НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Затёртый во льдах и во времени. Ко дню работников отраслей связи

c 10 мая по 20 июня 2011Саратовская область
Винклер К.А.  Броненосец «Генерал-Адмирал Апраксин»  во льду у острова Гогланд.  1900-1901 (Холст, масло. 83х136).  Собрание Радищевского музея
Дорогие коллеги!

От всей души поздравляем вас с Днём работников всех отраслей связи!

Пусть волны эфира и в дальнейшем тесно связывают Радищевский музей и все компании-партнёры отрасли.

Пресс-служба Радищевского музея

Как может отметить День радио художественный музей? Открыть свой запасник, достать из ячейки деревянного стеллажа в хранении живописи большую картину и рассказать удивительную историю о забытом, но весьма примечательном событии, произошедшем в конце позапрошлого столетия и отображённом малоизвестным художником в своём живописном произведении!

На картине на фоне пологих прибрежных склонов, поросших редким лесом, и яркого закатного неба изображен накренившийся, крепко скованный льдами корабль. Чёрная масса его огромного корпуса смотрится ещё более внушительно в сравнении с маленькими человеческими фигурками. Из малозаметных, лишённых нарочитости примет понятно, что здесь теплится жизнь: люди на корме броненосца, верёвочная лестница, связывающая его с берегом, идущий из трубы дым. Подчёркивая суровую выразительность северной природы, художник использует холодные тона. Зеленовато-голубые цвета неровной поверхности льда на первом плане и заснеженных далей рождают ощущение неприютности, зимнего оцепенения.

Розово-жёлтые отблески закатного освещения, низкие фиолетово-серые плотные облака над горизонтом придают пейзажу драматическую напряжённость.

Малознакомое имя автора – Карл Александрович Винклер, невразумительное название – не то «Ледоход», не то «Ледокол», так обозначалось произведение в разных музейных документах, оставляли картину с изображением затёртого во льдах тёмного корабля (какая-то баржа что-ли?) долгое время без внимания исследователей и зрителей. Прояснить совсем не прозаический сюжет полотна помогло письмо художника, хранящееся в музейном архиве:

Милостивый государь!

На выставке Общества Мюссаровских Понедельников в помещении Имп[ераторского] Общ[ества] Поощр[ения] Худ[ожеств] в Петербурге сейчас находится коллекция в акварели моей работы и вместе с ней большая картина масляными красками, интересная уже по сюжету «Броненосец “Ген[ерал]-Адм[ирал] Апраксин” во льду на острове Гогланд». Писана картина эта после моего пребывания на О. Гогланд, где я жил 2 недели на ледоколе Ермак в январе 1900 года, и выставлена во многих городах России.

Эту коллекцию я с удовольствием выставил бы в Саратове, или в Вашем Радищевском Музее…

с совершенным почтением К. Винклер.

Письмо было адресовано в правление Саратовского Радищевского Музея из Варшавы, где на тот момент находился художник; ответ он просил писать уже в Рим. То немногое, что известно о жизни этого мастера, свидетельствует о его высокой подвижности. Он работал в Санкт-Петербурге, Варшаве и Дрездене, Риме и Лозанне, но больше всего в родном Ревеле, старые улочки которого запечатлел в многочисленных акварелях, растиражированных потом в открытках.

Первые уроки художественного ремесла Карл Александрович получил у ревельских художников К. Нилендера и А. Шлатера, потом учился у Г. Эшке в Берлине и Г. Вея в Лозанне. Кроме этого он закончил филологический факультет Ревельского университета. До 1902 года жил в Санкт-Петербурге и был участником выставок Императорского Общества поощрения художеств, Санкт-Петербургского общества художников, Общества русских акварелистов и др.

Художник писал преимущественно реалистические пейзажи. Особенно любил старинные улочки древних городов, камерные, приближенные к человеку мотивы природы, которые выполнены им в технике акварели. В собрании Радищевского музея находятся несколько акварельных пейзажей, рисующих неброскую красоту северной природы: отражение облаков в глади воды, тихий морской залив на закате, рыбацкие домики на берегу живописного побережья Балтики («Болото», «К вечеру», «Избушка у моря» и др.).

Живописных произведений Винклера известно очень мало, одно из них – «Ледокол во льду», оказавшийся «броненосцем». Авторское название и пояснение места написания картины помогло раскрыть событие, запечатлённое Винклером в пейзаже,– кораблекрушение нового корабля береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин». Репортажи о происшествии заполнили полосы столичных газет 1899-1900 годов.

«Апраксин» – один из трёх броненосцев с сильным артиллерийским вооружением, построенных в конце ХIХ века в России и предназначенных для действия во внутренних морях и обороны побережья. Усиление Балтийского флота объяснялось быстрым развитием иностранных флотов (в первую очередь германского). Новые корабли получили имена прославленных русских флотоводцев: «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин». Торжественная закладка последнего состоялась 8 апреля 1893 года.

Имена кораблей неслучайны: среди моряков существует устойчивое мнение, что они имеют влияние на дух команды и предопределяют судьбу самого судна. Например, команда броненосца «Адмирал Ушаков» была уверена, что выражение лица адмирала на портрете, висевшем в кают-компании, время от времени меняется. Названный в честь третьего в России генерал-адмирала Ф.М. Апраксина броненосец имел непростую судьбу, на которую, как полагают, повлиял мягкий и небоевой характер его соименника. Несмотря на многочисленные заслуги сподвижника Петра I, полководца во многих битвах, в том числе, в первом победоносном морском сражении при мысе Гангут в 1714 году, Апраксин запомнился как человек мягкий и неинициативный, и даже не слишком сведущий в морском деле. Вступивший в строй в 1899 году броненосец в тот же год 25 ноября в 3 часа ночи при сильной метели выскочил на камни у южной оконечности острова Гогланд в Финском заливе.

Наибольшая пробоина площадью около 28 кв. метров оказалась в днище, через неё в носовые отделения хлынула вода. В декабре потерпевший аварию корабль оказался в ледовом плену, и сообщение с ним поддерживал только ледокол «Ермак». Многочисленные предложения, порой фантастические, о снятии броненосца печатались в газетах. В конце концов, созрел следующий план: просверлить в камне отверстия и заложить в них динамитные патроны. Сверление гранитного монолита с помощью алмазного бура, насаженного на соединённые между собой штанги общей длиной 23 метра, и установленных на льду станков, вращающихся вручную, оказалось весьма нелёгким делом. За 10 часов удалось проделать лишь одно отверстие глубиной 50 см, в которое водолаз затем заложил динамит. Только после успешного окончания подрывных работ «Ермаку» 11 апреля 1900 года удалось снять броненосец с камней.

При чём же здесь радио? С работами по спасению броненосца связано первое практическое применение изобретения А. С. Попова. Для организации большого объёма работ потребовалась надежная связь с Петербургом и Кронштадтом. Ближайшим к месту аварии населенным пунктом, имеющим проводной телеграф, был город Котка в Финляндии, расстояние до которого превышало 45 километров. Морской технический комитет предложил связать острова Гогланд и Кутсало, расположенные в непосредственной близости от г. Котка, беспроволочным телеграфом.

Для научного руководства созданием радиолинии были привлечены А. С. Попов и его ассистент П. Н. Рыбкин. Одну из радиостанций воздвигли на гранитном утесе о. Гогланд, в километре от броненосца. Оборудование для нее, а также команду моряков доставил ледокол "Ермак". Другую радиостанцию построили на о. Кутсало, вблизи почтово-телеграфной конторы г. Котка. Обе станции строились в тяжелейших условиях, при сильных морозах и метелях, но благодаря героическим усилиям русских матросов строительство было закончено в короткий срок.

После ремонта до 1905 года броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» был в Учебном артиллерийском отряде. Участвуя в Цусимском сражении во время русско-японской войны, попал в руки противника. Переименованный в «Окинасима» броненосец доживал свой век в качестве учебного корабля и в 1926 году пошёл на слом.

Не счастливая судьба броненосца отразилась и на картине с его изображением. Долгое время большое полотно находилось на временном хранении в музее. По-видимому, автор надеялся на покупателя и не спешил забирать его обратно. Картина, о которой идёт речь в письме, имеет большие размеры - «около 2 ½ х 1 ½ метров с рамой» и была впервые выставлена в 1901 году в Риге, потом экспонировалась в Петербурге и оттуда была выслана в Саратов для участия на одной из местных выставок. Возможно, она приглянулась одному из саратовцев, с неё было сделано уменьшенное авторское повторение. После революции «Броненосец» был передан Саратовской революционно-следственной комиссией в Радищевский музей и записан на основное хранение под названием «Ледокол. Во льду».

Первое время полотно геройской тематики было востребовано: в 1932-1939 годах оно украшало клуб имени Ф.Э. Дзержинского. А потом надолго осело в музейных фондах, и героическое содержание, подчёркнутое в авторском названии, забылось. Вернуть авторское название картине стало возможным после сопоставления нескольких составляющих: живописного полотна, факта из истории русского флота и архивного документа – письма К.А. Винклера в Радищевский музей.

Несмотря на актуальность темы, не в смысле социальной злободневности, а недавности самого происшествия, картина Винклера не грешит репортажной описательностью. Она отличается значительностью замысла и монументальностью созданного художником образа, который не имеет одностороннего толкования. Замысел художника гораздо шире простого повествования о работах по спасению корабля из ледового плена. Главное – это художественное воплощение мысли о мужественном противостоянии человека природным стихиям, стоящим на пути его дерзких устремлений. Накренившийся тёмный силуэт корабля на фоне северного пейзажа можно назвать почти символическим воплощением извечного противостояния человека и природы, стремления покорить её водные и земные стихии с помощью мощных машин и радиосвязи.

С Днём радио!

www.museum.ru/N42855
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: мемориальные, другие

важные события  x    ?  

новости от 24.10.2020  x    ?  


Две картины Бронзино. К завершению реставрации

Фотовыставка Андрея Мышкина "Идиотский город"

Выставка «Камни предков» в Центральном музее связи имени А.С. Попова

Стали известны имена победителей Всероссийского конкурса малой прозы "Грамматика любви"

Конкурс "Общее дело" продлен на два дополнительных конкурсных цикла

Выставочный проект южнокорейской художницы Ли Бул «Утопия Спасенная» в Петербургском Манеже

XL фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»

Персональная выставка А.Н. Криволапова в цикле "Московские сезоны"

Русский музей возобновляет экскурсии на русском жестовом языке

Выставка «Соколиная охота. Царская потеха с ловчими птицами» в усадьбе «Измайлово»

"Ночь искусств" в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Выставочный проект Элиде Кабасси "Предел и бесконечность"

Паоло Роверси. В поисках Джульетты. Календарь Pirelli 2020

Артём Голощапов. Нелепое равновесие

Выставка-размышление «Чаепитие с Дульсинеей: начало двух веков» в Бахрушинском музее

Старинная японская фотография на выставке в Музее Модерна, Самара

Катя Исаева. Музей природы

Василия Белова читали всей Россией!

Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи

В День памяти жертв политических репрессий вход в Музей истории ГУЛАГа бесплатный

Выставка VII Общероссийского фестиваля дикой природы "Первозданная Россия"

Ксения Цыкунова. Ютьюбифул

Межмузейный выставочный проект «Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья»

Ко Дню памяти жертв политических репрессий. Программа музея Анны Ахматовой

Выставка работ Никиты Макарова в Музее архитектуры имени А.В. Щусева


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru