В 2011 году Вологодская областная картинная галерея продолжает показ творчества ведущих художников современной России. Новый выставочный проект цикла «Академики в Вологде» - выставка произведений живописи и графики народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Эдуарда Георгиевича Браговского, которая открылась 28 апреля в музейно-творческом центре галереи «Дом Корбакова».
Эдуард Георгиевич Браговский - личность поистине легендарная в среде художников и любителей современной живописи, о чем свидетельствуют и его творчество, и биография. Он принадлежит к замечательной плеяде мастеров российского изобразительного искусства, чья юность пришлась на суровые годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Родился Эдуард Браговский 6 октября 1923 года в Тбилиси. Его мать - Шушаник Диотян, была зубным врачом, а отец - Георгий Браговский - кадровым военным. Именно отец первым обратил внимание на способности сына к рисованию и все время заставлял рисовать. В 1927 году семья переехала в Москву, что дало возможность юному Эдуарду получить начальное художественное образование: с 1935 по 1939 годы он посещал детскую изостудию, а в 1939 году стал членом детской редколлегии журнала «Юный художник». Специальное художественное образование было начато Э. Браговским в Вильнюсском художественном институте в 1946 году у замечательного живописца Антанаса Гудайтиса. Затем - Московский художественный институт имени В.И.Сурикова (1947-1953), учеба у художников Виктора Цыплакова и Петра Котова. Увлекался Суриковым, Серовым, Кончаловским, Борисовым-Мусатовым, Рыловым. Общался с Аркадием Пластовым, часто бывал в его мастерской на Верхней Масловке, в его библиотеке сначала по книгам познакомился с творчеством Ван Гога, Моне, Писсаро... То были трудные годы учебы в послевоенной Москве, то была счастливая студенческая пора. После окончания института Эдуард Браговский вместе со своими друзьями - художниками Николаем Андроновым, Ефремом Зверьковым, Виктором Ивановым, Гелием Коржевым, Павлом Никоновым, Петром Оссовским участвовал на первых молодежных выставках в Москве, в зале на Кузнецком мосту, 11. Эти молодежные выставки сыграли очень большую, если не сказать решающую, роль в формировании личности художников поколения 50-х - 60-х годов. Это было время, когда в советском изобразительном искусстве происходила переоценка ценностей, шли поиски новых глубин содержания и формы. И молодые художники, участники этих выставок, спустя несколько лет стали определять лицо советского искусства наряду с мастерами старшего поколения.
Человек неординарный, всю жизнь стремившийся к лидерству в искусстве, Браговский создал свою ярко индивидуальную систему живописного самовыражения. Его жанровые полотна, пейзажи, портреты и натюрморты отмечены особой взрывной романтической одухотворенностью, остро-динамичной системой видения окружающего мира, эмоциональной заразительностью. Его произведения обладают редкой притягательностью благодаря открытому поэтическому постижению шири, мощи и трепетной красоты русской природы, сильных характеров и сложных судеб людей, живущих на этой Богом благословенной земле. Браговский ярко заявил о себе и как мастер сюжетно-тематической картины, и как тонкий психолог-портретист, и как вдохновенный пейзажист, хотя никогда не делил свои работы по жанровому признаку. Для него главным аргументом профессионализма в живописи всегда был цвет. Браговский прежде всего колорист, поэтому именно цвет определяет образную полифонию его произведений, служит главным ассоциативным инструментом выражения чувств и мыслей художника. Творчество Э. Г. Браговского хорошо знакомо вологодским любителям искусств. Его первая персональная выставка проходила в областной картинной галерее в 1972 году. Главным организатором той выставки был Владимир Корбаков, однокурсник и большой друг Эдуарда Браговского. В 1961 году Браговский написал большой живописный портрет Корбакова. Эта работа находится в галерейной коллекции «Дома Корбакова» и сегодня представлена на выставке. Всего в экспозиции размещено около 150 наиболее характерных произведений живописи и графики художника, созданных им в период с 1945 по 2010 гг.
Пейзажи составляют основную часть экспозиции. Художник много ездил по стране, был на Целине, на Кавказе, в Средней Азии, в Ферапонтове на Вологодчине, в больших и малых провинциальных городах России и отовсюду привозил множество зарисовок и этюдов, которые являлись натурным материалом его будущих картин. Названия работ, представленных на выставке, говорят сами за себя: «На Алтае» (1950), «Переславль-Залесский» (1959), «Севан» (1960), «Домна. Ночь. Череповец» (1972), «Перед грозой (Ферапонтово)» (1976), «Синий Волхов» (2008). Самые сокровенные творческие замыслы Эдуарда Браговского рождались в Тарусе. Пейзажи, окружающие этот маленький городок, служили источником вдохновения для поколений замечательных деятелей национальной литературы и изобразительного искусства. Здесь жили летами Виктор Борисов-Мусатов, Константин Паустовский, Марина Цветаева. Сам Браговский так говорил об этом маленьком, уютном городке на берегу Оки: «До того, как поселиться там, мы все куда-то ехали, спешили. Не оставалось времени по-настоящему вглядеться в окружающий мир, вчувствоваться в него. А здесь я все получил сполна: была первая любовь, было время для того, чтобы оглядеться и все прочувствовать». И действительно, картины, задуманные или созданные им здесь, обладают удивительной эмоциональной притягательностью, содержательной глубиной. В экспозиции выставки присутствуют работы из тарусского цикла живописца: «Мост в Тарусе» (1973), «Дом Добротворских в Тарусе» (1979).
Среди портретов, представленных на выставке - «Наташа» (1949), «Пушкин на Тверском бульваре» (1990), «Мои внуки» (1995), «Н. Рубцов в Ферапонтове» (2006). Портреты, написанные Браговским, - это не просто модели, сидящие в застывших позах. На холсте - люди, живущие полной внутренней жизнью, увиденные как бы скрытой камерой. Это портреты-картины, где и обстановка, и колорит помогают раскрытию образа.
Браговский - ярко одаренный живописец, выдающийся отечественный пейзажист, мастер натюрморта, тонкий, неподражаемый рисовальщик. Созданные Эдуардом Георгиевичем произведения свидетельствуют о высокой профессиональной культуре мастера, его глубокой сопричастности судьбам своего народа. Романтически одухотворенное творчество Браговского отмечено лучшими чертами типично московской живописной традиции, обогащено опытом и открытиями французской живописной школы ХХ века, при этом оно остается глубоко индивидуальным по образной концепции, по высокому уровню художественно-обобщенного восприятия окружающего мира российской жизни.