Выставка является Специальным гостем 5 Московской биеннале современного искусства и проходит в рамках Года России - Голландии 2013
Московский музей современного искусства представляет первую в России масштабную ретроспективу Андрея Ройтера, одного из основателей легендарного сквота 1980-х «Детский сад», уже более двадцати лет живущего в Западной Европе.
Предыдущие московские проекты «Чемоданная коллекция» («Арт-Стрелка projects», 2005) и «Проверенный багаж» («Риджина», 2011) открыли для российской публики «художника-туриста» — самооопределение Ройтера, которое развивает в статье «Годы странствий Андрея Ройтера» Виктор Мизиано. Выставка «Открытый дом», инициированная еще несколько лет назад куратором Ольгой Лопуховой, расширяет масштаб «багажа» Ройтера до параметров разместившейся на четырех этажах здания в Ермолаевском переулке «мастерской». Экспозиция разворачивается как подвижный коллаж из трехмерных объектов и артефактов, фотографий и видеоработ, произведений на холсте и бумаге, охватывающих 25-летний период творчества художника. Для этой выставки впервые в Москве Андрей Ройтер выстраивает «сферическое пространство», образуемое «кристаллами — пищей для глаза и ума», поиски которых составляют цель его реальных и ментальных путешествий. Это пространство, по собственному признанию художника, является его «автопортретом».
На выставке «Открытый дом» представлено более 70 произведений живописи, фотографий, объектов из нидерландских и российских частных и музейных коллекций. Экспозиция строится не по хронологическому принципу, в каждом зале соседствуют артефакты, созданные в разные годы — с 1986 по 2012. Отдельные залы воссоздают атмосферу московской художественной жизни 1980-х годов, напоминая о первой «открытой студии» художника в сквоте «Детский сад».
«Вненациональное» искусство Андрея Ройтера, в основе которого — записки путешественника, оптика наблюдателя и практика коллекционера ненужных «сувениров» — уходит корнями в 80-е, когда круг людей в России, причастных современному искусству, был очень узким. Именно тогда художник впервые задается вопросом, который до сих пор предъявляет себе и зрителям — что значит «быть Андреем Ройтером». Картина «Мой русский акцент» (2003) упаковывает речевой багаж художника в старый брезентовый рюкзак, с которым он отправляется странствовать по миру. С тех пор живописные работы Андрея Ройтера часто включают в себя иноязычные тексты, среди которых преобладают короткие английские сентенции, однако в стилистике создаваемых художником артефактов сохранился тот самый неистребимый «акцент», выраженный в притягательной магии рукотворного объекта, далекого от холодной сделанности Запада. Работа «Мои русские глаза» (2010) — своего рода признание в том, что однажды обретенное зрение не поддается трансформации в зависимости от передвижения по ту или другую сторону границы. Вооружившись характерным инструментом туриста — фотокамерой, разрастающейся на его холстах до грандиозных размеров, художник, однажды и навсегда примеривший на себя маску «вечного путешественника», облекает себя на постоянные открытия «новых земель».
Однако, одновременно в объектив этой же камеры смотрит человек, сохраняющий дистанцию и констатирующий «I’m not here». Свобода в выборе предмета «коллекционирования» художника, делает его независимым от любых внеличностных привязанностей, архаика форм его артефактов имеет своим источником не ностальгию по бедным материалам, единственно доступным во времена СССР, но очарование повседневностью, коллажным характером окружающего человека мира. Его произведения рождаются из скетчей и заметок находящегося в постоянном движении наблюдателя, оседающих в чемоданах, которые он порой вскрывает спустя годы. Поэтому трудно говорить об эволюции художника Ройтера, он — автор кочующих мотивов, обретающих новые формальные воплощения в разноформатных картинах, аскетичных или сложносочиненных объектах. Отсюда и особенность выставок его «коллекций», экспонаты которых располагаются по принципу коллажа, обнаруживая все новые и новые парадоксальные связи.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Андрей Ройтер родился в 1960 году в Москве. С 1978 по 1980 годы учился в Московском Архитектурном институте. В 1977 году принял участие в групповой выставке в Горкоме графиков на Малой Грузинской улице. В 1985-1986 гг вместе с Николаем Филатовым и Германом Виноградовым работал сторожем в здании бывшего детского сада в Хохловском переулке, где образовалась художественная коммуна «Детский сад». С середины 1980-х годов произведения художника экспонируются на выставках неофициального советского искусства в Европе и США. С 1990-х живет и работает на Западе, выставляется в Германии, Швейцарии, Швеции, США и Японии. Среди наиболее значимых выставок Ройтера тех лет — экспозиции в Кунстхалле Базеля (Basel Kunsthalle), Музее современного искусства в Сан-Франциско (San Francisco Museum of Modern Art), Людвиг-Форуме в Ааахене (Ludwig Forum in Achen) и в Кунстхалле Реклигхайзена (Kunsthalle Recklinghausen). В настоящее время живет в Амстердаме и Нью-Йорке. Выставки Андрея Ройтера проходили в городских музеях Нидерландов, таких как, Stedelijk Museum Schiedam (2010), Stedelijk Museum Den Bosch (2010), и других европейских стран, например, в Kunstmuseum Solothurn, CH (2011), а также во многих галереях: Impronte Contemporary Art, Милан (2010), Laura Bartlett Gallery, Лондон (2008), Jack Hanley Gallery, Нью-Йорк (2001), галерея AKINCI, Амстердам. Участвовал в групповых проектах в Московском музее современного искусства (2009), в Centraal Museum, Утрехт (2006), Pratt Institute, Нью-Йорк (2002) и многих других. Работы художника находятся в музейных собраниях: Государственной Третьяковской галереи (Москва, Россия), Central Museum Utrecht (Утрехт, Нидерланды), Unicredit (Вена, Австрия) Akzo Nobel Art Foundation (Амстердам, Нидерланды), Zimmerli Art Museum (Нью-Джерси, США), Ludwig Forum (Ахен, Германия) и др.
Дата проведения: 5 сентября — 6 октября, 2013
Адрес: Ермолаевский 17
Куратор: Ирина Горлова