7 мая концерт прошел в честь 150-летия со Дня рождения индийского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, автора гимнов Индии и Бангладеш – Рабиндраната Тагора. Выступили петербургские исполнители, гости из Индии. Прозвучала не только классическая индийская музыка, но и музыкальные произведения на стихи Рабиндраната Тагора. В этом году организаторы фестиваля отступили от обычного формата – первые концерты прошли уже весной, хотя несколько лет подряд выступления начинались, по традиции, осенью. Один из организаторов фестиваля, руководитель импровизационного ансамбля «Сказка» Александр Конанчук рассказал, что это сделано для того, чтобы заранее определить круг участников: «Мы всегда ждем музыкантов, и, может быть, кто-то определится ближе к основному этапу фестиваля, который пройдет осенью. Но сейчас мы хотели подчеркнуть, что фестиваль разворачивается, хотели привлечь побольше музыкантов. Это пробные концерты – для любительского уровня, чтобы начинающие музыканты попробовали свои силы».
Открытие первого этапа решено приурочить к 150-летию Тагора потому, что Николай Рерих и Тагор очень тесно связаны. Заместитель директора музея Юлия Будникова говорит, что решено показать этот аспект связи между индийской и русской культурой. Николай Константинович не раз говорил об этом и подчеркивал эту связь: «Тагор стал известен в России в 1913 году, после вручения ему Нобелевской премии. Тогда в России стали появляться первые его произведения, переводы на русский язык. Рерихи с восхищением следят за его творчеством, Николай Константинович даже сам переводит Тагора. Можно найти и удивительные переклички в их творчестве. Рерих много размышляет на тему восточной философии, вспоминает Тагора в грозовые революционные годы. Свою пьесу ²Милосердие², посвященную революции в России, он заканчивает своим переводом стихотворения Тагора, которое обращено к Индии. Там Тагор мечтает о свободной, просветленной, разумной стране и Рерих тоже самое желает России. Вообще, в произведениях Рериха часто возникают тагоровские образы. В Лондоне они встретились лично. Это была очень интересная встреча, один из ее участников вспоминает, что очень радостно было наблюдать их вдвоем – двух очень красивых внешне и внутренне людей. А потом были встречи в Америке, но в Индии им встретится не довелось. Зато тагоровкие и рериховские организации очень много сотрудничали между собой».
Также в музее развернута мини-выставка, где представлены русские издания произведений Рабиндраната Тагора, а также бюст Тагора скульптора Виктора Зайко.
8 мая в Санкт-Петербургском государственном Музее-институте семьи Рерихов прошел День памяти Е.П. Блаватской: «День Белого Лотоса»
Этот день начался с заседания круглого стола, посвященного 120-летию со дня ухода Е.П. Блаватской - писательницы, основательницы Теософского общества и автора ряда фундаментальных трудов по философии. Елена Петровна Блаватская скончалась 8 мая 1891 года. Она покинула земной план, сидя в своем рабочем кресле, как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь. Ей было 60 лет. День ее успокоения чествуется как «День Белого Лотоса». Такое предложение внес ее друг и сподвижник, первый президент теософского общества полковник Генри Олькотт: в первую годовщину смерти Е.П.Б. в Адьяре, где Блаватская основала Теософское Общество, необыкновенно пышно цвели лотосы. Теософы всего мира стараются ознаменовать эту дату добрыми делами. То, что в музее отмечается этот день, закономерно, говорит заместитель директора по музейно-выставочной работе Музея-института семьи Рерихов Юлия Будникова: «Те, кто приходят в наш музей часто спрашивают, в каких отношениях находятся Рерихи и Блаватская, многие даже считают их родственниками. Или думают что связи никакой нет, что тоже неправильно. Конечно, Рерихи не были теософами в чистом виде, но между ними и Еленой Блаватской существует глубинная связь. Учение Живой Этики, данное Рерихами, это те же знания, которые принесла в мир Блаватская, только она это сделала на полвека раньше, по соответствующему тогда уровню сознания людей. У Рерихов и Блаватской были одни и те же Учителя, одни и те же источники Знания, и в этом их связь. Они делали общее дело, через них давались фрагменты единого Знания. Они были людьми разных поколений, Рерихи были слишком юны, когда умерла Елена Петровна. Рерихи всегда очень уважительно относились к Блаватской. Они понимали, в чем подвиг и великое значение Блаватской и объясняли это своим современникам. Они поддерживали связи с теософским центром в Адьяре (Индия), которое основала сама Елена Петровна. В 1925 г. Николай Константинович подарил Теософскому обществу в Адьяре свою картину «Вестник», тем самым инициировав создание музея имени Е.П. Блаватской».
О том, что Елена Петровна, имя которой принадлежит теперь всему миру, родилась именно в России, напомнил заместитель директора по научной работе Владимир Мельников:
«Судьба забросила Елену Петровну Блаватскую далеко от России, но она никогда не забывала свою родину, всю жизнь хранила любовь к ней. Днепропетровск, Одесса – важные города в судьбе Елены Петровны, но в жизни Блаватской фигурирует и Петербург, где она была не так уж часто, три раза, но здесь происходили важные встречи и события. Известно, что сюда она писала, здесь проживало большинство ее русских корреспондентов. Впервые она побывала в Петербурге с семьей в детстве - с 1836 по 1837 год, - т.е. еще в "пушкинское" время. Второй визит пришелся на 1858 год, когда ей было 25 лет, уже после первого посещения Индии, это случилось проездом из Европы к русским родственникам в Ругодево. Т. к. она имела обыкновение уничтожать следы своего пребывания повсюду, где бы ей ни приходилось останавливаться, никогда никому не сообщала, где была и что делала, то можно только догадываться о характере встреч Елены Петровны на берегах Невы. В третий раз она побывала здесь весной 1859 года с отцом и сестрой Верой. Они остановились в гостинице "Париж". Такой гостиницы на карте Петербурга уже не существует. Однако здание, в котором она размещалась, сохранилось до наших дней – это Малая Морская улица, дом 23. Еще один важный русский адрес в биографии Блаватской - это имение ее любимой сестры Веры Желиховской в Ругодево Новоржеского уезда. В мае 1859 года она приехала туда с семьей и прожила почти год, восстанавливая свое пошатнувшееся в путешествиях здоровье».
Прозвучали также доклады Андрея Соболева (руководителя Исследовательского Фонда Рерихов), Анжелы Мазаевой-Каненга (методиста экскурсионно-методического отдела Музея-института семьи Рерихов), Марины Гоухберг (научного сотрудника музея театрального и музыкального искусства).
После докладов прозвучала пятнадцатиминутная радиопередача с участием Елены Петренко, директора Одесского Дома-Музея им. Н.К. Рериха, исследовательницы биографии Е.П. Блаватской.
В 15.00 состоялся концерт ситаристов и музыкантов, исполняющих индийскую музыку. (В рамках 1-ого этапа IV Фестиваля «Ситар в Петербурге»).