НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом

c 16 октября 2013 по 16 февраля 2014Москва
Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом
Aльбом-каталог ''Наталия Гончарова''
Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом

Пресс-конференция состоится 15 октября в 17:00

Сбор и регистрация представителей СМИ, кофе-брейк в 16:30

Выставка открыта с 16 октября 2013 по 16 февраля 2014

Крымский Вал, 10, залы 60–61

Крупнейший проект нового выставочного сезона Третьяковской галереи посвящен творчеству Наталии Сергеевны Гончаровой (1881–1962) – самой знаменитой русской художницы, одной из наиболее ярких фигур в искусстве ХХ века. Настоящая выставка, сопоставимая по полноте с открывшейся ровно 100 лет назад масштабной персональной выставкой Гончаровой 1913 года, призвана показать лучшие, эталонные произведения разных периодов и направлений, создать целостное представление о творческом пути одного из самых значимых мастеров авангарда.

В экспозиции около 400 экспонатов 1907–1959 годов: живописные работы, эскизы к знаменитым спектаклям «Русских сезонов» в Париже, наброски костюмов и тканей для Домов моды, редкие книжные иллюстрации. В состав выставки вошли произведения из собрания Третьяковской галереи, обладающей уникальной по количеству и качественному составу коллекцией работ Гончаровой, а также из 23 отечественных и зарубежных музеев и частных собраний. Среди западных партнеров проекта – Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей современного искусства города Парижа, Музей моды Гальера (Париж), Музей Людвига (Кельн), Стеделийк-музей (Амстердам), «ABA Gallery» (Нью-Йорк). Подавляющее большинство произведений из этих коллекций никогда ранее не выставлялось в нашей стране.

В истории искусства Н.С.Гончаровой принадлежит особая роль: усвоив уроки французских художников – В.Ван Гога, П.Гогена, А.Матисса, П.Пикассо, она отстаивала национальные истоки русского авангарда. В его основе – связь с художественной традицией восточно-христианского мира и допетровской Руси: иконописью, деревянной скульптурой, лубком. Гончарова искала вдохновение в формах народного примитива и древних культур, видя движение в будущее через погружение в прошлое. В 1913 году она декларировала своеобразие своего пути: «Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени…, мой путь к первоисточнику всех искусств – к Востоку». Выбор между Востоком и Западом, давший название настоящей выставке, во многом определил не только творческие поиски, но и судьбу Гончаровой: покинув родину в 1915 году для оформления «Русских балетов» С.П.Дягилева, она до конца своих дней осталась жить в Париже.

Н.С.Гончарова родилась и выросла в Тульской губернии в поместье архитектора и математика С.М.Гончарова, внучатого племянника Натальи Николаевны Гончаровой, жены А.С.Пушкина. Детские годы определили глубинную связь Гончаровой с народным миропониманием и культурой, повлияли на ее самобытное декоративное дарование. Она довольно поздно осознала себя художником, лишь к двадцати годам (1901) решив поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры. В училище Гончарова встретилась с М.Ф.Ларионовым (1881–1962). Эта встреча стала важнейшим событием в ее творческой и личной жизни. Ларионов, признанный лидер молодых художников, первым отметил редкое чувство цвета Гончаровой, указал на ее призвание живописца, стал ее наставником и спутником жизни. Союз Ларионова и Гончаровой – особый творческий феномен. Через всю жизнь они прошли вместе, вдохновляя и поддерживая друг в друге стремление к новаторству. Резкая смена стилей, стремительные переходы от фигуративных к беспредметным формам, «всёчество», апроприация пластического своеобразия художников-современников стали характерной особенностью искусства Гончаровой.

Выставка отражает характер творчества и судьбы Гончаровой. Экспозиция включает три пространственные зоны. Две из них представляют фигуративную живопись и графику; эти зоны можно озаглавить словами М.Цветаевой: «Россия» и «После-России». Третий раздел экспозиции посвящен лаборатории новых художественных форм: кубизму, лучизму, футуризму, беспредметным композициям. Каждая из зон членится на тематические разделы своеобразными лучами-выгородками (пространственная аллюзия, отсылающая к лучизму Ларионова-Гончаровой).

Русский период творчества Гончаровой (1907–1915) представлен жанрами, наиболее важными в период ее художественного самоопределения: это пейзаж и натюрморт, в которых она непосредственно обращается к работе с натурой. Новый этап – «крестьянский цикл» и одно- и многочастные религиозные композиции, в которых выразилась национальная эстетическая программа Гончаровой. Кульминацией этого периода стали два этапных живописных цикла на сюжет Апокалипсиса – «Сбор винограда» и «Жатва» (оба – 1911).

Живопись французского периода демонстрирует обращение Гончаровой к новым для нее мотивам и темам. В жанровых работах художница предстает ироничным бытописателем («Завтрак», 1924). В натюрмортах с конца 1920-х годов ее особенно привлекают цветы магнолии. После поездки в Испанию в 1916 году в работах мастера появился образ «испанки», который постепенно освобождался от этнографических подробностей и приобретал знаковый характер. Центральное место в экспозиции занимает полиптих «Испанки» (1923–1926). Испанская серия демонстрирует эволюцию стиля Гончаровой от позднего декоративного кубизма и ар деко к своеобразной версии неоклассики.

Один из самых увлекательных разделов выставки – зона пластических экспериментов. Перед зрителем предстает наглядная демонстрация идей «всёчества», сформулированных теоретиком авангарда И.Зданевичем. Здесь можно увидеть широкий спектр поисков новых форм – от «лучизма» 1912–1913-х («Портрет М.Ф.Ларионова», 1913) и 1950-х, кубизма («Крестьяне, собирающие виноград», 1913–1914) и футуризма 1912–1914-х («Аэроплан над городом», 1913) до беспредметных композиций 1913–1950-х годов («Пустота», 1913). Впервые на выставке можно увидеть разнообразие поисков Гончаровой в области абстрактной живописи. Гончарова предстает интернациональным художником, работа которого идет в русле мирового художественного процесса.

Пять композиций «Художественные особенности по поводу павлина» (1910–1911) – апогей стилевого плюрализма, каждая из картин посвящена своему направлению.

В части экспозиции, где представлена книжная иллюстрация, посетители смогут увидеть редкие издания – образцы оформленных Гончаровой в России и во Франции авторских книг.

Особый раздел выставки посвящен театру: здесь экспонируются эскизы для дягилевских спектаклей, принесшие Гончаровой всемирную славу, и лучшие работы позднего периода – оформление балетов «Богатыри» для театра Метрополитен в Нью-Йорке и «Последний романтик» для антрепризы Бориса Князева.

Впервые будут показаны работы Гончаровой для Домов моды – эскизы костюмов, тканей, ковров. Уникальный экспонат предоставлен парижским Музеем моды Гальера – платье, созданное по эскизу художницы.

На выставке зрителя ждут многие открытия. В экспозицию вошли полотна французского периода, прежде никогда не экспонировавшиеся в Москве, в том числе «Продавщица апельсинов» (1916, Музея Людвига в Кельне). Впервые в России после выставок 1913–1914 годов полностью представлен программный цикл «Жатва» (1911); привлечет внимание декоративный фриз и эскизы оформления парижского особняка С.Кусевицкого (1922); в первый раз после 1926 года воссоединились части полиптиха «Испанки» (1923–1926); одно из центральных мест в экспозиции занимает панно «Осенний вечер. Испанки» (1922–1928), ранее известное исследователям только по каталогу парижского Осеннего салона 1929 года.

Специально к выставке опубликован наиболее полный на сегодняшний день альбом-каталог; подготовлено электронное издание на двух носителях: на диске и впервые в практике Галереи – на флэш-карте.

В рамках проекта организована обширная образовательная программа, включающая лекции и встречи с отечественными и зарубежными специалистами. Информацию об этом можно найти на сайте Третьяковской галереи и на сайте выставки http://ngoncharova.tretyakov.ru/, на котором размещены также материалы о специальных проектах.

По четвергам экспозицию можно будет посетить до 22.00 (вход и кассы – до 21.30).

Выставочный проект станет новым этапом в изучении творчества одной из «амазонок авангарда» и познакомит широкую публику с новаторским искусством выдающейся представительницы рода Гончаровых.

www.museum.ru/N51091
Ваше мнение »»

»»Третьяковская галерея на Крымском Валу
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", тролл. "Б", 10, остановка "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:8 (499) 238-1378, 238-2054, (495) 953-5223
URL:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.12.2014  x    ?  


Рождественские истории в доме Достоевского

Открытие выставки "Великий Князь Павел Петрович"

Презентация альманаха "День поэзии – ХХI век" - 2014, посвященного 200-летию М.Ю. Лермонтова

Новогодняя кутерьма в Гатчине

Лариса Вербицкая провела гостей проекта "Звездные экскурсии" по квартире Алексея Толстого

Музыкально-песочное представление "12 месяцев" в Нижегородском художественном музее

Пресс-конференция проектов "Звездные экскурсии" и "Городские здания"

XLII чтения, посвященные памяти Ю.А. Гагарина

"Кукол много не бывает..."

Выставка «Рождественская сказка» в Туле

Поэтический вернисаж «Жду я заснеженных дней» в Туле

Выставка «От Рождества до Крещения: святые вечера»

Новые шедевры азиатского искусства в собрании Музея Востока

Выставка «Семь бесед с францисканцами»

Конференция «Художественный металл в России и Европе в XIX-XX веках», г. Екатеринбург

О конференции «Христианский музей в современном мире»

Время ангелов. Шедевры английской гравюры XVIII века

25 лет Музею истории московской архитектурной школы

Борис Сысоев «Друзья, художники, художники-друзья» в библиотеке РАХ

Рождественские гуляния в Музее-усадьбе "Архангельское"

Открытие памятной доски, посвященной С.А. Бобринской, в Богородицке

Круглый стол, посвященный результатам исследований "Троицы" Андрея Рублева

Выставка в Пугачевском краеведческом музее им. К.И. Журавлева

Благотворительный фестиваль «Снежный день»

Ночь перед Рождеством в "Доме Гоголя"

Новогодняя канитель

Новогодняя мозаика музыки

Образ императора Александра I в творчестве его современников


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2014 Российская сеть культурного наследия
Зарегистрировано в Министерстве печати 6 июля 2001г. Эл.N77-4675.     ISSN 1684-9574