6 мая 2011 года, в 16.00 в Государственном Художественном музее Алтайского края открывается выставка «Когда художник берёт фотоаппарат». Это пилотная выставка проекта под кураторством известного московского искусствоведа Андрея Ерофеева «Художник в роли», представляющего различные ипостаси современного художника.
На выставке представлены работы художников Ивана Бражкина, Олега Кулика, Викентия Нилина, Антона Ольшванга, Давида Тер-Оганьяна, Семена Файбисовича.
Почему же сегодня художники в массовом порядке оставляют живопись, ставшую за век предельно эгоцентричной и самодостаточной, и предпочитают ей фотографию? Выставка дает несколько вариантов ответа на этот вопрос на примере творчества шести выдающих московских художников-авангардистов трех поколений.
Большинство показанных на выставке произведений создавались не для эстетического гурманства. В них фотография использована как общепонятный язык. С его помощью автор выставляет в качестве объективной реальности такие образы и явления, которые невозможно увидеть обыденным взглядом. В отличие от фотографа художник снимает не предметы, не людей, а специфический взгляд, особую атмосферу, характерные свойства среды, типичные для данного времени и места.
Олег Кулик и Викентий Нилин маскируются под фотографов ради придания в своим произведениям документального характера. «Страхи белого человека», «Русские», «Личное» являются в своей основе классическими театрально-живописными постановками с натурщиками и стаффажем. В их пластических композициях, доведенных до точности формулы, читается желание продемонстрировать не конкретный аспект, а сам «дух» нашего времени, характерные особенности местной жизни, обычаев, взаимоотношений.
Семен Файбисович цепочкой визуальных ассоциаций с японской и китайской графикой, с итальянским арте повера и испанской конкретной абстракцией трансформирует наше восприятие техногенных загрязнений среды в примечательные, не лишенные тонкости и художественного изящества эстетические курьезы. Эстетическому и смысловому преображению того, что устойчиво воспринимается недостойным внимания, посвящены и «Мусорки» Давида Тер-Оганъяна.
«Линза» фотоаппарата Ивана Бражкина приглашает нас к бесстыжему разглядыванию другого мегакульта современной цивилизации – человеческого тела. Эта серия безусловно полемична по отношению к гламурно-рекламным образам, ибо во всех подробностях представляет взору зрителя такую человеческую натуральную пластику, которую принято всячески скрывать.
Серия «Исследование городских теней» Антона Ольшванга демонстрирует прогрессивное освобождение свето-теневого игрового взаимодействия от функции рисования предмета. Предметный мир маскируется этой игрой как камуфляжем. Не видно ни источника света, ни освещаемого предмета. Фотография фиксирует лишь след взаимодействия того и другого. В результате подобных взаимодействий, давлений, столкновений, прессинга рождается напряженная форма. На языке искусствознания эта «угнетенная» форма называется пластикой. Камера Ольшванга отслеживает всевозможные варианты пластики среды, хранящей человеческий след - от сидений вагонов метро до сугробов.
Кураторы выставки просят людей впечатлительных, с больной и ранимой психикой воздержаться от разглядывания подробностей представленных работ. Так же не рекомендуется посещение выставки несовершеннолетним детям
Выставка работает с 6 мая по 4 июня 2011 года. Приглашаем всех, кто интересуется современным искусством посетить экспозицию выставки.
Куратор выставки А. Ерофеев, искусствовед, г. Москва,
координатор проекта С. Самойленко СЦСИ г. Новосибирск,
куратор выставки в Барнауле Е. Пешков, искусствовед.