НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Открытие выставки-исследования «Школа Леонардо да Винчи» в Государственном Эрмитаже

10 декабря 2015Санкт-Петербург
Открытие выставки-исследования «Школа Леонардо да Винчи»
Открытие выставки-исследования «Школа Леонардо да Винчи»
Открытие выставки-исследования «Школа Леонардо да Винчи»
Открытие выставки-исследования «Школа Леонардо да Винчи»
Открытие выставки-исследования «Школа Леонардо да Винчи»
Три картины из частного собрания, Санкт-Петербург

10 декабря 2015 года в Государственном Эрмитаже состоялось открытие выставки-исследования «Школа Леонардо да Винчи», включающей картины из частного петербургского собрания: «Мария Магдалина» работы Джампьетрино, «Мадонна с младенцем» и «Женский портрет» - итальянских последователей Леонардо да Винчи конца XV – начала XVI веков.

На церемонии открытия присутствовали - Михаил Борисович Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа, и куратор выставки Татьяна Кирилловна Кустодиева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства.

«Прекрасно отреставрированные картины из частной коллекции, - отметил Михаил Борисович, - пример образцового исследования того, как должны реставрироваться произведения живописи».

Цель выставки - познакомить зрителей с неизвестными работами школы Леонардо да Винчи, методами их исследования и научно-технической экспертизой. В экспозицию включены фотографии картин в рентгеновских лучах, инфракрасном и ультрафиолетовом излучениях.

«Мария Магдалина» написана Джампьетрино (Джованни Пьетро Риццоли), который по праву считается наиболее талантливым учеником Леонардо да Винчи. Он настолько искусно перенял стиль живописи своего учителя, что долгое время ряд его работ приписывались самому винчианцу. Лейтмотив творчества Джампьетрино – тема Марии Магдалины. В экспонируемой на выставке картине он отступает от подобной схемы. Юная грешница в очень пышном зеленом наряде сидит подле гранитного саркофага, держа в руке сосуд с мирой. Это алебастровая вазочка с крышкой – своего рода зашифрованная подпись Джампьетрино – встречается во всех композициях на подобный сюжет. Тип лица женщины, легкая улыбка, интерес к передаче волос восходят к искусству Леонардо. Поза и движение святой близка к изображению фигуры Магдалины на одном из набросков да Винчи в Институте Курто, Лондон. Обращает внимание с какой материальной достоверностью передан гроб из красного гранита.

Проведенные исследования позволили прийти к заключению, что «Мария Магдалина» одна из наиболее ранних композиций на подобный сюжет: инфракрасные лучи показали, что Джампьетрино не сразу нашел форму сосуда, который он затем почти без изменений повторял в более поздних работах на эту тему.

«Женский портрет» приписывался разным авторам, но ни одна из выдвинутых гипотез не была достаточно убедительной. Изображенная дама, несомненно, принадлежит к высшему обществу, о чем свидетельствует ее наряд и украшения. В конце XV века в Милане вошли в моду подобные платья из ткани светло-коричневого цвета с большим прямоугольным декольте.

Основа и подготовительный красочный слой «Женского портрета» сохранились удовлетворительно. В ИК-лучах просматривается лицо с типично мужскими чертами, отличающимися от окончательного варианта, когда художник преобразил его в женское, изменив характер скул и подбородка. Эта метаморфоза остается загадкой, как и многое в творчестве самого да Винчи.

«Мадонна с младенцем» - работа неизвестного мастера. Исходной точкой для образа Марии мог послужить рисунок Леонардо из Оксфорда, а для положения ножек ребенка набросок «Мадонна с фруктами» из собрания Лувра.

Всю поверхность картины покрывал толстый слой окислившегося желтого лака, что затрудняло прочтение композиции и восприятие светотени. Лак удалили, утраты живописи восполнили. В инфракрасных лучах выявлен прекрасный подготовительный рисунок, выполненный углем, серебряным карандашом и чернилами. Заметны также следы припороха – красящего порошка, набитого в дырочки картона, чтобы перевести с него рисунок на грунтованную доску. Наиболее цельная и интересная часть картины – пейзаж, в основе которого работа с натуры. Над всем ландшафтом доминируют характерные слоистые скалы – деталь, столь любимая Леонардо да Винчи, встречается во многих его работах (от раннего «Поклонения волхвов» до поздней «Святой Анны»). Подобный мотив охотно использовали его последователи. Тонкая линия то легко очерчивает контуры зданий, то уступает место чернилам, создающим контрасты света и тени. Создатель картины накладывал краски не только при помощи кисти, но и пальцами, следы их просматриваются на лице и ухе младенца Иисуса.

«Картины относятся к школе Леонардо да Винчи, - подчеркнул М.Б. Пиотровский, - у нас в Эрмитаже не только Леонардо, но и целый зал школы, круга, последователей великого мастера. Это как раз одна из тем научного исследования, одна из тем эрмитажной выставочной деятельности, одна из тем, которой занимается Татьяна Кирилловна Кустодиева, автор этой выставки… Я очень благодарен владельцам картин, благодарен всем, кто делал выставку – кураторам и оформителям».

www.museum.ru/N60355
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 27.11.2021  x    ?  


Ленинградский эстамп. 1930-1990

Расширенная экспозиция живописи, посвященная 80-летию А.И. Морозова

Возвращение в постоянную экспозицию Новой Третьяковки скульптуры И.М. Чайкова «Футболисты»

Выставка фотографий Костаса Асимиса «Наш Афон»

«Назначаю Вам встречу в саду...» - выставка в Музее-заповеднике «Царицыно»

Выставка "Сергей и Анна Шильниковы. Живопись"

Издан каталог коллекции фотографий М.А. Шолохова из собрания музея

Выставка "Переплетения, или Книга художника" в музее Николая Островского

В Центре Искусств. Москва открывается выставка "Два Возрождения"

Выставка "Золотой XVII век. Фламандское и голландское барокко XVII века" в Центре Искусств. Москва

Яркий мир анимации на выставке в галерее «Нагорная»

«Новизна и традиции» – выставка к 85-летию Союза художников Татарстана

Выставка "Российская империя" в Историческом музее

Инклюзивный проект «Простыми словами»

Фонды РОСИЗО. Обновление

Катерина Ковалева. История болезни. Право на отдых

Выставка иконописных работ Кирилла Федотовского

Акварель великой княгини

Выставка «Образ и смысл. Голландская живопись XVII века из музеев и частных собраний России» в Серпухове

«Фотоработы Стаса Намина — это грандиозно!»

Выставка «Как стать евреем? Будни и традиции еврейского детства»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru