НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Марко Риччи "Пейзаж с Иоанном Крестителем"

c 12 мая по 20 июня 2011Саратовская область
Марко Риччи ''Пейзаж с проповедью  Иоанна Крестителя''. Радищевский музей. конец 17 - начало 18 века
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева продолжает проект "Западноевропейское искусство в собрании Радищевского музея".

В последнее время в музее всё чаще слышатся вопросы зрителей: откуда происходит та или иная картина, статуя, ваза? Мы начинаем понимать, что за каждым предметом незримо присутствует человек. Благодаря чьим-то трудам мы можем созерцать произведение искусства. Мы осознаём, что коллекционирование произведений искусства - очень значительная часть отечественной культуры. Коллекционеры — удивительные люди. Собирая произведения искусства, они как будто преследуют личный интерес. Результат их трудов почти всегда в конечном счёте становится достоянием общества, предметом национальной гордости.

В инвентарной книге музея мы не всегда находим сведения о происхождении произведения, особенно, если оно поступило в 1920-1930-е годы. В наше время восстанавливается интерес к личности каждого собирателя, который некогда с любовью подбирал свою коллекцию, приобретал, бережно сохранял. Нам важно осознавать нашу связь с ушедшими поколениями, восстанавливать живую нить благодарения и памяти.

Алексей Петрович Боголюбов, основатель Радищевского музея в Саратове, в своё время сумел заинтересовать идеей Радищевского музея многих своих современников и не только в России. У нас есть картины французских художников с дарственными надписями Радищевскому музею. Одним из тех, кто энергично поддержал музей в первые годы его существования, был русский художник Владимир Дмитриевич Сверчков. Он завещал музею небольшую, но очень ценную коллекцию старой живописи.

До последнего времени имя художника относилось к числу забытых и только в 1990-е годы возрос интерес к его личности, главным образом, в связи с витражами его работы, хранящимися в Государственном Русском музее. Биография Владимира Дмитриевича Сверчкова, прежде умещалась в несколько строк. Теперь мы можем получить ясное понятие о жизни и деятельности талантливого художника, о его оригинальной личности.

Дата рождения его окончательно не установлена - 1820 или 1822 год. По желанию отца, он стал военным. Но очень скоро в чине подпоручика вышел в отставку, как написано в биографии, "по страсти к искусству". Получив золотую медаль в Академии Художеств, он продолжал учёбу в Мюнхене и Париже. Организовал мастерскую художественного декора и витража под Мюнхеном. Работы мастерской получали высокие награды на российских и международных выставках. В 1873 году из-за состояния здоровья Владимир Дмитриевич уехал во Флоренцию, где и умер в 1888 году. Получается, что большая часть его жизни была прожита за пределами России. Видимо, ему было важно, чтобы память о нём сохранилась в Отечестве.

Коллекция, завещанная им Радищевскому музею, невелика, но подобрана со вкусом и знанием дела. Три классических портрета XVII века, натюрморт собственной работы, большой пейзаж с проповедью Иоанна Крестителя.

Этот "Пейзаж" мы и хотим сегодня Вам представить.Марко Риччи (ранее — С. Роза) "Пейзаж с проповедью Иоанна Крестителя"

Он всегда считался произведением знаменитого неаполитанского художника 17 столетия Сальватора Розы, предтечи всего романтического направления в европейском искусстве.

Экспрессивная живопись этой картины необычна для своего времени и более созвучна нашему. В ней - состояние тревоги. Возвышенный, суровый стиль делает её очень привлекательной среди картин итальянских художников эпохи барокко. Автор картины отказывается от спокойной симметрии форм, принятой в картинах того времени, от приятных сочетаний красок, гладкости письма. Он любит сумрачные тона в их контрасте с яркими вспышками света. Всё сумрачно, тревожно в природе. Всюду острые скалы , под ними - тёмные впадины. Ни зелёных полянок, ни трепещущей листвы! Стволы деревьев словно исполины поднимаются от земли к самому небу. Изломаны бурями их стволы и ветви. Вверху - огромные массы несущихся облаков. Суровый ритм как будто исключает возможность человеческого присутствия.

Однако, художник семнадцатого века не мог обойтись в своей картине без важного и поучительного рассказа. Природа была только фоном для изображения великих событий. Чистый пейзаж без всякого литературного подтекста, без высокой идеи казался недостаточным.

Так и здесь! Узнаётся вдохновенный призыв Иоанна Крестителя. Перед ним, в бурном потоке,видны фигуры людей, принимающих Святое крещение. Жесты рук, движения фигур вторят бурному состоянию природы.

Как мы уже говорили, пейзаж всегда считался произведением Сальватора Розы. Его картины описываются примерно так:"В просвете между деревьями возникает гряда скал, бесконечные пустынные пространства открывают картину свободной игры природных сил. Это мир хаоса, нарушенных закономерностей.". "В неверном тревожном освещении... открываются пространственные провалы...взгляд... безуспешно ищет устойчивых форм.". Это описание вполне отвечает нашему пейзажу. Сальватор Роза и сейчас бы считался автором картины, если бы не были проведены её технологические исследования. Изучая параллельно художественные собрания Саратова и Серпухова, технологи обратили внимание на абсолютное тождество живописи двух картин. Близкое сходство было не в сюжете, а в манере самой живописи, характере мазка, колорита.

Исследователями был сделан вывод: оба пейзажа принадлежат кисти одного мастера. Серпуховская картина является работой известного венецианского пейзажиста рубежа XVII - XVIII веков, Марко Риччи. Проверяя новую версию, удалось найти в различных собраниях мира ещё несколько картин Марко Риччи, очень близких нашей. В молодости художник был настолько увлечён романтическим искусством Сальватора Розы, что его работы не раз приписывали кисти знаменитого неаполитанского мастера. Вероятно, Марко Риччи и является настоящим автором картины "Пейзаж с проповедью Иоанна Крестителя" из собрания радищевского музея в Саратове.

Л.П. Краснопёрова, старший научный сотрудник отдела зарубежного искусства Радищевского музея.

www.museum.ru/N42891
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, конференции

важные события  x    ?  
новости от 24.05.2025  x    ?  


Первая и единственная - 230 лет Российской национальной библиотеке

Выставка «Елизавета Кругликова и вокруг» в Третьяковской галерее

День города в Петропавловской крепости

К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. «С небесной книги список дан…»

Май Митурич. К мысу радости

Летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» в Центре современного искусства AZ/ART

В поисках нового. Традиция в эпоху перемен

Выставка "Русское узорочье" в Вологодском музее-заповеднике

Литературные встречи в Музее-заповеднике М.А. Шолохова

Ко дню основания Санкт-Петербурга. Фестиваль «Прогулки по Коломне»

Выставка «Шолохов. С любовью к миру, Отечеству, людям»

120-летие со дня рождения М.А. Шолохова

К юбилею Иосифа Бродского: кураторский перформанс и "открытый микрофон" в саду Фонтанного Дома

Арт-фестиваль «О! Пушкин» в музее-заповеднике «Остафьево» – «Русский Парнас»

Эпоха в лицах. Русская гравюра и литография XIX века

Выставка произведений Валерия и Ларисы Блохиных «Живопись» в Музейно-выставочном центре РАХ

"Галерея не лиц, но личностей" - русские писатели в изображении художника Ивана Пархоменко

Сорок пять сорок пятого. Искусство радости

Александр Башлачев. Часовой всех времен

Африка в Музее Востока

Выставка "Дагестан: былинный и земной" в Музее современной истории России

Димитри Зоэллен. 713 жизней Чарли

Выставка «Вернисаж Музея Победы» в Мексике

Евгений Тыкоцкий. Встречи и расставания

В рамках фестиваля «Иное/Наивное». Выставка «Казанский наив»

Глазами Веры

Выставка «Белые формы»

Бестиарий 2025. Ежегодная выставка работ современных художников-анималистов в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru