Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева продолжает проект "Западноевропейское искусство в собрании Радищевского музея".
В 2011 году первый цикл публикаций об итальянских и испанских живописных работах будет посвящён году Италии и Испании в России. Тондо "Мадонна с Младенцем и ангелами" невольно останавливает на себе внимание среди других итальянских картин Радищевского музея. Образ, созданный итальянским художником XV века, обращает нас к миру гармонии и совершенства.
Образ Мадонны выступает на фоне земного пейзажа. Её голова чуть склонилась к Младенцу. Широкий плащ, падающий с плеч, образует над ним подобие широкого купола. Справа и слева от Богоматери - фигуры ангелов. Они обращены к Младенцу, на лицах запечатлелось светлое, тихое созерцание чуда.
В руке младенца-Христа - щегол. Эту птицу часто изображали в подобных ситуациях - она напоминала о Голгофе. Красное пятнышко на груди щегла, согласно легенде, возникло от брызнувшей на неё крови распятого на кресте Спасителя.
Рассматривая картину более внимательно, у правого края её мы увидим ещё одну фигуру — коленопреклонённого Святого Иеронима, также созерцающего чудесное явление Богоматери с Младенцем. Фигура Святого Иеронима - несоизмеримо мала по сравнению с другими персонажами. Богоматерь с младенцем Христом и ангелами — явление другого мира, несоизмеримого с реальным.
Но это произведение - всё-таки не икона, а картина. Почему? Художник стремился слить воедино небесное и земное. Вот как написал об этом поэт Николай Гумилёв:
Есть Бог, есть мир — они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Богоматерь с Младенцем и ангелами находятся на земле. За их фигурами открывается пейзаж с высоким прозрачным небом, тонкими линиями зелёных холмов. Знатоки глядя на этот пейзаж уверенно произносят: "Умбрия!"
Именно в Умбрии, в XV веке возникло художественное направление, которое до сих пор завораживает нас гармонией и внутренним покоем. Оно связано с именем Пьетро Перуджино, чью мастерскую прославили образы прекрасных Мадонн.
Главный город Умбрии — Перуджа, где работал мастер, была тогда одним из самых неблагополучных городов Италии. Вражда богатых семейств, кровавые схватки на улицах держали в напряжении всех жителей города, человеческая кровь лилась рекой.
И именно там появляется особенно умиротворённая, гармоническая живопись, которая получит своё дальнейшее развитие в творчестве ученика Перуджино, знаменитого Рафаэля Санти.
Изображение Мадонны в Умбрии любили вписывать в форму круга. Круг в культурной памяти человечества - знак солнца, космоса, всего мира. Для художника важно совершенство этой формы, линии внутри неё образуют зримый мелодический лад, завораживающий своей чистотой.
Авторская живопись нашей картины, к сожалению, сильно пострадала от времени. Доска, на которой она написана, покороблена многочисленными сквозными трещинами.
Видимо, она капитально реставрировалась перед тем, как попасть в музей. Возможно, в Германии. Растрескавшаяся доска основы скреплена особым способом - на обороте в специально проделанные желобки вставлены деревянные планки, которые скрепляют доску, не дают трещинам расходиться. Реставраторы восполнили осыпавшие части авторской живописи и заново прописали утраченные детали. В неприкосновенности остался мелодический ритм, который нельзя подделать и нужно чувствовать. Он, прежде всего, создаёт щущение возвышенного.
Особенно интересно сравнение обычной фотографии лика Мадонны со снимком в инфракрасном спектре излучения. Он выявляет рисунок, скрытый под поздними наслоениями живописи. Оказывается, первоначально этот лик был очень мягким, нежным. Жёсткая обводка утративших ясность авторских линий совершенно изменило его.
Из за этого даже возникло подозрение, что картина является копией.
Вдоль выреза платья Мадонны идёт надпись: A LIPPI.
Она долго тревожила зрительское воображение. Не авторская ли? Увы, нет! Мастер XV века не смел начертать своё имя на изображении Богоматери. Надпись сделана не раньше XiX века и связана с интересами художественного рынка. Картина продаётся дороже, если известно имя автора. С помощью лупы можно видеть, что под надписью есть старый рисунок потускневшим творёным золотом. Это были, скорее всего, не буквы, а геометрический орнамент, которым любили украшать ворот платья.
Картина "Мадонна с младенцем и ангелами" подарена музею в 1887 году Александром Викторовичем Звенигородским. Он был - крупным чиновником, коллекционером и меценатом. Прекрасная картина связана в нашей памяти с бескорыстным даром Александра Викторовича Звенигородского.
Л.П.Красноперова