Мультимедиа арт музей, Москва / Музей "Московский дом фотографии"
Международный Комитет Красного Креста, Женева / Москва
Польский музей армии, Варшава
Имперский военный музей, Лондон
Музей военной истории, Вена
Королевский музей армии и военной истории, Брюссель
Фонд сохранения русского наследия в Европейском Союзе, Брюссель
Музей Нисефора Ньепса, Шалон-сюр-Сон, Франция
Музей и сады Альберт-Кан, Булонь-Бийанкур, Франция
Архив Российской Академии наук, Москва
Российский государственный архив кинофотодокументов, Москва
ECPAD (Агентство коммуникации и аудиовизуальной продукции
Министерства обороны), Франция
Государственный литературный музей, Москва
Архивы компании Renault, Франция
Частные коллекции Франции, Италии, России
При поддержке Посольства Франции и Французского института в России
представляют выставку
"ВОЙНА, ПОКОНЧИВШАЯ С МИРОМ"
Открытие состоится 3 июля в 19:00
Выставка будет проходить с 4 июля по 19 октября
К 100-летию с начала Первой мировой войны музей "Московский Дом фотографии" подготовил масштабный международный проект, впервые объединив усилия ведущих музеев, частных и государственных архивов, среди которых: Имперский военный музей (Лондон), Музей военной истории (Вена), Польский музей армии (Варшава), Музей Нисефора Ньепса (Шалон-сюр-Сон), Королевский музей армии и военной истории (Брюссель), Архив Международного Комитета Красного Креста (Женева / Москва), Архив Российской Академии наук (Москва), Российский государственный архив кинофотодокументов (Москва), Архив Агентства коммуникации и аудиовизуальной продукции Министерства обороны Франции (Париж), Архивы компании Renault (Франция) и др., представляет проект, последовательно реконструирующий события 1914-1918 годов, показывает войну, глазами всех противоборствующих сторон, всех участников конфликта.
В названии выставки - "Война, покончившая с миром" использовано заглавие книги - "The War That Ended Peace: The Road to 2014", известного историка, профессора Оксфордского университета - Маргарет Макмиллан, праправнучки Дэвида Ллойд Джорджа, премьер-министра Великобритании с 1916 по 1922 гг.
Для России Первая мировая война началась 1 августа 1914 года. До сих пор не утихают споры о том, можно ли было избежать войны, которая стала по сути первой общечеловеческой глобальной катастрофой - войны, в которой приняло участие 38 стран, с населением более 1,5 миллиарда человек; войны, в которой погибло более 22 миллионов человек; войны, в ходе которой, впервые было использовано оружие массового поражения; войны, разрушившей казавшиеся непобедимыми империи; войны, навсегда разделившей историю на "до" и "после"…
"Человечество никогда ещё не было в таком положении. Не достигнув значительно более высокого уровня добродетели и не пользуясь значительно более мудрым руководством, люди впервые получили в руки такие орудия, при помощи которых они без промаха могут уничтожить всё человечество", - писал один из величайших политических деятелей XX века, Уинстон Черчилль.
Экспозиция рассказывает о том, как развивались события Первой мировой войны, останавливаясь на мельчайших подробностях и создавая целостную историческую картину. Она начинается с фотографии из собрания венского Музея военной истории, которая свидетельствует о формальном поводе для начала войны, которым стало убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены герцогини Софии Гогенберг 28 июня 1914 года, а заканчивается заключением Брестского мира, созданием Лиги наций и подписанием Версальского договора.
Важными акцентами выставочного пространства станут 13 экранов, установленные в залах: на шести из них, будет показываться уникальная кинохроника, иллюстрирующая наиболее важные события каждого года войны, а на семи - видеокадры объединенные темами: "Марширующие солдаты из разных стран мира", "Артиллерия", "Окопы", "Атака", "Воздух", "Вода", "Смерть".
Стереофотографии и стереопроекции (Музей Нисефора Ньепса; коллекция МДФ и частные коллекции, Москва), создающие объемное изображение, а также автохромы (Музей Альберта Кана, архив Министерства обороны Франции), представляют войну в цвете.
На выставке показаны снимки фотографов-любителей, которые участвовали в боевых действиях. В экспозицию вошли фотографии знаменитого физика Сергея Ивановича Вавилова, ставшего впоследствии президентом Академии наук СССР (Архив РАН), а также итальянской княгини Анны-Марии Боргезе представляющей женский взгляд на войну (частное собрание, Рим). Одновременно в МАММ рассказаны истории целых военных подразделений: 267-го Духовщинского пехотного полка, участника Лодзинской и Виленской операций (собрание МДФ); бельгийского корпуса броневиков, направленного на помощь союзникам в Россию (Королевский музей армии и военной истории, Брюссель), англо-русского госпиталя во дворце Белосельских-Белозерских в Петрограде и взаимодействия авиационных подразделений военно-морских сил Великобритании и России (Имперский военный музей, Лондон), пехотных войск Первой бригады Польских легионов (Польский музей армии, Варшава) и др.
Боль, горе, скорбь, страх, ужас, шок, ярость - все эти чувства можно испытать при одном взгляде на фотографии и документальные киноматериалы из архива Международного Комитета Красного Креста, деятельность которого была неразрывно связана со всеми участниками военного конфликта. Австрийский писатель Стефан Цвейг вспоминал, что "…на протяжении этих трех лет он [МККК] был душой и сердцем Европы. Страхи, волнения, отчаянные призывы о помощи, крики ужаса миллионов людей невидимым потоком обрушиваются на него каждый день. И этот же поток в обратном направлении уносит слова утешения, советы и сведения о близких. Там, за этими стенами, по всему свету кровоточат бесчисленные раны истерзанного сердца Европы. Но здесь это сердце еще бьется. Потому что здесь нечеловеческому страданию нашей эпохи противопоставляется вечное чувство сострадания к людям", а Ромен Роллан, который сам работал в качестве добровольца в созданном МККК Международном агентстве по делам военнопленных, передал в дар Красному Кресту половину полученной им Нобелевской премии.
Первая мировая война стала открытием новой эры пропаганды среди собственного населения, союзников, и противников. На страницах французского журнала "Le Miroir" выходили практически ежедневные фотоотчеты с фронта, ему вторили аналогичные российские издания. В экспозицию вошли уникальные газеты и журналы, выпущенные в 1914-1915 годах: "Искры", "Летопись войны", "Солнце России". Кроме того, на выставке представлены карикатуры, цветные и черно-белые литографии, плакаты, выполненные выдающимися деятелями русского авангарда: Казимиром Малевичем, Аристархом Лентуловым, Владимиром Маяковским.
Война обесценила человеческую жизнь, показала изнанку международной политики и дипломатии, утвердила власть темных инстинктов над нормами морали и права. Гуманитарная катастрофа охватила весь мир, независимо от того, на чьей стороне выступали те или иные силы. Погибла Австро-Венгрия, погибла Российская Империя, Европу охватила депрессия, на карте мира возникли новые государства, как будто только для того, чтобы спустя 20 лет забыв обо всех уроках истории погрузиться в новую, кровопролитную - Вторую мировую войну…
Задача этого уникального международного проекта - на примере Первой мировой войны показать, что иногда достаточно одной ошибки, чтобы запустить необратимые процессы, расколоть общество, сделать союзников непримиримыми врагами, а при современном развитии военных технологий даже уничтожить цивилизацию; показать, что сегодня, как никогда, необходимо объединить усилия ради сохранения мира.