НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Шедевры музеев мира в Эрмитаже. Поль Сезанн. "Игроки в карты". Из собрания Галереи Курто

c 13 сентября по 17 ноября 2013Санкт-Петербург
Игроки в карты. Поль Сезанн. 1892-1896. Из собрания Института Курто
Поль Сезанн. "Игроки в карты". Из собрания Галереи Курто. Из серии "Шедевры музеев мира в Эрмитаже"

Аполлонов зал (зал N 260)

13 сентября - 17 ноября 2013

13 сентября 2013 года в Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка из традиционной серии "Шедевры музеев мира в Эрмитаже", которая представляет картину Поля Сезанна "Игроки в карты" из собрания Галереи Курто, Лондон. Галерея Курто славится во всем мире одной из наиболее примечательных коллекций новой французской живописи. Появление этой картины в Эрмитаже – ответный жест со стороны лондонской Галереи: несколькими месяцами раньше там, на выставке "Становясь Пикассо. 1901", побывала эрмитажная "Любительница абсента".

Сезанн представлен у Курто десятью работами высочайшего достоинства, где наибольшее восхищение вызывают фигурные композиции "Игроки в карты" и "Курильщик", пейзажи "Гора Св. Виктории" и "Озеро Аннеси", а также "Натюрморт с гипсовой статуэткой", жанр, в котором художник не знал себе равных.

Серия "Игроков" занимает важное место в зрелом творчестве Сезанна. Впервые он обратился к этой тематике в 1890-е годы. "Игроки в карты" были написаны по реальным впечатлениям от пребывания в Жа-де-Буфан, поместье, где проходила юность художника, и куда он вернулся в поздние годы.

Крестьяне, жившие в окрестностях Экса и работавшие в поместье, послужили натурой и для серии произведений "Игроки в карты", и для группы одиночных этюдов, в основном курильщиков. В их число входит и поясное изображение садовника (Галерея Курто), сделавшегося позже игроком слева на лондонском холсте, и "Курильщик" из эрмитажного собрания, для которого позировал Полен Поле, ставший игроком справа.

За отсутствием документации последовательность в исполнении вариаций "Игроков" остается дискуссионной. Молодой провансальский поэт Ж. Гаске, к которому дружески относился Сезанн, уверял впоследствии, что тот начинал серию с полотен малого размера (к ним как раз и относится лондонская вариация "Игроков") и закончил крупными – они находятся в Музее Метрополитен в Нью-Йорке и Фонде Барнса в Филадельфии. Однако Гаске не мог знать, как продвигалась вся серия – Сезанн никому не показывал эти свои работы. В 1948 году Бернар Дориваль, выдающийся французский знаток живописи конца XIX века, предположил, что на самом деле весь творческий процесс проходил в обратном порядке. Тогда двумя последними композициями стали две картины примерно равных размеров хранящиеся в Лондоне и в Париже, в Музее Орсэ. Этого мнения придерживаются как устроители выставки "Сезанн. Игроки в карты", проходившей в 2010 году в Галерее Курто, так и хранитель отдела Западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа А.Г. Костеневич.

Вариации "Игроков", хранящиеся в музеях Америки, с большим числом персонажей, отличаются точно проработанными реальными деталями костюмов персонажей и фона. В более поздних версиях из коллекций Дохи, Парижа, Лондона композиция составлена из двух фигур, детальность изображения уступает место экспрессии и живописности исполнения. Энергия живописи здесь, в сравнении с американскими версиями, возрастает. Это особенно характерно для той версии, что выставлена сегодня в Эрмитаже: расплывчатый, смазанный фон, выхваченный из кадра и показанный сам по себе, не воспринимается как стена кабачка, а кажется абстрактной живописью.

Лондонская и парижская версии, наименьшие по размеру и, как теперь считается, последние в цикле по времени исполнения, по мнению большинства специалистов, относятся к лучшим в серии, а вместе с тем – к вершинам живописи мастера. Ученые до сих пор спорят о том, можно ли считать "Игроков в карты" из Галереи Курто последней в серии. В обеих картинах, в сравнении с американскими версиями, энергия живописи возрастает, концентрируясь на двух профилях участников состязания, сидящих за столом с картами в руках и обдумывающих ход, от которого зависит исход игры.

Тема карточной игры не была редкостью во французском изобразительном искусстве. К ней обращались Л. Мейссонье в живописи или О. Домье в графике, преимущественно находя в таких сюжетах повод для иронии. В подобном ключе действовали в начале 1890-х годов, то есть одновременно с Сезанном, и живописцы официальных салонов. Однако Сезанн в своей живописи никогда не склонялся к юмору. Его персонажами владеет затаенная страсть, которая выражается не в мимике или жестах, а в динамичности и красоте самой живописи. Сцена карточной игры, которой полностью отдаются сезанновские персонажи, как бы указывают здесь на присутствие судьбы, неожиданно проявляющейся в самой банальной обстановке.

К выставке Редакционно-издательским отделом Государственного Эрмитажа подготовлен каталог "Поль Сезанн. Игроки в карты. Из собрания галереи Курто". Автор - Альберт Григорьевич Костеневич, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства. Куратор выставки - Демина Наталья Борисовна, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства.

www.museum.ru/N50907
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 18.04.2021  x    ?  


18 Неделя Германии в Санкт-Петербурге. Программа в Музее Достоевского

ВДНХ приглашает отметить Международный день памятников и исторических мест

Всероссийская акция "Библионочь" в Российской национальной библиотеке

Валентин Герасименко. Памяти художника

Выставка произведений Виктора Псарёва «Художник и время» в Российской академии художеств

Уличный тур по маршруту «Скульптурная линия» в Петербурге

Милютинские дни в Череповце

«Перчатка с левой руки». Поговорим о моде ахматовского времени

Выставка "МАЖ" Димы Горбунова в галерее-мастерской ГРАУНД Солянка

Галерея Люмьер открыла новую площадку на Большой Полянке

"Как устроен музей?" - выставка в Музее истории Кронштадта

Легендарная "трехлинейка" С.И. Мосина. 130 лет в строю

Выставка "Венеция вдали как странный сон…" в особняке Румянцева

«Чайковский - XIX–XXI: Традиция vs Эксперимент». Выставка в Музее Чайковского в Москве

Выставка Елены Третьяковой «Непионерские лагеря» в Томском художественном музее

Дни исторического и культурного наследия Москвы в Бахрушинском музее

Библионочь-2021 в Музее истории ГУЛАГа

Выставка Ивана Матвиенко "Конь не валялся"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru