НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Франсуа Дюкенуа. "Ангельский концерт" ("Музицирующие ангелы"). Собрание Радищевского музея

c 16 июня по 1 июля 2011Саратовская область
Итальянский мастер XVIII века ITALIAN, XVIII CENTURY Музицирующие ангелы The having some music angels Барельеф. Мрамор. 78х132. Радищевский музей

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева продолжает проект "Западноевропейское искусство в собрании Радищевского музея".

Поднимаясь по парадной лестнице Радищевского музея ни один посетитель не проходит мимо двух беломраморных барельефов, вмонтированных в стену.

Изображенные на них толстощекие малыши с ангельскими крылышками увлеченно и сосредоточенно дуют в трубы, разворачивают свитки, борются друг с другом. Их образы полны жизни, тепла и подлинного очарования, а естественность поз и движений оставляют впечатление легкости, очарования праздника и беззаботного веселья.

Эти барельефы были отобраны для Радищевского музея его основателем — художником Алексеем Петровичем Боголюбовым в фондах Императорского Эрмитажа.

Путь этих барельефов в Россию, в Императорский музей, был достаточно долгим и непростым.

История их создания связана с именем одного из самых влиятельных министров австрийской императрицы Марии-Терезии — графа Иоганна Филиппа Кобенцля (1741–1810). Среди современников этот человек был известен не только как политик, но и как умный, тонкий ценитель искусств, владелец прекрасной коллекции живописи и рисунков.

Как следует из его писем, в середине XVIII века он заказал для некоего мавзолея две пары барельефов, представляющих собой вольную копию с большого — длиной более метра барельефа "Ангельский концерт", – центральная часть составила один барельеф, а две боковые фланкирующие группы, сдвинутые друг к другу –второй.

О каком именно мавзолее писал граф Кобенцль неизвестно. Но то, что внимание знаменитого коллекционера привлек именно этот барельеф — вполне объяснимо.

Барельеф "Ангельский концерт" был создан в 1640–1642 годах знаменитым скульптором Франсуа Дюкенуа для главного алтаря церкви Санти Апостоли в Наполе.

Франсуа Дюкенуа (1594–1643), или Франсуа Фьяминго (итал. Fiammingo – "фламандец"), известен, главным образом, как автор детских фигур, выполненных в мраморе, терракоте и слоновой кости. Не случайно, в Италии его называли "il fattore di putti" – создатель путти, т.е. статуй, изображающих маленьких детей (итал. "putto" – маленький мальчик).

Несмотря на кажущуюся непритязательность сюжетов своих произведений, Дюкенуа стал подлинным реформатором в этой области. Именно этот мастер первым в европейском искусстве создал наиболее приближенную к натуре форму детского тела, ставшую своего рода "каноном" для других художников. Как заметил Эрнст Карлович Липгарт, бывший в 1906-1929 годах хранителем картинной галереи Эрмитажа – "в Европе нет ни одной художественной мастерской без откормленных младенцев "Франсуа", … которых эксплуатировали в своих целях все, начиная с его друга Никола Пуссена, и до Маргариты Жерар".

Рубенс, восхищаясь правдоподобием и естественностью пропорций маленьких ангелов, созданных Дюкенуа писал: "…чудесные произведения, рожденные Вашей рукой, … кажутся скорее творением природы, чем искусства".

В последующие столетия, несмотря на изменения художественных стилей, вкусов, взглядов "очаровательные творения" Франсуа Дюкенуа сохранили свою привлекательность, и ценились чрезвычайно высоко.

Антонио Канова – скульптор, уже при жизни получивший славу самого значительного из мастеров новейшего времени, избалованный расположением влиятельнейших вельмож и царственных особ, наделенный всеми возможными почестями, увидев в одном из римских дворцов барельефы Дюкенуа "после долгого созерцания, как-будто не находя слов, чтобы выразить свое восхищение, <он> безмолвно расцеловал их".

Однако, графа Кобенцля, –заказчика наших барельефов, постигла судьба многих коллекционеров. Он никогда не был баснословно богат, но всегда стремился соответствовать своему официальному положению и своим представлениям об образованном человеке эпохи Просвещения. К концу 1760-х годов финансовые трудности вынудили его согласиться на продажу коллекции.

В 1768 году князь Дмитрий Алексеевич Голицын по поручению Екатерины II приобрел коллекцию Кобенцля за весьма значительную по тем временам сумму — 110 тысяч флоринов.

В России обе пары барельефов были определены в Таврический дворец. Одна из них, находящаяся в настоящее время в Радищевском музее, была вмонтирована в стены Большой Галереи, вторая пара – в стены Круглого Зала Таврического дворца.

В конце 1840-х годов император Николай I, заботясь "устройством Императорского Музеума" отдал распоряжения осмотреть художественные коллекции императорских дворцов Петербурга и его пригородов и выяснить, "не найдется ли среди них вещей, которые могли бы быть помещены в Новый Эрмитаж".

В числе прочих произведений в Эрмитаж были перевезены и обе пары барельефов, приобретенные у графа Кобенцля. Однако, после перевозки барельефов из Таврического дворца в Новый Эрмитаж о них почему-то забыли и они долгие годы находились в Кладовой комнате. Как только в конце 1882 года был решен вопрос о создании Радищевского музея в Саратове, его основатель — известный русский художник Алексей Петрович Боголюбов обратился к Александру III с просьбой "уступить для устраиваемого им Радищевского музея в Саратове из дворцовых художественных кладовых лишь бесполезный излишек, не нужный в самом Императорском Музеуме".

7 июля 1884 года Министр Императорского Двора граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков передал Директору Императорского Эрмитажа Александру Алексеевичу Васильчикову, что "Государь Император Высочайше соизволил разрешить передать в устраиваемый в городе Саратове, при участии профессора живописи Боголюбова, музей изящных искусств, для пополнения оного, художественные предметы". Среди отобранных вещей были и два мраморных барельефа "новейшей работы, с изображением четырех купидонов, составляющих концерт" и "четырех купидонов, читающих свиток".

Вторая пара барельефов, оставшаяся в Петербурге, была вмонтирована в стену Парадной лестницы при переходе из Зимнего Дворца в Новый Эрмитаж. На этом и завершился долгий путь четырех барельефов из Италии в Россию.

Щетина Мария Викторовна,

старший научный сотрудник отдела зарубежного искусства Радищевского музея

www.museum.ru/N43239
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 09.05.2025  x    ?  


Страна побед. К 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Выставка «Фронтовые дороги театров» в Доме-музее имени М.С. Щепкина

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Выставка «Небесные защитники»

Масштабная экспозиция «Путь к Победе» в Музее Победы

"Это нужно живым…". Монументы Победы

"Ваши строки живут: молодые, горячие, цельные!..". Поэтам-сибирякам посвящается

Выставка "Убежище от жизненных невзгод" в Доме-музее Трубецких, Иркутск

«Спасавшие красоту»: выставка в музее-заповеднике «Царское Село»

Выставка «Биография Победы» в Арсенале, Нижний Новгород

Весенний Парад старинных автомобилей и мотоциклов "Ретромотор" в Москве

"Художники пишут войну...". К 40-летию со дня открытия Музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда»

Выставка «Владивосток. Версия ART» в Дальневосточном художественном музее

Автопробег «Круг Победы» у Музея Победы

Выставка «Знаменательный момент» в Музее политической истории России

Великая страна – Великая Победа. 1941-1945

Выставка «Восточная церемония»

"Сорок лет - не возраст для музея!"

Выставка "О тех, кто защищал Родину…" в Музее истории города Печоры

Дошёл до Берлина. Май Митурич. К 100-летию со дня рождения художника и к 80-летию Победы

Выставка «Победа» в Музейно-выставочном центре "Петербургский художник"

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

«Я не слыхал рассказов Оссиана…». Фотовыставка, посвященная возрождению парка Монрепо

История одной книги. Александр Блок. Седое утро

Выставка «Мир глазами фронтовиков» в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Музей-заповедник «Царское Село» представил в ДНР выставку «…Красота вовек неистребима»

Выставка профессиональных плакатов «Наше дело правое» в Музее политической истории России

«От Сталинграда до Берлина». К 125-летию со дня рождения Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru