них — мастер романтического пейзажа И.К. Айвазовский, создатели реалистической пейзажной живописи Шишкин и Поленов, представители разных направлений исторической живописи А.М. и В.М. Васнецовы, В.И. Суриков, мастера-реалисты С.В. Иванов, В.Е. Маковский, Репин, К.А. Савицкий, К.А. Трутовский, а также Е.Е. Волков и Н.Н. Дубовской, художники младшего поколения — Врубель, К.А. Коровин, Л.О. Пастернак.

Издание Кушнерева обогатило русское искусство целым рядом первоклассных произведений графики, творческие открытия были учтены последующими иллюстраторами Лермонтова.

Советских художников-иллюстраторов в творчестве Лермонтова привлекала, прежде всего, острота психологических столкновений, романтическое мироощущение, красочный мир исторической легенды и сказки.

В 40-50-е гг. были закончены работы Н.В. Кузьмина («Маскарад», 1949) и Д.А. Шмаринова («Герой нашего времени», 1946). Кузьмин прочел «Маскарад» как остросюжетную драму, тонко передал ее романтический. колорит. Его экспрессивные рисунки полны трагедийной напряженности, психологические характеристики персонажей проникновенны и точны. Сюита Шмаринова выполнена в лучших реалистических традициях: убедительны образы персонажей, точно воссоздана атмосфера эпохи.

В 60-е гг. появляются циклы гравюр Ф.Д. Константинова к «Герою нашего времени» (1963), «Стихотворениям» (1969), «Демону» (1965). Вместе с ранними иллюстрациями к «Мцыри», заново переработанными художником, этот лермонтовский цикл представляет самое значительное (после Врубеля) явление в истории иллюстрирования Лермонтова.

В Благородном пансионе, где обучался Лермонтов, много внимания уделялось эстетическому воспитанию. С детства мальчик учился играть на фортепиано, скрипке, флейте, очень любил петь, сочинял музыку. Сохранились сведения о том, что сам Лермонтов написал музыку на слова своей «Казачьей колыбельной песни». Ноты эти, которыми в свое время никто не заинтересовался, исчезли бесследно.

В 1828 г. начинается его поэтическая деятельность. Стихи его очень музыкальны. Исследователи пишут о 2,5 тысячах вокальных произведений на стихи Лермонтова. Свыше тысячи композиторов создавали их.

Русские композиторы очень рано заинтересовались поэзией Лермонтова. То были талантливые предшественники великого Глинки — А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев и музыканты-любители, современники Лермонтова.

Первым вокальным произведением на стихи Лермонтова были «Горные вершины», созданные в 1839 г. «дедушкой русского романса» Николаем Титовым. В 1840 г. вышли нотные издания сразу четырех «Молитв» («В минуту жизни трудную...») Гурилева, Николая Титова, Феофила Толстого и Александра Скарятина. Все остальные «Молитвы», более восьмидесяти композиторов, появились уже позже. Прижизненной была и «Еврейская мелодия» («Душа моя мрачна...») Гавриила Ломакина.

Написано свыше 20 вокальных композиций на слова «Выхожу один я на дорогу». Примечательно, что только одна из них прочно сохранилась в памяти любителей пения, стала народной песней, — это романс теперь мало кому известного композитора Елизаветы Сергеевны Шашиной, опубликованный в 1861 году.

Сам Чайковский только дважды прикоснулся к лермонтовской поэзии, хотя высоко ее ценил. Он переложил популярнейший среди композиторов «Утес» в оригинальную пьесу для смешанного хора a cappella и написал романс «Любовь мертвеца». Великий композитор хорошо понимал, какие трудности таит в себе лермонтовская лирика и сколь сложна проблема ее адекватного воплощения в музыке.

Созданный за несколько недель до трагической гибели поэта «Утес» привлек внимание более восьмидесяти композиторов, в том числе молодого Рахманинова, создавшего симфоническую фантазию на эту тему.

Одно из последних стихотворений Лермонтова, волнующую лирическую исповедь «Нет, не тебя так пылко я люблю», воплотили в музыке множество композиторов. Среди них есть имена видных музыкантов. Но подлинную популярность приобрел только один из многочисленных романсов — это романс-вальс А.И. Шишкина, написанный в 1885 году.

Пожалуй, наибольшую дань творчеству Лермонтова отдал Антон Рубинштейн. Кроме трех опер: «Хаджи-Абрек», «Демон», «Купец Калашников», он сочинил несколько романсов и дуэтов: «Ангел», «Горные вершины», «Еврейская мелодия», «Кинжал», «Русалка», «Тучи».

Советские композиторы уже в 30-е гг. перешли к созданию циклов романсов. Зачинателями этого направления в советской вокальной музыке явились Мясковский и Асафьев. Продолжая лучшие традиции русской музыки, советские композиторы создали ряд симфонических произведений: Ипполитов-Иванов — симфоническая поэма «Мцыри»; Асафьев — опера «Казначейша», Хачатурян — сюита «Маскарад» и другие.

И по сей день, несмотря на старания множества исследователей, биография Лермонтова изобилует белыми пятнами, история создания большинства произведений остается туманной, общая концепция творчества представляет проблему, а обстоятельства смерти так до конца и не выяснены.

Н.Н. Ге о Лермонтове: "Он был гениальным писателем, художником, творцом нового, философом и провидцем, умеющим смотреть ретроспективно и видящим далеко вперед. Он предсказал то время, до которого мы еще не дожили. Поэтому многое в его творениях остается до сих пор не понятным, или понятным не верно. Он умственно и морально возвышался над всеми, как самая высокая и крутая скала".

На выставке представлены художественные альбомы, книги из редкого фонда (в том числе с иллюстрациями М. Врубеля, М. Зичи, П. Бунина), изоматериалы с работами различных художников-иллюстраторов, ноты и виниловые диски с записями оперы и художественного чтения, а также подробный текстовый комментарий. Выставка будет работать с 3 сентября по 27 октября.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Читальный зал (2 эт.), вт–вс 10:00–20:00

www.museum.ru/N73797
Ваше мнение »»

»»Дом Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека
Адрес:город Москва, Никитский бульвар, д. 7а
Проезд:Ст. м. "Арбатская"
Телефоны:(495) 690-58-81 - спр., 695-84-96 - экс. бюро
сайт:www.domgogolya.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 15.10.2019  x    ?  


«Тарханы – место гения». К 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

К 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Выставка «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»

Выставка Игоря Курчинского в галерее "Голубая Гостиная"

Конференция «Павленковские чтения» о книжном деле в России в XIX– начале XX в.

«Нет ничего дороже жизни…»

Выставка "БлагоДарение" в Сургутском краеведческом музее

Как победить эпоху. Испанский республиканский плакат времён Гражданской войны

Выставка «За труды и Отечество» в Калининградском историко-художественном музее

Константин Маковский. Реалист и мифотворец

Осенняя программа воскресного лектория Государственного музея Л.Н. Толстого на 2019 г.

Выставка-акция А3/33 в Галерее А3

Школа наследия открывает новый семестр встречей с Андреем Кнышевым

Выставка «Из истории фотографии» в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня»

История кадетского образования в России XVIII-XIX вв.

Выставка «Сны о Богучарове» в Туле

Калининградский историко-художественный музей выпустил второй сборник статей «Время Музея»

«Вот чрезвычайно странный писатель…»: Достоевский и Эдгар По

Военно-исторический лекторий "Суворов-220" в Мемориальном музее А.В. Суворова

Выставка «Окна «Полярной Правды»

Ингушские мотивы в душе России

Персональная выставка Бориса Беленкина "Тель-Авив в Санкт-Петербурге"

Выставка «По обе стороны столетия: Новороссiйскъ, начало XX века – Новороссийск, век XXI»

Презентация каталога работ А. Гросицкого на юбилее галереи Artstory

Выставка А.Г. Траугота в Пушкинском Доме

Золотой век русского искусства. Живопись второй половины XIX века на выставке в Серпухове

Выставка графики Виктора Борисова "Беседа с ангелом"

«Визитка времени»

Выставка «Железный граф» в Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи

Иллюстрации Александры Павловой к анимационному фильму «Собачье сердце»

Выставка "Василий Поленов" в Новой Третьяковке


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru