23 ноября - 25 ноября 2011 года в Москве, в конференц-зале Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи проходила XVII научная конференция "Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства", организованной Государственной Третьяковской галереей и Объединением «Магнум Арс».
В работе конференции, на которой обсуждался широкий спектр принимали участие сотрудники Третьяковской галереи, Эрмитажа, научно-исследовательских и реставрационных центров региональных музеев России, а также ближнего зарубежья.
Радищевский музей, участие которого в работе этой конференции стало уже традиционным, представляла заведующая отделом зарубежного искусства Татьяна Савицкая. Тема доклада - «Флора» К.П. Вербрюггена Младшего: проблема соавторства». Картина «Флора» находится в собрании музея с 1922 года. Она была приобретена была князем Н.И. Дондуковым-Корсаковым в Италии в 1804-1806 годы, и до передачи в музей в 1922 году находилась в имении Хмелита Смоленской губернии . «Флора» является эталонным произведением одного из самых блестящих мастеров фламандского цветочного натюрморта Каспар Питер Вербрюггена Младшего(1664-1730), . На первый взгляд, никаких вопросов, связанных с уточнением атрибуции, не было - слева внизу на картине читается подпись и дата:«Gaspard Pedro Verbruggen. 1695». Однако в старой инвентарной книге Радищевского музея имеется запись о том, что соавторами Вербрюггена были еще три художника: Эйкенс, Рейсбрук и Гиллеманс ( запись с ошибками в транскрипции «совместно с Сyссеns’ом, Rysbregh (фигуры), Gulemans’ом (фрукты)»). Эта информация, которая, скорее всего, ведет свое происхождение от прежнего владельца «Флоры», заслуживает пристального внимания, так как практика сотрудничества фламандских мастеров XVII века при работе над одной картиной была очень распространенной. Исторические источники подтверждают, что все эти мастера действительно сотрудничали с Вербрюггеном. Таким образом, возникла атрибуционная задача - уточнение информации о возможных соавторах картины. В результате исследований было доказано, что соавтором Вербрюггена был только один художник - мастер, написавший фигуры, который в старом инвентаре обозначен как «Суccens». Это известный антверпенский мастер исторических, религиозных сцен, картонов для гобеленов и портретов, а также аллегорических фигур Питер Эйкенс (1648 -1695/1696), которого К.П.Вербрюгген Младший часто привлекал для изображения фигур в своих роскошных натюрмортах.
Пресс-служба Радищевского музея