НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней

c 7 марта по 12 мая 2013Москва
Данько Н. Чернильница «Физкультурники». 1934
Федосов Н. П. Эскиз к картине «Отдел контроля». 1934
Серов В. А. (1910-1968). «Строительница». 1964
Шеронова Варвара. «Юнгштурмовка». 1928
Кулагина  В. «Международный  день работниц». Москва-Ленинград. гос. изд-во 1930
Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней

Открытие: 7 марта 2013, 18.00

Пресс-показ: 7 марта, 16.30 - 17.30

Место проведения: Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»

Кураторы: Марина Лошак, Олеся Туркина, Наталья Каменецкая

Координатор: Екатерина Усова

Дизайн экспозиции: Творческое объединение «Десять»: Алексей Подкидышев, Тамара Мурадова, Игорь Чиркин

При участии: Государственной Третьяковской галереи, Музея современной истории России, Музея В.В.Маяковского, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного выставочного центра РОСИЗО, Института русского реалистического искусства, Музея-усадьбы Кусково, Музея МАРХИ.

8 марта – 12 мая 2013

Место проведения: Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»

Традиция отмечать Международный женский день или праздник 8 марта неразрывно связана с советским периодом истории нашей страны. Трогательные открытки с изображением ландышей или тюльпанов, девушки с голубем мира или малыша с коробкой с надписью «для Мамы», веточки мимозы и подарки, которые обязательно вручают в этот день каждой женщине. Парадоксально, но в стране победившего социализма праздник 8 марта впервые в мире стал государственным и при этом никогда не ассоциировался с феминизмом. Даже сегодня отношение к феминизму в российском искусстве, как впрочем, и в социально-политическом движении, по-прежнему затуманено советской риторикой. Выставка приурочена к определенной дате: ровно сто лет назад в Санкт-Петербурге состоялось «Научное утро по женскому вопросу», на которое собралось более полутора тысяч женщин. Первый Международный женский день в России был отмечен не цветами и подарками, а требованием права голоса для женщин, государственного обеспечения материнства, протестом против дороговизны жизни и призывами к равноправию. Некоторые из требований столетней давности актуальны и по сей день, даже, если номинально они давно выполнены. Феминистские идеи в России на протяжении ста лет претерпели трансформацию – от борьбы за равноправие и официальной государственной идеологии до патриархального праздника «всех женщин». Двадцать лет назад вместе с Перестройкой пришло понимание задач феминистского искусства. Выставка «Международный женский день» – это переосмысление феминизма в искусстве на новом этапе. Важно отметить, что выставка не стремится дать исчерпывающее представление о развитии феминистского искусства на протяжении последнего столетия. Она является концептуальной. То есть это скорее выставка идей, которые сконцентрированы вокруг нескольких ключевых тем.

Первая тема связана с амазонками русского авангарда. Остроумно названные так писателем Бенедиктом Лившицем, женщины-художницы впервые стали не музами или подругами художников, а равноправными участниками художественного процесса. Художницы русского авангарда представлены по преимуществу своими «прикладными» проектами. Рисунки для текстиля и дизайн платьев Любови Поповой, Варвары Степановой, Зинаиды Райтцер, фарфоровые группы Елены Данько и Варвары Шероновой связаны с традиционной женской проблематикой. В этих работах новые индустриальные мотивы соединились с достижениями нового искусства, для того, чтобы создать образ новой женщины. Освобожденная советская женщина вдохновляла Александра Дейнеку, Александра Самохвалова, Юрия Пименова, Давида Штеренберга... Образ физкультурницы, художницы, работницы текстильной фабрики запечатлен и на фотографиях Александра Родченко. В таком двойном ракурсе по-новому ставится вопрос о самоопределении художниц, которое проходило по принципу их принадлежности к определенному направлению, школе или движению. Можно сказать, что в России женщины сначала добились равноправия в искусстве, а затем в избирательном праве. Правда, и там, и там оно оказалось ограниченным.

Другой большой раздел выставки посвящен рождению феминизма в искусстве 1960–70-х годов и его переосмыслению в 1980–90-х. Так называемая вторая волна феминизма, наряду с мощными социальными движениями, принесла с собой новую постановку гендерной проблематики и развитие феминистского искусства. Мэри Келли, Марта Рослер, Валли ЭКСПОРТ стали «переизобретателями средства», по выражению американского критика Розалинды Краусс. Художницы обратились к фотографии, кино и видеосъемке, к самой идее документальности, которая позволила им заново поставить вопрос о социальной и гендерной идентичности.

В 1985 году в Нью-Йорке возникла группа Guerrilla Girls. Эта анонимная группа, скрывающаяся под масками горилл, выступает с резкой критикой, направленной против неравноправия женщин в мире искусства, гендерных стереотипов, эксплуатации женской сексуальности в кино и рекламе. Guerrilla Girls используют стратегию внедрения в публичное пространство, опробованное рекламой, – билборды, плакаты, листовки. Чувство юмора и анонимность помогают разрушать самые устоявшиеся стереотипы.

В 1980–90-х годах художницы обратились к истории искусства, гендерным стереотипам, идеологическим клише. Надувные красные ангелы «Благовещения» (2000) Ирины Наховой как будто слетели с Меленского диптиха Жана Фуке. В объекте «Женское» (2012) Елены Елагиной прилагательное в названии лекарственного препарата, предназначенного для женщин, превращается в абстрактное понятие. Лариса Звездочетова (Резун) работает с идеологическими штампами и клише. В начале Перестройки Мария Константинова осуществила критику тоталитарной идеологии, соединив ее символы с приписываемой женщинам текстильной техникой.

В новом тысячелетии феминистское искусство обратилось к фантазиям, страхам, нарциссизму. Поворот в сторону новой субъективации проявляется по-разному. На выставке представлены документации перформансов Елены Ковылиной, Лизы Морозовой, Натальи Абалаковой и Анатолия Жигалова, Марии Чуйковой и группы «Фабрика найденных одежд». Анна Броше обращается к знаменитым снам суфражистки Веры Павловны из романа Чернышевского «Что делать?». В работе «Я – Чайка!» Татьяна Антошина переосмысливает советский идеологический миф о первой женщине космонавте Валентине Терешковой. Ольга Тобрелутс на стыке истории искусства и моды создает бронзовых «моделей». Татьяна Ахметгалиева сплетает из нитей пространство личных переживаний, наполненное, фантазиями, снами, детскими страхами. Анна Ермолаева испытывает на прочность социальную действительность. Китайская художница Чао Фей работает с идеей идентичности в новую виртуальную эпоху, создавая RMB City в Second Life. Катаржина Козыра, польская художница, известная работами на тему идентичности и трансгрессии, разыгрывает сцену из жизни роковой женщины Лу Андреас-Саломе. В «Свободе на баррикадах» (2009) испанская художница Кристина Лукас разворачивает во времени сюжет знаменитой картины Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830).

Выставка «Международный женский день» связана с переосмыслением идей феминизма сегодня. В то же время она дает историческую перспективу на развитие феминистского искусства, объединяя ключевые фигуры от амазонок русского авангарда и зарождения западного феминизма до современных художниц. Контекстом выставки является не только столетний юбилей со дня празднования 8 марта в России, но и само пространство, в котором она развернута. Памятник Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница», ставший самым заметным символом равноправия, победившего в СССР, может восприниматься как наиболее масштабный экспонат выставки «Международный женский день». В свою очередь, история феминистского искусства, поддерживающая идею равноправия, обретает новые смыслы.

АККРЕДИТАЦИЯ:

+7 (495) 645 92 76,

Марина Чуйкина

Павел Горбач

Дарья Пастухова

Анна Свергун + 7 (905) 544-18-83,

www.museum.ru/N48461
Ваше мнение »»

»»Павильон "Рабочий и колхозница"
Адрес:город Москва, пр. Мира, 123 Б
Проезд:См. здесь
Телефоны:(495) 544-34-96 - экс.бюро, 544-34-00 - справочная
сайт:vdnh.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.09.2020  x    ?  


Открытие Музея И.А. Бунина в Воронеже

Выставка «Я очень русский человек. Это с годами не пропадает…»

Выставка произведений Павла Тураева «Изоморфная трансформация» в Российской академии художеств

"Театр художника Серебровского" в Доме-музее А.Н. Островского

«Жизнь подарила увидеть…» - выставка кинооператора и фотохудожника Анатолия Заболоцкого в Вологде

Круглый стол в рамках проекта «Нетленное наследие» в Галерее искусств Зураба Церетели

Фестиваль науки 2020 в Дарвиновском музее

Подарок Генерального консульства Республики Корея в Санкт-Петербурге к 200-летию Ф.М. Достоевского

Выставка «Никоновы. Три художника» в Новой Третьяковке

В Царское Село вернулся раритет из Александровского дворца

Выставка Евгения Молева "Над Русью облака"

«Выход из тени» - выставка произведений из коллекции Русского музея в Курске

День защиты животных 2020 в Дарвиновском музее посвящен летучим мышам

История одного экспоната. Е.А. Киселева. Автопортрет «У себя»

Анатолий Федай. Мусорный ветер

Семён Гуляко. Ретроспектива

Музей мостов в Петербурге отмечает первый день рождения

Максим Дюсьметов. Живопись. Графика

Произведения В. Борисова-Мусатова из собрания Русского музея на выставке "Рыцарь мечты" (г. Саратов)

Выставка «Игра с вечностью» во Всероссийском музее декоративного искусства

Эдуард Левен. Восточный ветер в ночь полной луны

«Город мой непостижимый…» - выставка к 140-летию со дня рождения Александра Блока

Эскимо - 100 лет. Живопись, графика, фотография, скульптура, арт-объекты

Конференция «Культура в годы Великой Отечественной войны» в Санкт-Петербургском институте культуры

"От талера до доллара. Эпоха серебра" - выставка Музея Международного нумизматического клуба

Выставка к 100-летию Ореста Александровича Скарлато в Зоологическом музее РАН

Первая выставка военного корреспондента Петра Сотникова в Кириллове

Кустарь и Революция. Работы художников Кустарного музея 1920-х годов

Персональная выставка Александра Мельника в Феодосийском музее А. Грина

Выставка "Да, да! Коля Васин - дадаист" в Музее Достоевского


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru