9 апреля во Врубелевском корпусе Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля начинает работу новая выставка "ГРАВЮРА XVIII - XIX ВЕКОВ В РОССИИ" (6+).
Представленная в двух небольших залах, она продолжает знакомить зрителей с коллекцией русской гравюры из собрания музея. Экспозиция включает произведения, печатные формы (доски) которых выполнены на металле. Резцовая гравюра, офорт, пунктир, меццо-тинто – техники, которые использовали мастера для воспроизведения живописных картин или рисунков. Задача гравера – перевести художественный образ оригинала на язык другого вида искусства, способного вызвать ассоциации с первоисточником.
В России светская гравюра получила широкое распространение в первой четверти XVIII века, в эпоху петровских преобразований. Это время ознаменовано блестящим расцветом авторской гравюры на металле. С ее развитием Петр I связывал задачи огромной государственной значимости: «…гравюра нужна, чтобы грыдоровать гистории, персоны, ланшампы, городы, строения, оных прославленных торжеств и служить для вечной славы государства».
Иностранные мастера активно приглашались в Россию и во второй половине XVIII столетия. Тогда в Санкт-Петербурге открылась Российская Академия художеств, а в Императорском Эрмитаже была сформирована богатейшая коллекция европейского искусства. Императрица Екатерина II, вызывая иностранцев в Россию, не только обеспечивала их выгодными государственными заказами, но и приобщала к воспитанию национальных художественных кадров.
В экспозицию вошли произведения голландских мастеров Адриана Шхонебека и Питера Пикарта, англичанина Джеймса Уокера, немецких граверов и выдающихся педагогов Георга Фридриха Шмидта и Иоганна Себастьяна Клаубера.
Значимое место на выставке отведено произведениям русских мастеров - И.В. Ческого, Н.И. Уткина, Е.П. Чемесова и их продолжателя В.В. Матэ.
Особое место в истории русской гравюры занимает большеформатное произведение Г.И. Скородумова «Смерть князя Потемкина в степях Бессарабии» (1792). Это первая в России историческая гравюра мемориального характера, имеющая документальную основу. Развернутая аннотация познакомит зрителя с историей создания этой редкой работы.
На выставке можно увидеть гравюры Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» и Г.Г. Мясоедова «Дедушка русского флота». Они были отпечатаны в 1872 году и вошли в состав альбома «Памяти Петра Великого».
«Хорошая гравюра, – писал А.Н. Бенуа, – часто гораздо точнее передает впечатление от оригинала, чем живописная копия». В этом утверждении есть большая доля истины, поскольку талантливый гравер всегда соавтор художника. Он ставит перед собой творческую задачу – донести до зрителя средствами своего искусства истинную ценность оригинала.
Выставка будет работать до 30 июня по адресу: Омск, ул. Ленина, 3, Врубелевский корпус.
Вход - по билетам в музей.