6 августа 2016 года в Музее истории и этнографии прошла презентация новой выставки «Вагончик тронется, перрон останется» (0+). Выставка открылась в преддверии знаменательного для станции Геологическая события – 13 октября 2016 года исполнится 50 лет как станция Геологическая из отделения временной эксплуатации (ОВЭ) была переведена в Министерство путей сообщения СССР.
Основная идея новой экспозиции – показать историю станции с 1962 по 2016 гг., рассказать о людях, стоявших у истоков строительства новой железной дороги, соединившей Урал с бассейном реки Конды, давшей жизнь посёлку Комсомольский – будущему городу Югорску.
Постановлением Совета министров СССР от 6 августа 1955 года для «вывоза леса из вовлекаемых в эксплуатацию новых лесных массивов Свердловской и Тюменской областей, а также леса, поступающего сплавом по реке Обь» было предусмотрено строительство железной дороги Ивдель – Обь. В 1959 году были подготовлены рабочие чертежи на первые 20 километров и 5-я отдельная Познанская Краснознамённая железнодорожная бригада приступила к строительству.
Первая в округе железнодорожная ветка взяла старт от маленькой тупиковой станции Лозьвинская (ныне Першино) Свердловской области. По бездорожью, по вековой тайге, по непроходимым чащам и топким болотам воинам-строителям предстояло преодолеть 385 километров. Первый поезд по ханты-мансийской земле до станции Ейтья (Алябьево) прошёл 10 июня 1962 года. К концу 1962 года было открыто рабочее движение до станции Верхнекондинская. В октябре 1966 года первый участок дороги Ивдель 2 – Конда, протяжённостью 220 километров, был принят в постоянную эксплуатацию. 2 апреля 1967 года на станции Сергинской (Приобье) состоялся торжественный митинг, посвящённый выходу на последнюю станцию.
Первоначально линия Ивдель – Обь проектировалась как лесовозная. Но во время её строительства геологоразведчики открыли в этом районе запасы природного газа и нефти, в связи с чем народно-хозяйственное значение будущей дороги значительно выросло.
Станция Эсс, получившая своё имя по названию местной речки, находилась на 175-м километре железнодорожной ветки Ивдель – Обь. 13 октября 1966 года станция Эсс из ведомства железнодорожных войск была переведена в Министерство путей сообщения и приобрела новое название – Геологическая.
Музей истории и этнографии выражает искреннюю признательность и благодарность ветеранам-железнодорожникам, чьи воспоминания легли в основу выставки «Вагончик тронется, перрон останется», а также сегодняшним работникам станций Геологическая и Верхнекондинская, оказавшим неоценимую помощь в формировании выставки:
Шидловский Евгений Брониславович, зам.начальника дистанции пути ст. Верхнекондинская (с февраля 1970 года).
Рудик Евдокия Гадылхаковна, работала на станции Геологическая дежурной по станции с 1966 по 1997 гг.
Лепешев Владимир Васильевич, старший механик на ст. Геологическая (1969 – 2001 гг.).
Котлова Валентина Николаевна, работала на ст. Геологическая приемосдатчиком груза.
Штир Лидия Васильевна, работала на станции Геологическая товарным кассиром (с 1966 года).
Бабкина Евгения Шафиулловна, с 1995 года товарный кассир на станции Геологическая.
Сафронова Марина Александровна, с 2003 года дежурная по станции на станции Геологическая.
«Государство в государстве», – говорят о станции ветераны. Здесь много разных отделов и служб, от чёткой, слаженной работы которых зависит работа всей железнодорожной станции. Здесь и движенцы (дирекция управления перевозок), и машинисты, и путейцы, связисты, билетная касса, служба СЦБ и многие другие. Посетители выставки могут познакомиться со спецификой работы каждого отдела, а также узнать, как вводились в эксплуатацию устройства автоматики, телемеханики, связи – увидеть действующую автоматическую справочную установку 1970 года, различные аппараты стрелочной и оперативной связи, радиостанцию, телефонные аппараты, компостеры и многое другое.
Выставка работает до 16 октября 2016 года.
Дополнительная информация и справки по тел.: (34675)2-17-45, 2-17-44