Почти полвека творчества известного итальянского художника Бруно Бруни охватывает персональная выставка «ANDATA/RITORNO». Российская академия художеств первой знакомит отечественного зрителя с избранными произведениями этого яркого мастера. Рестроспективная выставка, развернутая в рамках перекрестного года культуры «Италия – Россия», включает наиболее известные работы Бруно Бруни, характеризующие его оригинальный почерк.
Первоначальное художественное образование Бруно Бруни (род. 1935) получил в Институте искусства имени Ф. Менгарони в городе Пезаро (1952-1959).В 1961-1966 годах прошел курс обучения в Гамбургской высшей школе изобразительных искусств, где в то время преподавали художники Георг Греско, Пауль Вундерлих, Хорст Янссен, Арнольф Хаузнер, а также арт-критик Ханс Теодор Флемминг. Одним из своих учителей Бруни называет Ренато Гуттузо. Учился в Милане. Вместе с несколькими молодыми авторами Бруни основал в Гамбурге группу «СООР» - против коммерциализации искусства.
Бруни был награжден призом«Ugolini», в середине 1960-х получил премию «Lichtwark» наряду с Отто Диксом и Эдгаром Аугустином. В 1977 году удостоен международной награды «Senefelder». С 2002 - обладатель официального титула «Кавалер Итальянской Республики». Начиная с 1959 года, персональные выставки Бруни состоялись во многих городах мира, включая Амстердам, Берлин, Брюссель, Кёльн, Лондон, Милан, Нью-Йорк, Рим, Токио. Живопись, скульптура, графика и изделия из фарфора, созданные Бруно Бруни, хранятся в целом ряде европейских музеев современного искусства, а также во многих частных коллекциях.
В самом названии выставки звучит мотив непременного возвращения, постоянного перемещения между родной Италией и Германией, где он живет на протяжении многих лет, и верность излюбленным сюжетам, которые он разрабатывает десятилетиями, создавая тематические серии. В его работах прочитывается один из лейтмотивов творчества мастера, постоянно ведущего диалог со старыми мастерами Италии и Северной Европы, особенно охотно обращаясь к Ренессансу, маньеризму и барокко. Наряду с этим в целом ряде работ Бруни прослеживается столь значимая для ХХ века традиция сюрреализма. В отличие от многих современных авторов, он остается приверженцем фигуративного искусства и последовательно развивает в своем творчестве линию, идущую от классики, однако добавляет к ней мировидение человека наших дней.
Ведущей в творчестве Бруни является тема человеческого одиночества и памяти, варьируемая в мотивах ожидания, мечты, несвершившейся встречи, расставания. Почти всегда мастер отталкивается от натурных мотивов, с легкостью преображая обыденные житейские сюжеты в философские и поэтические высказывания. В то же время художник жестко, с большой долей иронии, при этом не навязывая зрителю своего мнения, способен затронуть злободневные социальные темы.
Бруни зарекомендовал себя и в жанре графического портрета. Виртуозное владение всеми тонкостями линейного рисунка и светотени, умение передать разнообразные нюансы пластики человеческого тела и малейшие детали окружающей его предметной среды, отличное знание анатомии свидетельствуют о его высоком профессиональном мастерстве. Значимое место в творчестве Бруни занимает тема ню, особенно заметно проявившаяся в скульптуре. Его знаменитые бронзовые статуэки отливаются редко встречающимся ныне методом "растаявшего воска", на Баварской мануфактуре по его эскизам изготавливаются дорогие фарфоровые изделия.