10 декабря в 18 часов в музее «Русский Левша» откроется фотовыставка «Семь дней в Париже» - фотохудожника Марии Кремневой.
Фотограф и путешественница Мария Кремнева умеет находить сюжеты, которые превращают повседневность в увлекательное приключение: отражения города на зыбкой поверхности каналов, таинственная жизнь скульптур... Это умение видеть необычное в банальном, отличало также адептов сюрреалистического движения в начале XX века. Витрины магазинов привлекали художников-сюрреалистов в связи с безграничными возможностями для игры с отражением, которое предоставляет стеклянная поверхность. Один из самых выдающихся художников XX столетия, один из основоположников концептуального искусства, Марсель Дюшан был одержим витринами: «вопрос витрин, испытать допрос витрин, требования витрин... трудность состоит в том, чтобы разрезать стекло». Как известно, одно из самых загадочных произведений Дюшана называется «Большое стекло». Сюрреалисты экспериментировали с изображением, намеренно провоцируя наложения одного кадра на другой, охотно запечатлевали странные предметы... Таким образом, у зрителя возникало ощущение абсурда, сюр-реализма, другими словами иной реальности, которая ближе к снам и фантазиям, нежели к скучной обыденной жизни.
Многие известные фотографы уже в начале XX века в соответствии с духом сюрреализма любили фотографировать витрины. Ман Рей и Эжен Атже выбирали живописные нагромождения манекенов в модных бутиках Парижа. Каталонец Антони Арисса предпочитал наблюдать за жизнью вещей в разных ракурсах – то снаружи, то изнутри. А еще подсматривать за людьми, которые остановились, чтобы полюбоваться выставленным товаром. Американец Эванс Уолкер в тридцатые годы сделал эффектные снимки нью-йоркских витрин, в которых отразился облик современного ему мегаполиса.
В стекле витрины встречаются два мира: внешний и внутренний. Мир улицы с его суетой, проезжающими машинами, проходящими людьми и пространство бутика, особенно антикварного с его манекенами, скульптурами и старинными вещами. Иногда кажется, что покрытые патиной изваяния и старые куклы удивленно взирают на нас из своего мира, в котором время словно остановилось. Наверное, поэтому наше внимание невольно приковывает большой циферблат. Может быть «по ту сторону стекла» эти часы идут совсем по другому?
Фотографии Марии Кремневой напоминают нам об опытах сюрреалистов: однако, в отличие от великих экспериментаторов прошлого фотограф предпочитает поэтическое созерцание отчаянному погружению в собственное подсознание. Увлечение фотографией, так или иначе, приводит к сакраментальному вопросу: а что же такое реальность? То, что «на самом деле» или то, что рождается в моем воображении? Похожими вопросами задается Алиса в Зазеркалье. «Иногда отражение в зеркале более реально, чем сам объект...»
Александра Каурова
В рамках фотовыставки Марии Кремневой «Семь дней в Париже» - литературная страница.
11 декабря в 18.00 в музее микроминиатюры «Русский Левша» (Итальянская, 35) состоится литературно-музыкальный вечер «Мы жили тогда на планете другой» (неопубликованные воспоминания Ирины Одоевцевой о поэтах Серебряного века).
В программе выступления:
Светланы Александровны Жуковицкой - актрисы, писателя, литературного секретаря И.В. Одоевцевой и Виктора Сергеевича Федорова-Вишнякова, автора-исполнителя, заслуженного артиста России. В его исполнении прозвучат романсы на стихи: Г. Иванова, В. Набокова, М. Цветаевой, И. Северянина, авторские произведения, посвященные Серебряному веку.
Будет представлена небольшая экспозиция личных вещей Ирины Одоевцевой.
В. С. Федоров-Вишняков - окончил студию Ленинградского Тетра юных зрителей (курс Леонида Макарьева). Играл в Ленинградском ТЮЗе. Участник песенного дуэта с Александром Хочинским.
Актер Санкт-Петербургского государственного драматического театра "На Неве".
Заслуженный артист РФ (1999).
Вход на творческий вечер по билетам музея «Русский Левша» - 350 рублей
Свободных мест мало. Звоните – не откладывая – 312 -8809, куратор и ведущая вечера Ольга Георгиевна Юркова.