НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка икон XVIII – XIX вв. в Национальном музее имени А.В. Анохина

c 7 февраля по 17 мартаРеспублика Алтай
Афиша выставки
В Национальном музее имени А.В. Анохина продолжает работу выставка произведений церковного искусства из города Березова и хранящихся сегодня в Омском государственном историко-краеведческом музее.

Большинство берёзовских икон, датированных XVIII – XIX вв., представляют собой редкие образцы Тобольской иконописной школы. Вместе с тем история древнейших из них, относящихся к XVI – XVII вв., неразрывно связана с историей города и храма.

Древнейшая икона коллекции – Архангела Михаила Архистратига – согласно записной книге о Берёзове была принесена пришедшими для построения города Берёзова казаками в 1593 г. и поставлена вместе с другой – Святителя Николая Чудотворца в первую Берёзовскую Воскресенскую церковь. До 1859 г., по сведениям Н.А. Абрамова, сохранялись обе иконы. Через 79 лет икону Николая Чудотворца А.Ф. Палашенкову в храме обнаружить уже не удалось, о чём он упоминает в своём дневнике.

Икона Архангела Михаила изображает его на крылатом коне, в княжеской короне, с трубой в устах, в правой руке у него – «осьмиконечный» крест, кадило и копьё, которым Михаил поражает дьявола – крылатого льва с человеческим лицом, в левой руке – Евангелие, поднятое кверху, внизу изображён город с крепостью. Образ отличает редкая иконографическая деталь: в правом верхнем углу иконы – «предвечный младенец и трапеза с хлебом предложения», потир и копьё.

Кроме коллекции икон, жемчужиной берёзовского собрания является фелонь (верхнее облачение православного священнослужителя), расшитая дочерью А.Д. Меншикова и невесткой А.Г. Долгорукова. Фелонь эта привезена А.Ф. Палашенковым из Берёзова в 1939 г. На ее подкладе — надпись чернилами «Пожертвована княжнами Меншиковыми и Долгоруковыми». Это единственный сохранившийся предмет из многочисленных вкладов семей Меншиковых и Долгоруких в церковь Рождества Богородицы, построенную А.Д. Меншиковым. Церковь сгорела в 1764 г., погибли и хранившиеся в ней реликвии. Лишь немногие сохранившиеся богослужебные предметы впоследствии оказались в Воскресенском соборе Берёзова.

Александр Данилович Меншиков, сподвижник Петра I, обручил свою дочь Марию с малолетним Петром II. Но, в результате придворных интриг, в которых особенно преуспели Долгоруковы, его лишили званий, наград и богатства. В 1727 г. Меншиков был арестован и отправлен в ссылку с семьей, где умер через два года. Вскоре в Берёзов прибыла опальная семья Алексея Григорьевича Долгорукова. Он голосовал против избрания на царство Анны Иоанновны и поплатился за это. Так в Берёзове пересеклись судьбы младших детей Меншикова и Долгорукова. Вероятно, фелонь изготовили невестка Алексея Долгорукова Наталья, её золовки и младшая дочь Меншикова Александра. Надписи на подкладе предположительно сделаны много позднее того времени, когда этот дар поступил в храм.

Одна из икон берёзовской коллекции – Спас (XVIII в.) – выполнена в классических традициях новгородской школы: тёмная колористическая гамма, строгое, но вместе с тем величественное и спокойное выражение лица, схематическая прорисовка складок одежды. Фон иконы мастер традиционно раскрыл жёлтой охрой, символизирующей золото – Божественный свет.

Ещё одна икона – Иоанн Богослов в молчании (конец XVII в.) – также имеет некоторые черты новгородского направления. Приглушённые цвета – тёмно-красный, оливково-золотистый, охра, тонкое многослойное письмо лика, отточенный рисунок – всё это подчёркивает особую внутреннюю тишину и созерцательность образа. Правой рукой апостол касается уст – знак безмолвия, левой указывает на текст Евангелия от Иоанна. Ангел, олицетворяющий Святой Дух, за плечом Иоанна передаёт ему слова Божии. Орёл, изображённый на иконе, является символом апостола: подобно тому, как орел высоко парит в небесах, Иоанн в своем Евангелии поднимается до самых высоких религиозных истин. Практически во всех византийских рукописях IX – начала XI веков Иоанн Богослов имеет облик старца, что, вероятно, объяснялось существованием предания о написании им Евангелия в глубокой старости, последним из евангелистов. Устойчивые «узнаваемые» черты внешности Иоанна Богослова, получившие широкое распространение в более поздних памятниках, в том числе древнерусских, – высокий, выпуклый, изборождённый морщинами лоб с большими залысинами, короткие курчавые волосы и небольшая окладистая борода с выделенными прядями.

Четыре иконы берёзовской коллекции имеют подписи, указывающие год написания, две – имя автора. Не последнюю роль в формировании этой тенденции сыграло и то, что в XVIII – XIX вв. работы выполнялись по преимуществу светскими мастерами – цеховыми и посадскими. К началу XVIII в. иконописцы-ремесленники в Сибири преобладали. Церковная реформа 1764 г., связанная с секуляризацией церковных земель и сокращением в духовных заведениях штата иконописцев ещё более способствовала переносу иконописания в ремесленную среду. Так, икона «Богоматерь Всех Скорбящих Радость» написана цеховым изографом Дмитрием Мамонтовым.

Своеобразной чертой некоторых сибирских икон является отражение местного этнического типа. Иконопись вступала в контакты с представителями аборигенных народов (языческих и мусульманских) и создавала интересные образы. В лике на иконе «Священномученик Власий» явно проступают монголоидные черты – ярко выраженные скулы, а на иконе Владимирской Богоматери отчётливо виден миндалевидный восточный разрез глаз. Это можно объяснить двояко: или русские иконописцы, наблюдая жизнь местных народов, шли от натуры, или эти иконы писали представители местных народностей, освоивших иконописное дело.

www.museum.ru/N72087
Ваше мнение »»

»»Национальный музей имени А.В. Анохина
Адрес:Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 46
Проезд:Музей расположен на центральной улице Чорос-Гуркина, в 5-ти минутах ходьбы от автовокзала. Все автобусы до ост. "Автовокзал", "Родник", "Разноторг"
Телефоны:(38822) 4-77-73
сайт:musey-anohina.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 20.07.2019  x    ?  


Первый Международный фестиваль народного творчества по произведениям М.Ю. Лермонтова "Парус судьбы"

Выставка Творческого объединения “Время молодых XXI” в Пятигорске

День памяти М.Ю. Лермонтова в Тарханах

Выставка «Уильям Хогарт: анализ красоты» в музее-заповеднике И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

Феликс Петуваш. Полет над тернами

Третий фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Выставка «Око» в Государственном музее Востока

Реликвия царской семьи на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

Дар Музею-заповеднику И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

"Бульдозерные чтения" в рамках выставки "Свободный полет" в Новой Третьяковке

Выставка Алексея Митина в галерее "Мансарда Художников"

Конференция «Проблемы реставрации, атрибуции и хранения произведений искусства ХХ века» в Ульяновске

Фотовыставка Приокско-Террасного заповедника «Прикоснись к живой природе»

Копии сокровищ гробницы Тутанхамона на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

День Приокско-Террасного заповедника в Дарвиновском музее

Многоцветие татарской национальной культуры на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

В тени вершин: горные народы Афганистана

"Есть только миг..." - выставка в Музейном центре "Гамаюн"

Фестиваль «Императорской гвардии посвящается…» на площади у Нарвских Триумфальных ворот

Выставка «Живопись. Графика. Иван и Алексей Букакины» в Культурном центре «Дом Озерова»

«Безымени». Выставка работ неизвестного художника из собрания KGallery

Выставка «Я учусь жизнью» в Культурном центре «Дом Озерова»

Выставка «Мой Серпухов» (к 680-летию города)

XIII Красноярская музейная биеннале «Переговорщики»

Выставка «Принцессы Дома Романовых...» в Калининградском историко-художественном музее

Выставка "Дань памяти. Майданек, который увидел весь мир"

Песнь леса и степи: Аламнер и Укек. XIII–XIV вв.

Выставка «Николай Ромадин. Ученик Михаила Нестерова»

«Мыслящий тростник». Тютчев и Мандельштам. Параллели

Источник вдохновения. Театральный и народный костюм


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru