НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Русская оригинальная графика конца XIX – первой четверти ХХ века

c 26 января по 20 мая 2012Саратовская область
А.Я.Головин ''Розы и фарфор'' 1910-е годы
В русской художественной культуре рубежа двух столетий искусство графики стало одним из самых интересных и актуальных явлений. В экспозиции представлена так называемая "живописная" графика, соединяющая лучшие особенности языка двух видов изобразительного искусства. В этом сочетании проявлялась усилившаяся в начале ХХ века тенденция к синтезу различных искусств, поиску новых выразительных возможностей традиционных техник. При этом отсутствие академической законченности, демонстрация зрителю открытой и наглядной "технологии" также становится знаком времени.

Все эти тенденции нашли отражение в деятельности объединения "Мир искусства" , возникшего на петербургской почве в 1898 году и просуществовавшего до 1924 года.

Создателем "Мира искусства" стал Александр Николаевич Бенуа (1870–1960), график, живописец, театральный декоратор, выдающийся художественный критик и искусствовед. Его базельские пейзажи 1896 года, как и другие ранние работы, почти монохромны по колориту, сумеречно-ненастны, полны романтической таинственности. По духу к ним близок поэтичный "Павловск" (1921).

Альберт Николаевич Бенуа (1852–1936) – старший брат Александра, один из его наставников в искусстве. И хотя в доме Бенуа, воспитавшем целую художественную династию, акварель была "семейной профессией", лишь Альберт стал профессиональным акварелистом, главой специализированного Общества. Его лучшие работы отличаются свежестью восприятия природы и блестящим мастерством исполнения.

Один из ближайших соратников А.Н. Бенуа по "Миру искусства" – Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957). Постоянной темой его творчества был "город", окрашенный русским или европейским колоритом (как, например, изысканно-утонченный "Гаарлем"), предстающий и торжественной столицей, и уютной глубинкой. "Улица в Чернигове" (1912) – один из пейзажей, созданных во время поездки по городам средней России и Украины. В нем с особой поэтичностью передается ощущение жизни провинциального города, ее размеренно-неторопливого хода.

Под влиянием мирискуснической эстетики сформировался Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946). Наряду с увлечением книжной графикой и монументальной живописью, на протяжении всей творческой жизни успешно работал в области станкового искусства, выделяя, при этом, жанр пейзажа. Во время захватывающих путешествий много рисовал на пленэре, проявив незаурядный колористический темперамент. В 1922 году совершил поездку в Турцию. "Кладбище в Трапезунде" демонстрирует монументальность его графического стиля, сочетающего четкость и ясность композиционного мышления, незыблемость ощущения плоскости с благородством насыщенного, плотного, несколько "пряного" колорита. Александр Яковлевич Головин (1863–1930) – выдающийся театральный декоратор, своим творчеством сыграл исключительную роль в завоевании художниками "главных ролей" в театре. Одним из шедевров его сценографии является оформление оперы "Кармен" Ж. Бизе (1908) на прославленной сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Художнику удалось придать популярному уже в те времена спектаклю свежесть и новизну, остро соединив ощущение живой реальности, света и воздуха с праздничной декоративностью. За кулисами рождались и образы знаменитых "Испанок", в которых красочный театральный костюм служит необходимым дополнением яркого и выразительного портретного образа. Узнаваемая манера художника с характерной графичностью и изысканной узорчатостью прочитывается в натюрморте "Розы и фарфор", в котором эффектные предметы выступают, словно артисты на театральной сцене.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955) не раз побывавшая в Венеции, как и многие другие художники, была покорена её красотой. В пейзаже из собрания Радищевского музея она словно увидела прекрасную Венецию сквозь призму родного "перламутрового" Петербурга, изобразив ее не по южному яркой, а серебристо-серой, со смягченными контурами, как бы окутанными ласковой, нежной дымкой.

Экспозицию зала завершает произведение Михаила Александровича Врубеля (1856–1910) "Проект майоликового камина" (1899–1900), связанное с работой художника в Абрамцевской керамической мастерской. Врубель был увлечен решением колористических задач не только в живописи. В красочной декоративности эскизной композиции, построенной на сказочно-эпических мотивах, угадывается исключительная живописность будущего майоликового изделия.

Заведующий сектором графики Радищевского музея Боровская М.И.

www.museum.ru/N44938
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 27.03.2023  x    ?  


День Рахманинова в Эрмитаже

Рахманиновский марафон в Музее-заповеднике С.В. Рахманинова «Ивановка»

Презентация книги Дмитрия Бака «Работы разных лет: история литературы, критика, переводы»

Выставка «Рахманиновский центр: вехи истории» в Тамбове

МАКСИМально Горький. К 155-летию со дня рождения писателя

Выпущена почтовая марка к столетнему юбилею музея-заповедника "Коломенское"

Выставка «Русский мир Островского». К 200-летию со дня рождения великого драматурга

Аланское царство глазами детей

Фестиваль керамики 4ceramics во Всероссийском музее декоративного искусства

«Нетеатр». Выставка нетеатральных работ художников театра

Увидеть неизвестное. Живопись и скульптура XVII–XXI веков из фондов Третьяковской галереи

Пространство образа

Михаил Дронов. Виктор Корнеев. Четыре стихии

"Созвучие"

Выставка «Настроение в красках» Галины Докучаевой

Юбилейная выставка графики Алексея Шмаринова в Российской академии художеств

Программа к 150-летию Сергея Рахманинова на ВДНХ

Масштабный эко-арт-проект «ДеревА» в Дарвиновском музее

Первопроходцы каменного века

Выставка «История России в лаковой миниатюре. XX век» в Новосибирске

Детская арт-лаборатория в Музее AZ

Живопись. Графика. Алексей Шагинов

Выставка Сергея Паршина "Соцветие"

Взгляд в будущее. Выставка лаковой миниатюрной живописи K.A.S.

Русский музей открывает выставку в Детской городской больнице №1

Выставка «Придумано и сделано в России» в музее «Новый Иерусалим»

Семинар Политехнического музея из цикла «История науки и техники: поиски, исследования, проекты»

Выставка «Королева фуэте. Софья Головкина» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Дагестан Расула Гамзатова

День детской книги в музее-заповеднике С.А. Есенина

Выставка «Военная память Донбасса»

Международный день птиц в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru