НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом

c 16 октября 2013 по 16 февраля 2014Москва
Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом
Aльбом-каталог ''Наталия Гончарова''
Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом

Пресс-конференция состоится 15 октября в 17:00

Сбор и регистрация представителей СМИ, кофе-брейк в 16:30

Выставка открыта с 16 октября 2013 по 16 февраля 2014

Крымский Вал, 10, залы 60–61

Крупнейший проект нового выставочного сезона Третьяковской галереи посвящен творчеству Наталии Сергеевны Гончаровой (1881–1962) – самой знаменитой русской художницы, одной из наиболее ярких фигур в искусстве ХХ века. Настоящая выставка, сопоставимая по полноте с открывшейся ровно 100 лет назад масштабной персональной выставкой Гончаровой 1913 года, призвана показать лучшие, эталонные произведения разных периодов и направлений, создать целостное представление о творческом пути одного из самых значимых мастеров авангарда.

В экспозиции около 400 экспонатов 1907–1959 годов: живописные работы, эскизы к знаменитым спектаклям «Русских сезонов» в Париже, наброски костюмов и тканей для Домов моды, редкие книжные иллюстрации. В состав выставки вошли произведения из собрания Третьяковской галереи, обладающей уникальной по количеству и качественному составу коллекцией работ Гончаровой, а также из 23 отечественных и зарубежных музеев и частных собраний. Среди западных партнеров проекта – Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей современного искусства города Парижа, Музей моды Гальера (Париж), Музей Людвига (Кельн), Стеделийк-музей (Амстердам), «ABA Gallery» (Нью-Йорк). Подавляющее большинство произведений из этих коллекций никогда ранее не выставлялось в нашей стране.

В истории искусства Н.С.Гончаровой принадлежит особая роль: усвоив уроки французских художников – В.Ван Гога, П.Гогена, А.Матисса, П.Пикассо, она отстаивала национальные истоки русского авангарда. В его основе – связь с художественной традицией восточно-христианского мира и допетровской Руси: иконописью, деревянной скульптурой, лубком. Гончарова искала вдохновение в формах народного примитива и древних культур, видя движение в будущее через погружение в прошлое. В 1913 году она декларировала своеобразие своего пути: «Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени…, мой путь к первоисточнику всех искусств – к Востоку». Выбор между Востоком и Западом, давший название настоящей выставке, во многом определил не только творческие поиски, но и судьбу Гончаровой: покинув родину в 1915 году для оформления «Русских балетов» С.П.Дягилева, она до конца своих дней осталась жить в Париже.

Н.С.Гончарова родилась и выросла в Тульской губернии в поместье архитектора и математика С.М.Гончарова, внучатого племянника Натальи Николаевны Гончаровой, жены А.С.Пушкина. Детские годы определили глубинную связь Гончаровой с народным миропониманием и культурой, повлияли на ее самобытное декоративное дарование. Она довольно поздно осознала себя художником, лишь к двадцати годам (1901) решив поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры. В училище Гончарова встретилась с М.Ф.Ларионовым (1881–1962). Эта встреча стала важнейшим событием в ее творческой и личной жизни. Ларионов, признанный лидер молодых художников, первым отметил редкое чувство цвета Гончаровой, указал на ее призвание живописца, стал ее наставником и спутником жизни. Союз Ларионова и Гончаровой – особый творческий феномен. Через всю жизнь они прошли вместе, вдохновляя и поддерживая друг в друге стремление к новаторству. Резкая смена стилей, стремительные переходы от фигуративных к беспредметным формам, «всёчество», апроприация пластического своеобразия художников-современников стали характерной особенностью искусства Гончаровой.

Выставка отражает характер творчества и судьбы Гончаровой. Экспозиция включает три пространственные зоны. Две из них представляют фигуративную живопись и графику; эти зоны можно озаглавить словами М.Цветаевой: «Россия» и «После-России». Третий раздел экспозиции посвящен лаборатории новых художественных форм: кубизму, лучизму, футуризму, беспредметным композициям. Каждая из зон членится на тематические разделы своеобразными лучами-выгородками (пространственная аллюзия, отсылающая к лучизму Ларионова-Гончаровой).

Русский период творчества Гончаровой (1907–1915) представлен жанрами, наиболее важными в период ее художественного самоопределения: это пейзаж и натюрморт, в которых она непосредственно обращается к работе с натурой. Новый этап – «крестьянский цикл» и одно- и многочастные религиозные композиции, в которых выразилась национальная эстетическая программа Гончаровой. Кульминацией этого периода стали два этапных живописных цикла на сюжет Апокалипсиса – «Сбор винограда» и «Жатва» (оба – 1911).

Живопись французского периода демонстрирует обращение Гончаровой к новым для нее мотивам и темам. В жанровых работах художница предстает ироничным бытописателем («Завтрак», 1924). В натюрмортах с конца 1920-х годов ее особенно привлекают цветы магнолии. После поездки в Испанию в 1916 году в работах мастера появился образ «испанки», который постепенно освобождался от этнографических подробностей и приобретал знаковый характер. Центральное место в экспозиции занимает полиптих «Испанки» (1923–1926). Испанская серия демонстрирует эволюцию стиля Гончаровой от позднего декоративного кубизма и ар деко к своеобразной версии неоклассики.

Один из самых увлекательных разделов выставки – зона пластических экспериментов. Перед зрителем предстает наглядная демонстрация идей «всёчества», сформулированных теоретиком авангарда И.Зданевичем. Здесь можно увидеть широкий спектр поисков новых форм – от «лучизма» 1912–1913-х («Портрет М.Ф.Ларионова», 1913) и 1950-х, кубизма («Крестьяне, собирающие виноград», 1913–1914) и футуризма 1912–1914-х («Аэроплан над городом», 1913) до беспредметных композиций 1913–1950-х годов («Пустота», 1913). Впервые на выставке можно увидеть разнообразие поисков Гончаровой в области абстрактной живописи. Гончарова предстает интернациональным художником, работа которого идет в русле мирового художественного процесса.

Пять композиций «Художественные особенности по поводу павлина» (1910–1911) – апогей стилевого плюрализма, каждая из картин посвящена своему направлению.

В части экспозиции, где представлена книжная иллюстрация, посетители смогут увидеть редкие издания – образцы оформленных Гончаровой в России и во Франции авторских книг.

Особый раздел выставки посвящен театру: здесь экспонируются эскизы для дягилевских спектаклей, принесшие Гончаровой всемирную славу, и лучшие работы позднего периода – оформление балетов «Богатыри» для театра Метрополитен в Нью-Йорке и «Последний романтик» для антрепризы Бориса Князева.

Впервые будут показаны работы Гончаровой для Домов моды – эскизы костюмов, тканей, ковров. Уникальный экспонат предоставлен парижским Музеем моды Гальера – платье, созданное по эскизу художницы.

На выставке зрителя ждут многие открытия. В экспозицию вошли полотна французского периода, прежде никогда не экспонировавшиеся в Москве, в том числе «Продавщица апельсинов» (1916, Музея Людвига в Кельне). Впервые в России после выставок 1913–1914 годов полностью представлен программный цикл «Жатва» (1911); привлечет внимание декоративный фриз и эскизы оформления парижского особняка С.Кусевицкого (1922); в первый раз после 1926 года воссоединились части полиптиха «Испанки» (1923–1926); одно из центральных мест в экспозиции занимает панно «Осенний вечер. Испанки» (1922–1928), ранее известное исследователям только по каталогу парижского Осеннего салона 1929 года.

Специально к выставке опубликован наиболее полный на сегодняшний день альбом-каталог; подготовлено электронное издание на двух носителях: на диске и впервые в практике Галереи – на флэш-карте.

В рамках проекта организована обширная образовательная программа, включающая лекции и встречи с отечественными и зарубежными специалистами. Информацию об этом можно найти на сайте Третьяковской галереи и на сайте выставки http://ngoncharova.tretyakov.ru/, на котором размещены также материалы о специальных проектах.

По четвергам экспозицию можно будет посетить до 22.00 (вход и кассы – до 21.30).

Выставочный проект станет новым этапом в изучении творчества одной из «амазонок авангарда» и познакомит широкую публику с новаторским искусством выдающейся представительницы рода Гончаровых.

www.museum.ru/N51091
Ваше мнение »»

»»Третьяковская галерея на Крымском Валу
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", тролл. "Б", 10, остановка "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:8 (499) 238-1378, 238-2054, (495) 953-5223
URL:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 30.01.2015  x    ?  


«Непрочитанные страницы. Степан Чахотин (1888–1931). Рисунки, стихи, письма» в Доме русского зарубежья

"Страна Шурале" в Новосибирском художественном музее

Рисуем сами!

НЕшкольный Гоголь

Занятия по журналистике "Перо"

Поэтический вернисаж «Ах ты, зимушка-зима!» в Туле

Конференция "Война и оружие. Новые исследования и материалы" в Музее артиллерии

Международная конференция "Рубежи памяти: груз прошлого на весах современности" в С.-Петербурге

Курс повышения квалификации музейных работников в Санкт-Петербурге

Другой Коровин. Живопись, графика. К 100-летию Ювеналия Коровина

Ярославские истоки Пакта Рериха

Фестиваль традиционной культуры "Шуми, Масленица!" в ЦПКиО им. С.М. Кирова

Просто об эволюции

Выставка «Дорога к Пушкину - 2014»

Приключения Марлена и Вилены в Музее С.М. Кирова

Выставка "Оружие Джона Браунинга. К 190-летию со дня рождения" в Музее артиллерии

Великое служение Москве

Выставка Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в Крыму

«Пакт Рериха. История и современность» в Уссурийске (Приморский край)

День открытых дверей в Школе акварели Сергея Андрияки

И.И. Машков «Портрет А.Б. Шимановского». Выставка одной картины

Виртуальный тур по залам Радищевского музея опубликован на Google Maps

Выставка «Шнитке. Schnittke». Post Factum

Фотопроект "Украинский излом"

Фотовыставка Игоря Иванова "Донецк непокорённый"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2015 Российская сеть культурного наследия
Зарегистрировано в Министерстве печати 6 июля 2001г. Эл.N77-4675.     ISSN 1684-9574