НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Два Императора"

c 14 февраля по 15 марта 2012Москва
Медальон ''Миниатюра на тему Тильзитского мира'' Франция. 1810-е Бронза, эмаль, роспись
''Русское веселье  или Корсиканский  Футбол''. Лондон, Великобритания. Карикатура. 1807 Внизу подпись: Russian Amusement or the Corsican footBall
Кувшин  с изображением на тему русской карикатуры ''Возвращение казака с войны против Наполеона'' Англия. 1810-ые годы. Фарфор.
«Александр! Мы любили друг друга…»

Наполеон

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства с 15 февраля до 15 марта пройдет выставка «Два Императора», посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года. Экспозиция является одной из первых в нашей стране в ряду юбилейных исторических событий 2012 года, объявленного Годом российской истории.

Для этой «увертюры» взят необычный ракурс: отношения двух императоров – Александра I и Наполеона I. Тематически выставка выдержана по историческим периодам и представлена экспонатами из крупного личного собрания коллекционера Александра Вихрова, которое он формирует уже более 30 лет, дополненными рядом вещей из фондов музея ВМДПиНИ и других собраний. Всего – более 200 экспонатов.

И дружба, и вражда Александра с Наполеоном были сотканы и из парадоксов: миролюбивый русский император был инициатором всех своих войн с Францией, а воинственный император французов неустанно добивался союза с Россией. «Александр! – сорвалось однажды с уст пленника острова Святой Елены, – мы любили друг друга…».

Двух великих императоров связывали эпохальные события войны и мира. Аустерлиц, Тильзит, Бородино, вступление французов в Москву, Битва народов под Лейпцигом, наконец, взятие Парижа; причем каждое из событий нашло широкое отражение в европейском искусстве.

Зритель увидит мозаику из многочисленных предметов и произведений искусства французского, итальянского, германского и российского происхождения, которые были созданы в период с конца XVIII в. до наших дней. Живопись и графика, медали и монеты, статуэтки из слоновой кости, бронзы, бисквитного и классического фарфора, декоративные тарелки с изображениями наиболее ярких моментов жизни императоров, табакерки, портсигары, декорированные портретами в миниатюре, изделия из фарфора и стекла, редкие фолианты, наконец, вещи, которые носят меморативный характер, включая автограф Бонапарта.

Значительную часть выставки представляют произведения изобразительного искусства. Надо сознавать, что в те времена именно графика была носителем визуальной информации: будь то информация официальная, прославляющая, как бы сейчас сказали, агитационная, или, наоборот, направленная против избранного объекта (искусство карикатуры, широко распространившееся по всей Европе именно в первой четверти XIX века). Интересно наблюдать за тем, насколько разнится подход русских и французов к «официальной» пропаганде: достаточно агрессивные наполеоновские сюжеты, призванные утвердить справедливость воцарения этого «человека из народа», – и довольно сдержанные русские эскапады, просто подтверждающие венценосность нашего императора.

Кстати, Наполеон, пожалуй, первым начал использовать прикладное искусство в качестве инструмента пропаганды, – при нём стало выпускаться то, что впоследствии получило название «агитационного фарфора». В экспозиции нынешней выставки есть примечательные образцы севрской мануфактуры. Надо отметить, что российские царедворцы быстро подхватили этот стиль, о чем свидетельствуют работы российских мастеров и художников.

Очень важна для истории и для искусства этого времени тема Аустерлица. Она не слишком комфортна для российского сознания (напомним, что наша страна потерпела в этой битве поражение, равного которому не было в её истории на протяжении 100 лет, и именно из пушек союзников, в том числе, из русских, была отлита знаменитая парижская Вандомская колонна). Для устроителей выставки очень важен непредвзятый исторический подход, – ведь эти сюжеты были очень популярны в фарфоровых изделиях. Как русских, так и западноевропейских.

Центральной идеей всей экспозиции является история личного знакомства двух императоров, их дружбы и вражды, история неиспользованных возможностей для устроения будущего Европы. Ярче всего раскрывают эту идею предметы, связанные с Тильзитом: здесь и первая встреча двух императоров в июне 1807 года, сначала в шатре на плоту посередине реки Неман, затем – переезд в Тильзит и 15-дневное тесное общение, наконец, заключение мира, как казалось тогда обоим, «вечного» мира.

Именно к этому времени относится один из старейших экспонатов выставки – самое первое издание книги о Наполеоне на русском языке («Наполеон – Император Французский», 1806). А сразу же после Тильзита был создан артефакт, который можно назвать символом всей выставки – уникальный бронзовый медальон с эмалевым изображением двух властителей, крепко обнимающих друг друга. На реверсе медальона изображён тот самый неманский шатёр, в котором состоялась первая встреча государей.

Европа внимательно наблюдала за неожиданным сближением России и Франции и реагировала многочисленными графическими карикатурами (английский листок, в котором Бонапарт вручает орден Почётного легиона не русскому гренадёру, как было в действительности, а бурому медведю), и тем, что можно назвать «карикатуры в фарфоре».

Особым образом представлены на выставке события войны 1812 года. Интересно сравнивать, какое художественное отображение нашли они в российском и западноевропейском искусстве. Отечественная война 1812 года недаром считается поворотным пунктом в развитии европейского декоративно-прикладного искусства. Стиль ампир – франко-русское порождение – проявился, пожалуй, наиболее ярко именно в произведениях декоративно-прикладного искусства. Отголоски в виде военных сюжетов проявлялись в искусстве Франции и России даже спустя сто лет после самих событий. Вот чайник гарднеровского завода; в медальонах по бокам с одной стороны изображена сцена рукопожатия Наполеона и Александра при заключении Тильзитского мира, а с другой, как свидетельство коварства французов – репродукция картины Василия Верещагина «Пожар Москвы. Возвращение из Петровского дворца». Или жемчужина коллекции А.Вихрова, ещё одна вещь, датированная началом XX в., – ваза Императорского фарфорового завода с изображением картины того же Верещагина «Наполеон на Бородинском поле».

Триумфальное вхождение под командованием Александра I союзных войск в Париж тоже находит свое отражение в произведениях искусства, изделиях народных мастеров, которых вдохновила слава русских воинов. Тема Отечественной войны и связанных с этим событий не уходит с годами, как и интерес современных художников к столь значительным фигурам мировой истории – Наполеону I и Александру I.

.

Директор музея Александр Сысоенко: «Для нашего музея, Музея декоративно-прикладного искусства, год 200-летия Отечественной войны 1812 года открывается выставкой "Два Императора". Музей в данном проекте выступает строго в своем амплуа – тема отношений двух правителей раскрывается преимущественно средствами декоративно-прикладного и народного искусства. Лаконичность проекта и его позитивная настроенность выступают некоторой оппозицией масштабу и драматизму событий двухсотлетней давности, но вполне соответствуют дружескому уровню современных отношений России и Франции. Кроме данной выставки музей в этом году проводит всероссийский конкурс профессионального мастерства художников ДПИ всех жанров на тему влияния на жизнь народа и народное искусство событий 200-летней давности, а также выставку "Ампир русской победы".

Организаторы выставочного проекта «Два императора» уверены, что эта увертюра к юбилею Отечественной войны 1812 года и к Году российской истории, как и сама история взаимоотношений двух великих правителей, заслуживает особого внимания зрителей.

4 февраля 17.00 – пресс-показ, 18.00 – открытие проекта

www.museum.ru/N45052
Ваше мнение »»

»»Всероссийский музей декоративного искусства
Адрес:город Москва, ул. Делегатская, 3
Проезд:См. здесь
Телефоны:автоотв.(499) 973-3219, экс.бюро (459) 609-0146
сайт:damuseum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: мемориальные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 02.10.2023  x    ?  


Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее

105-летие со дня основания Музея Города (Санкт-Петербург)

Уличная фотовыставка "Взгляды. Жизнь без границ" в Петропавловской крепости

Музей В.А. Тропинина представляет литографию 1810-1820-х годов из частных собраний

Выставка "Пронзительные краски блокады"

Русский музей представляет выставку «Вокруг Левитана» в Звенигороде

Николай Милиоти. Избранное

«Люся Воронова. Цветочный джаз». Выставка в галерее Китай-город

Выставка "Ныне в старинной усадьбе"

Иван Чемакин. Дорожное кино

Бахрушинский музей представит парижанам выставку "Майя Плисецкая. Арена жизни"

Новый сезон философско-дискуссионного клуба для подростков «Верните мне мой XVIII век»

Выставка "Школа Филонова" в Мраморном дворце Русского музея

«Автор неизвестен. Коснуться главного» - выставка в Музее русского импрессионизма

Выставка "Главный хранитель" в Дарвиновском музее

Цикл лекций «Картины мира в музыке» на ВДНХ

Выставка «Россия и россияне» Николая Иванова в Российской академии художеств

Осенний сезон фестиваля «Пятницы в Пушкинском»

Выставка "Учитель и ученик" в Музее В.А. Тропинина

Старт программы «Историческое путешествие» в Музее Победы

Выставка русских икон в драгоценны окладах из собраний семьи Карисаловых и Музея Фаберже

Фестиваль «Океан науки. Полное погружение» в Дарвиновском музее

Выставка "Петроглифы. История в камне"

Фортепианные концерты в Итальянском дворике Пушкинского музея

Выставка работ преподавателей Детской художественной школы имени В.А.Серова «Школа. Учитель. Искусство»

К 80-летию Битвы за Кавказ. Выставка «На высоте» в Музее Победы

Выставка Андрея Ромасюкова «Отрицание течения времени» в АРТМУЗЕ

Военно-исторический фестиваль "Москва за нами.1941 год" в Музее-заповеднике "Бородинское поле"

Выставка живописи и графики из частных собраний «От реализма к абстракции» в МВК РАХ

Фестиваль «Sound Around Камчатка-2023»

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru